СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности у обучающихся в объединениях дополнительного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на окружных методических чтениях по теме «Развитие креативного мышления обучающихся в объединениях дополнительного образования детей как одна из составляющих функциональной грамотности». Развитие креативности, как одной из частей функциональной грамотности, не зависит от направленнности или вида деятельности - это базовая составляющая личности ребенка. Презентацию можно найти ниже на стене. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности у обучающихся в объединениях дополнительного образования»

Доклад окружные методические чтения


«Развитие креативного мышления обучающихся

в объединениях дополнительного образования детей как одна из составляющих функциональной грамотности»


Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.


Современному ребенку важно обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

- способностью налаживать отношения со сверстниками, учителями, обществом


Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. «Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, оно незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции) – это образованные, успешные, сильные, способные к саморазвитию люди.


Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей.


Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития, поэтому важно научить детей творчески подходить к ситуациям, искать порой неожиданные решения стандартных задач.


Наши педагоги в своей работе по развитию креативного, творческого мышления опираются на то, чтобы развивать в детях:

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;

- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Потребность продуцировать собственные идеи:

- оригинальность предложенных идей;

- гибкость или подвижность;

- способность генерировать большое количество идей.

3. Развить предложенные идеи:

- рассматривать идеи с разных позиций и искать их сильные и слабые стороны с целью улучшения идеи или отказа от нее;

- быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.


В СП «Поиск» основным контингентом являются учащиеся начальных классов и среднего звена (6-9 классы). На занятиях любой направленности педагоги подбирают такие методы, приемы, разрабатывают специальные задания, которые развивают воображение, познавательную активность, желание найти как можно более оригинальный ответ.





Средствами формирования креативного мышления в наших объединениях являются:

- технология проблемного обучения в объединениях по живописи, вокалу, хореографии, в том числе;

- технологии развития критического мышления и такие приемы, как «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Озвучивание мыслей», «Пересказ», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Кластер» и т.д. на разных стадиях занятия;

- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;

- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.


Любое задание можно предложить, как младшим школьникам, так и старшеклассникам.

Главное условие успеха – задания должны пронизывать занятие независимо от поставленных целей, задач и темы. Продолжительность 5-10 мин., главное систематичность, сложное оборудование или подготовка не требуются.


Например, упражнение «Запиши как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего». Старшеклассники могут выполнять его в рамках своего направления, например, робототехника.


Например, «Рассказ». Младшие школьники – предлагается начало рассказа «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…» придумать продолжение за 10 мин.

Старшеклассники «Составить рассказ по заданным словам». В каждом предложении можно использовать только одно слово из предложенных. Последовательность слов менять нельзя.

Слова: лес, девочка, корабль, крокодил, земля, ключ, цветок, дорога.


Младший возраст – «Правила хорошего тона». С древности повелось, что вести себя в разных местах нужно по-разному. В связи с этим существуют определённые правила, что можно и что нельзя делать. Напишите свод правил, как вести себя «на вершине горы Эльбрус», «в холодильнике», «под кроватью» и т.д.

Старшеклассники – «Качества человека». Перечислите качества и/или особенности человека, исключите одно, два свойства и посмотрите, что получилось. Например, человек, не чувствует боли, не спит, умеет слышать мысли других людей и т.д.



Креативными дети становятся благодаря креативным педагогам.

Все наши педагоги работают по программам, прошедшим сертификацию в соответствии с требованиями ПФДО, учитывают психологические особенности возраста детей.

Нам важно чтобы программы оставалась привлекательными, прослеживалась взаимосвязь познавательной деятельности с различными формами подачи материала, чтобы таким образом сделать процесс обучения как можно более творческим. Пленэры, занятия-путешествия, виртуальные экскурсии делают процесс обучения еще более ярким и эмоциональным.


Упор мы делаем на современные образовательные технологии, наши педагоги нацелены на методический рост своих компетенций. Ежегодно они участвуют в конкурсах профессионального мастерства и методических материалов, где творчески, нестандартно подходят к своим темам.

Алендеева Елена Владимировна имеет большой опыт участия в областном конкурсе методических материалов «Открытый урок». Она делает акцент на авторские иллюстрации, а не скаченные картинки со стоков, а также на развитие креативности при изучении народного промысла «декоративная роспись».


Жандарова Наталья Александровна, имея опыт педагогической работы два года, вышла в этом году на этот же конкурс с разработкой УМК по фоамирану, где сделала упор на использование цифровых образовательных ресурсов, дистанционных форм по некоторым темам модуля. Обе разработки заняли призовые места.


И в заключении, хочется сказать, что современные дети требуют, в хорошем смысле, современных технологий, актуальных тем, их привлекает визуальная составляющая - и это здорово. Это нельзя не учитывать. И наша задача научить их быть яркими и творческими и с уверенностью смотреть в будущее.

Благодарю за внимание.

3