СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие компетенций средствами краеведческой деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве. Краеведческая деятельность обучающихся позволяет решать одновременно вопросы обучения, воспитания, оздоровления, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей, формирование здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Развитие компетенций средствами краеведческой деятельности»

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Почему нас волнует состояние краеведческой грамотности

На сегодняшний день кардинально меняются все сферы жизни общества, рушится прежняя система ценностей, теряется актуальность народных традиций, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. За последние годы в России во многом утеряны старые и не сформированы новые культурные и нравственные ориентиры в воспитании детей. В среде детей и подростков не престижно быть образованным, грамотным, личностно компетентным. Краеведение - это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве. Краеведческая деятельность обучающихся позволяет решать одновременно вопросы обучения, воспитания, оздоровления, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей, формирование здорового образа жизни.


Краеведение как наука

Краеведение - комплексная наука, соединяющая в себе сведения природоведческие (так же комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединение состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности.

Краеведение изучает изменения происходящие на исследуемой территории, изменения жизнедеятельности людей, связанные с этой территорией, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д. и т.п.).

Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и др., но и формирует у ребенка познавательный интерес, повышает культурный уровень, создает новые и пополняет уже имеющиеся у ребенка компетенции в рамках краеведения.

Развитие компетенций

Творческие компетенции

Это компетенции, связанные с инновационностью, фантазией, нетривиальным подходом к решению поставленных задач.

  • Системный подход и разветвленная структура творческого процесса исследовательской деятельности постоянно стимулирует ребенка к проявлению креативных способностей. Ребенок может и должен проявлять фантазию на каждом этапе проекта.

  • Дети постепенно приучаются творить одновременно в разных научных областях, осваивая их в целостности, что позволит им и в будущем проявлять инновационные решения для любых поставленных перед ними задачами.

  • Учатся ценить архитектурные и археологические памятники, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д. и т.п.).

Деятельности, развивающие творческие компетенции, в рамках краеведения

  • художественно графическая — рисунки, картины, резьба, лепные работы и т.п., отражающие эстетическое восприятие мира;

  • техническое творчество — различные макеты, модели, игры и т.п.;

  • литературно художественная — творческие работы (эссе, рассказы, стихотворения, сочинения, новеллы, и т.п.), написанные на основе литературных канонов и также отражающие чувственно эстетическое восприятие мира;

  • информационные рефераты — творческие работы, написанные на основе нескольких источников (в большинстве — уже опубликованных) с целью наиболее полного освещения какой либо темы;

  • проблемные рефераты — творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых дается собственная трактовка поставленной проблемы (подобная работа вполне может считаться исследовательской, если она выдержана в рамках общепринятой структуры, имеет соответствующие признаки и выполнена на достаточно хорошем уровне);

  • экспериментально иллюстративные — описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Имеют скорее иллюстративный, нежели эвристический, характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов эксперимента в зависимости от изменения исходных условий;

  • описательно натуралистические — выполнены в стиле наблюдения и качественного описания какого либо явления. В таких работах либо отсутствуют совсем, либо присутствуют в весьма незначительной степени количественные методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы экологической направленности, посвященные описанию каких либо природных объектов, борьбе с отрицательным антропогенным влиянием на окружающую среду и т.п.;

  • исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной научной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ, обобщения и выводы о характере исследуемого объекта или явления

Общекультурные компетенции

Это компетенции, дающие знания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, включая понимание духовно-нравственных основ жизни человека, человечества и отдельных народов; овладение основами семейных и общественных явлений и традиций; понимание роли науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере.

  • Формировать собственные представления о самых различных аспектах человеческой культуры.

  • Реализовать свое актуальное понимание общечеловеческой и национальной культуры.

  • Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени; 

  • Иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России, Татарстане и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе; 

  • Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др. 

Деятельности, развивающие общекультурные компетенции, в рамках краеведения

  • изучение традиций, игр, песен русского и татарского народа 

  • экскурсии по историческим местам Казани и Татарстана

  • экскурсии по школьным музеям

  • проведение традиционных русских, татарских праздников 

  • (Науруз, Сабантуй, Курбан – байрам, Ураза-байрам, Масленица, Колядки, Рождество, Святки, Пасха, Троица и др.) 

  • работа школьного краеведческого кружка «Историческое краеведение», «Литературное краеведение»

Компетенции личностного самосовершенствования

Это компетенции, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

  • Ребенок овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях:

  • непрерывное самопознание,

  • развитие необходимых современному человеку личностных качеств,

  • формирование «психической культуры» и психологической грамотности,

  • культуры мышления и поведения.

Деятельности, развивающие компетенции личностного самосовершенствования, в рамках краеведения

Регуляция собственного эмоционального состояния, выбор коллективного или индивидуального формата работы над исследовательской деятельностью, проектом;

  • изучение и обсуждение исследования,

  • Выстраивание поисковой работы.

Таким образом, формируются представления о поведении и поступках людей, навыки эмоциональной саморегуляции в общении и рабочей деятельности, понимание причинно-следственных связей поведения человека.

Коммуникативные компетенции

Эти компетенции включают понимание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

  • Ребенок, выступая в процессе поисковой, исследовательской деятельности, учится:

  • понимать значимость и созависимость в созидательном процессе,

  • налаживать коммуникации друг с другом,

  • быть толерантным,

  • понимать свою ответственность за свой участок работы,

  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп. 

Деятельности, развивающие коммуникативные компетенции, в рамках краеведения

  • формирование группы единомышленников;

  • степень активности участия в процессе: в группе выделяются лидеры и сотрудники, соучастники;

  • сбор материала для краеведческой экспозиции;

  • подготовка и проведение костюмированных конкурсов;

Учебно-познавательные компетенции

Это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. К такого рода компетенциям относят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

  • Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель. 

  • Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности. 

  • Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме. 

  • Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы. 

  • Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). 

Деятельности, развивающие учебно-познавательные компетенции, в рамках краеведческой деятельности

  • участие в районных торжественных митингах, Маршах Памяти;

  • проведение районных краеведческих конкурсов, конференций и «круглых столов»; 

  • проведение выставки исследовательских работ на темы «Моя родословная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки (моего дедушки)» и др.; 

  • исследовательские проекты «История моего района», «Летопись города», «Татарские национальные праздники»; 

  • участие в районных и областных краеведческих конференциях. 

  • формирует собственную культуру мышления и поведения.

Основы конкретно-профессиональных компетенций

Это совокупность знаний, умений и навыков для ориентации в различных областях профессиональной человеческой деятельности.

Исследования, проектная деятельность, развивающие конкретно-профессиональные компетенции в рамках краеведения

Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт.

  • Как биолог, ботаник, эколог, географ, геолог, естествоиспытатель, спелеолог, зоолог и физик ребенок изучает явления природы. 

  • Как историк учится анализировать причинно-следственные связи.

  • Как географ изучает территориальную организацию населения.

  • Как этнолог ребенок изучает закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы, овладевает навыком связно выражать мысли, грамотно писать и говорить по-русски, используя все лексическое богатство родного языка.

  • Как экономист ребенок изучает отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

Организационно-трудовые компетенции

Это совокупность компетенций, направленных на формирование представлений о производственных процессах, эффективной организации времени, рабочем инструментарии.

  • Владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы. 

  • Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве. 

  • Действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. 

  • С точки зрения эффективной организации времени, ребенок получает представление о том, что любой производительный процесс является временным.

  • Чем качественнее результат, тем больше усилий, физических и духовных, а также временных затрат, требует процесс.

  • Формируется представление о грамотной организации рабочего места, технике безопасности, формирует правильные привычки в области гигиены труда.

Развитие организационно-трудовых компетенций, в рамках краеведения

  • Выработка навыков организации рабочего времени и пространства в рамках этапа занятия, целого занятия, всего времени работы над проектом, исследованием.

Информационные компетенции

Это компетенции, направленные на формирование навыков деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

  • Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; 

  • Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; 

  • Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ; 

  • Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира и др. гаджетов

  • Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет. 

Деятельности, развивающие информационные компетенции в рамках краеведческой деятельности

  • подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций по истории, географии, архитектуре родного края;

  • участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах;

  • Работа с компьютерной и фото-техникой;

  • Работа с компьютерными программами;

  • Работа в интернет-пространстве.

Таким образом, краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению обучающимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.