РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Почему нас волнует состояние краеведческой грамотности
На сегодняшний день кардинально меняются все сферы жизни общества, рушится прежняя система ценностей, теряется актуальность народных традиций, отечественной истории и культуры. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. За последние годы в России во многом утеряны старые и не сформированы новые культурные и нравственные ориентиры в воспитании детей. В среде детей и подростков не престижно быть образованным, грамотным, личностно компетентным. Краеведение - это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Цель краеведческого образования - способствовать духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся в их жизненном пространстве. Краеведческая деятельность обучающихся позволяет решать одновременно вопросы обучения, воспитания, оздоровления, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей, формирование здорового образа жизни.
Краеведение как наука
Краеведение - комплексная наука, соединяющая в себе сведения природоведческие (так же комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединение состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности.
Краеведение изучает изменения происходящие на исследуемой территории, изменения жизнедеятельности людей, связанные с этой территорией, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д. и т.п.).
Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и др., но и формирует у ребенка познавательный интерес, повышает культурный уровень, создает новые и пополняет уже имеющиеся у ребенка компетенции в рамках краеведения.
Развитие компетенций
Творческие компетенции
Это компетенции, связанные с инновационностью, фантазией, нетривиальным подходом к решению поставленных задач.
Системный подход и разветвленная структура творческого процесса исследовательской деятельности постоянно стимулирует ребенка к проявлению креативных способностей. Ребенок может и должен проявлять фантазию на каждом этапе проекта.
Дети постепенно приучаются творить одновременно в разных научных областях, осваивая их в целостности, что позволит им и в будущем проявлять инновационные решения для любых поставленных перед ними задачами.
Учатся ценить архитектурные и археологические памятники, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д. и т.п.).
Деятельности, развивающие творческие компетенции, в рамках краеведения
художественно графическая — рисунки, картины, резьба, лепные работы и т.п., отражающие эстетическое восприятие мира;
техническое творчество — различные макеты, модели, игры и т.п.;
литературно художественная — творческие работы (эссе, рассказы, стихотворения, сочинения, новеллы, и т.п.), написанные на основе литературных канонов и также отражающие чувственно эстетическое восприятие мира;
информационные рефераты — творческие работы, написанные на основе нескольких источников (в большинстве — уже опубликованных) с целью наиболее полного освещения какой либо темы;
проблемные рефераты — творческие работы, предполагающие сопоставление данных разных литературных источников, на основе которых дается собственная трактовка поставленной проблемы (подобная работа вполне может считаться исследовательской, если она выдержана в рамках общепринятой структуры, имеет соответствующие признаки и выполнена на достаточно хорошем уровне);
экспериментально иллюстративные — описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Имеют скорее иллюстративный, нежели эвристический, характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов эксперимента в зависимости от изменения исходных условий;
описательно натуралистические — выполнены в стиле наблюдения и качественного описания какого либо явления. В таких работах либо отсутствуют совсем, либо присутствуют в весьма незначительной степени количественные методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы экологической направленности, посвященные описанию каких либо природных объектов, борьбе с отрицательным антропогенным влиянием на окружающую среду и т.п.;
исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной научной методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ, обобщения и выводы о характере исследуемого объекта или явления
Общекультурные компетенции
Это компетенции, дающие знания и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, включая понимание духовно-нравственных основ жизни человека, человечества и отдельных народов; овладение основами семейных и общественных явлений и традиций; понимание роли науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере.
Формировать собственные представления о самых различных аспектах человеческой культуры.
Реализовать свое актуальное понимание общечеловеческой и национальной культуры.
Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
Иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России, Татарстане и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Деятельности, развивающие общекультурные компетенции, в рамках краеведения
изучение традиций, игр, песен русского и татарского народа
экскурсии по историческим местам Казани и Татарстана
экскурсии по школьным музеям
проведение традиционных русских, татарских праздников
(Науруз, Сабантуй, Курбан – байрам, Ураза-байрам, Масленица, Колядки, Рождество, Святки, Пасха, Троица и др.)
работа школьного краеведческого кружка «Историческое краеведение», «Литературное краеведение»
Компетенции личностного самосовершенствования
Это компетенции, направленные на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
непрерывное самопознание,
развитие необходимых современному человеку личностных качеств,
формирование «психической культуры» и психологической грамотности,
культуры мышления и поведения.
Деятельности, развивающие компетенции личностного самосовершенствования, в рамках краеведения
Регуляция собственного эмоционального состояния, выбор коллективного или индивидуального формата работы над исследовательской деятельностью, проектом;
Таким образом, формируются представления о поведении и поступках людей, навыки эмоциональной саморегуляции в общении и рабочей деятельности, понимание причинно-следственных связей поведения человека.
Коммуникативные компетенции
Эти компетенции включают понимание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
понимать значимость и созависимость в созидательном процессе,
налаживать коммуникации друг с другом,
быть толерантным,
понимать свою ответственность за свой участок работы,
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Деятельности, развивающие коммуникативные компетенции, в рамках краеведения
формирование группы единомышленников;
степень активности участия в процессе: в группе выделяются лидеры и сотрудники, соучастники;
сбор материала для краеведческой экспозиции;
подготовка и проведение костюмированных конкурсов;
Учебно-познавательные компетенции
Это совокупность компетенций ребенка в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. К такого рода компетенциям относят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель.
Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности.
Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.
Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы.
Выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Деятельности, развивающие учебно-познавательные компетенции, в рамках краеведческой деятельности
участие в районных торжественных митингах, Маршах Памяти;
проведение районных краеведческих конкурсов, конференций и «круглых столов»;
проведение выставки исследовательских работ на темы «Моя родословная», «Великая Отечественная война глазами моей бабушки (моего дедушки)» и др.;
исследовательские проекты «История моего района», «Летопись города», «Татарские национальные праздники»;
участие в районных и областных краеведческих конференциях.
Основы конкретно-профессиональных компетенций
Это совокупность знаний, умений и навыков для ориентации в различных областях профессиональной человеческой деятельности.
Исследования, проектная деятельность, развивающие конкретно-профессиональные компетенции в рамках краеведения
Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт.
Как биолог, ботаник, эколог, географ, геолог, естествоиспытатель, спелеолог, зоолог и физик ребенок изучает явления природы.
Как историк учится анализировать причинно-следственные связи.
Как географ изучает территориальную организацию населения.
Как этнолог ребенок изучает закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы, овладевает навыком связно выражать мысли, грамотно писать и говорить по-русски, используя все лексическое богатство родного языка.
Как экономист ребенок изучает отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.
Организационно-трудовые компетенции
Это совокупность компетенций, направленных на формирование представлений о производственных процессах, эффективной организации времени, рабочем инструментарии.
Владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы.
Определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве.
Действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
С точки зрения эффективной организации времени, ребенок получает представление о том, что любой производительный процесс является временным.
Чем качественнее результат, тем больше усилий, физических и духовных, а также временных затрат, требует процесс.
Формируется представление о грамотной организации рабочего места, технике безопасности, формирует правильные привычки в области гигиены труда.
Развитие организационно-трудовых компетенций, в рамках краеведения
Выработка навыков организации рабочего времени и пространства в рамках этапа занятия, целого занятия, всего времени работы над проектом, исследованием.
Информационные компетенции
Это компетенции, направленные на формирование навыков деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.
Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
Владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира и др. гаджетов
Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Деятельности, развивающие информационные компетенции в рамках краеведческой деятельности
подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций по истории, географии, архитектуре родного края;
участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах;
Таким образом, краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению обучающимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Однако, краеведческим такой подход будет только тогда, когда изучение истории России будет параллельно рассматриваться с явлениями местного быта, местной природы, местной истории.