Слайд 1
«РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФГОС НОО».
Презентация подготовлена учителем начальных классов
МБОУ»Гимназия №1 им К И Щёлкина»Григорян Н.И.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления взначительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Слайд 2
«МАТЕМАТИКА ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НАУК, ИМЕЮЩИХ ГРОМАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ УМЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, ДЕЛАТЬ ОБОБЩЕНИЯ». Н.К. КРУПСКАЯ.
Слайд 3
1.РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем?
Слайд 4
2. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОООбразовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Слайды 5
К логическим универсальным действиям относятся: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно- следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайды 6-7
Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Начиная с 1 класса, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.
Всегда на каждом уроке математики отвожу 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.
формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.
Слайды 8-11
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ . Для выделения свойств предмета используется приём сравнения.
Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Например. В первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств.
Слайд 12
На каждом уроке математики рекомендуется отводить 5 – 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ. Например: « В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, чтобы среди них был хотя бы один красный карандаш?»
Слайд 13
ПРИ РЕШЕНИИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРЕСЛЕДУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ: формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, обобщения; развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности; Поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности; Развитие качеств творческой личности, таких как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность; Подготовка учащихся к творческой деятельности.
Слайд 14
Для развития логического мышления использую различные задания: Логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды.
Слайды 15-16
Применяю групповой метод работы:
Слайд 17
Использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что : возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
Слайд 18
УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ - ЭТО «НОВООБРАЗОВАНИЕ, КОТОРОЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СВЯЗАНО С ОСВОЕНИЕМ ФОРМЫ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА». Г.А. ЦУКЕРМАН
Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.
Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.
Слайд 19
Спасибо за внимание!