Доклад окружные методические чтения
«Развитие креативного мышления обучающихся
в объединениях дополнительного образования детей как одна из составляющих функциональной грамотности»
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Современному ребенку важно обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
- способностью налаживать отношения со сверстниками, учителями, обществом
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. «Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, оно незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции) – это образованные, успешные, сильные, способные к саморазвитию люди.
Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей.
Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития, поэтому важно научить детей творчески подходить к ситуациям, искать порой неожиданные решения стандартных задач.
Наши педагоги в своей работе по развитию креативного, творческого мышления опираются на то, чтобы развивать в детях:
1. Любознательность (активный интерес к заданию):
- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).
2. Потребность продуцировать собственные идеи:
- оригинальность предложенных идей;
- гибкость или подвижность;
- способность генерировать большое количество идей.
3. Развить предложенные идеи:
- рассматривать идеи с разных позиций и искать их сильные и слабые стороны с целью улучшения идеи или отказа от нее;
- быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации.
В СП «Поиск» основным контингентом являются учащиеся начальных классов и среднего звена (6-9 классы). На занятиях любой направленности педагоги подбирают такие методы, приемы, разрабатывают специальные задания, которые развивают воображение, познавательную активность, желание найти как можно более оригинальный ответ.
Средствами формирования креативного мышления в наших объединениях являются:
- технология проблемного обучения в объединениях по живописи, вокалу, хореографии, в том числе;
- технологии развития критического мышления и такие приемы, как «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Озвучивание мыслей», «Пересказ», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Лови ошибку», «Кластер» и т.д. на разных стадиях занятия;
- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;
- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.
Любое задание можно предложить, как младшим школьникам, так и старшеклассникам.
Главное условие успеха – задания должны пронизывать занятие независимо от поставленных целей, задач и темы. Продолжительность 5-10 мин., главное систематичность, сложное оборудование или подготовка не требуются.
Например, упражнение «Запиши как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего». Старшеклассники могут выполнять его в рамках своего направления, например, робототехника.
Например, «Рассказ». Младшие школьники – предлагается начало рассказа «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…» придумать продолжение за 10 мин.
Старшеклассники «Составить рассказ по заданным словам». В каждом предложении можно использовать только одно слово из предложенных. Последовательность слов менять нельзя.
Слова: лес, девочка, корабль, крокодил, земля, ключ, цветок, дорога.
Младший возраст – «Правила хорошего тона». С древности повелось, что вести себя в разных местах нужно по-разному. В связи с этим существуют определённые правила, что можно и что нельзя делать. Напишите свод правил, как вести себя «на вершине горы Эльбрус», «в холодильнике», «под кроватью» и т.д.
Старшеклассники – «Качества человека». Перечислите качества и/или особенности человека, исключите одно, два свойства и посмотрите, что получилось. Например, человек, не чувствует боли, не спит, умеет слышать мысли других людей и т.д.
Креативными дети становятся благодаря креативным педагогам.
Все наши педагоги работают по программам, прошедшим сертификацию в соответствии с требованиями ПФДО, учитывают психологические особенности возраста детей.
Нам важно чтобы программы оставалась привлекательными, прослеживалась взаимосвязь познавательной деятельности с различными формами подачи материала, чтобы таким образом сделать процесс обучения как можно более творческим. Пленэры, занятия-путешествия, виртуальные экскурсии делают процесс обучения еще более ярким и эмоциональным.
Упор мы делаем на современные образовательные технологии, наши педагоги нацелены на методический рост своих компетенций. Ежегодно они участвуют в конкурсах профессионального мастерства и методических материалов, где творчески, нестандартно подходят к своим темам.
Алендеева Елена Владимировна имеет большой опыт участия в областном конкурсе методических материалов «Открытый урок». Она делает акцент на авторские иллюстрации, а не скаченные картинки со стоков, а также на развитие креативности при изучении народного промысла «декоративная роспись».
Жандарова Наталья Александровна, имея опыт педагогической работы два года, вышла в этом году на этот же конкурс с разработкой УМК по фоамирану, где сделала упор на использование цифровых образовательных ресурсов, дистанционных форм по некоторым темам модуля. Обе разработки заняли призовые места.
И в заключении, хочется сказать, что современные дети требуют, в хорошем смысле, современных технологий, актуальных тем, их привлекает визуальная составляющая - и это здорово. Это нельзя не учитывать. И наша задача научить их быть яркими и творческими и с уверенностью смотреть в будущее.
Благодарю за внимание.
3