Развитие мелкой моторики рук дошкольников с помощью нестандартного оборудования
Игры и упражнения.
Упражнение с пельменницей.
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы пальцев, развивать тактильную чувствительность, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: пельменница.
Описание: взять пельменницу и предложить ребёнку ходить указательным и средним пальцами, как ножками, по клеткам пельменницы. Стараемся делать шаги на каждый ударный слог. Ходить можно поочерёдно, то одной, то другой рукой, а можно- и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят.»
Позже задание можно усложнить, ходить указательным и безымянным пальцами.
Упражнение с шариком для игры в «Дартс»
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: шарик для игры в «Дартс».
Описание:
Ходит ёжик без дорожек Катают шарик в руках, делая движения
Не бежит ни от кого. «вперёд-назад»,
С головы до ножек «вправо-влево» между ладоней.
Весь в иголках ёжик,
Как же взять его? Сжимают шарик между ладоней.
Упражнение с помощью шаров - «ежиков».
Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: Су-Джок шарики.
Описание: Дети крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки. Крепко сжимают мячик в правой руке. Крепко сжимают мячик в левой руке. Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
Это ручка — правая.
Это ручка — левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая.
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
О. Крупенчук
Упражнение с губкой для мытья посуды.
Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: губка для мытья посуды.
Описание: предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут- будут из печи
Булочки и калачи.»
Упражнение с щёткой.
Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику рук, активизировать развитие речи у детей, закрепить проговаривание стихов одновременно с движениями рук.
Оборудование: двухсторонняя щётка
Описание:
И сейчас же щётки, щётки Проводят круговыми движениями по левой
Затрещали, как трещотки, ладошке
И давай меня тереть, Движения «вперёд» от запястья к кончикам пальце
Приговаривать:
смена рук
«Моем, моем трубочиста Проводят круговыми движениям по правой
Чисто, чисто, чисто, чисто! ладошке
Будет, будет трубочист, Движения «вперёд» от запястья к кончикам Чист, чист,чист,чист!» пальцев
Тут и мыло подскочило Другой стороной щётки,-пемзой проводит
И вцепилось в волоса, по левой руке движениями « вперёд»
И юлило, и мылило, по правой руке движениями «вперёд»
И кусало, как оса.
К. Чуковский.
Упражнение с щёткой для мытья посуды.
Цель: воздействовать на биологически активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать артикуляционную и мелкую моторику, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук,создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
Оборудование: щётка для мытья посуды.
Описание: предложить ребёнку взять щётку. Провести щёткой по пальцу, начиная с большого, от подушечки пальца до его основания. Проводить по нему после вопросительного предложения, т. е. во время ответа по ходу чтения.
Кто живёт под потолком?- Проводит щёткой по большому пальцу
Гном.
У него есть борода? -
да! по указательному
И манишка, и жилет? -
Нет! по среднему
Как встаёт он по утрам? -
Сам! по безымянному
Кто с ним утром кофе пьёт? -
Кот! по мизинцу
Чередование круговых движений по
ладошке и движений «вперёд» по
пальцу.
И давно он там живёт? - круговые движения по ладошке
Год! по мизинцу
Кто с ним бегает вдоль крыш? - круговые движения по ладошке Мышь! по безымянному
Он капризничает, да? - Круговые движения по ладошке Ни- по среднему
ког- по указательному
да! по большому пальцу
Упражнение со счетными палочками
Цель: Развитие у детей мелкой моторики пальцев.
Оборудование: Счетные палочки.
Описание:
Очень длинный клюв у цапли,
Вы длиннее найдете вряд ли.
Клювом мериться пришли
Аисты и журавли.
Дети ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат указательным пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат безымянным пальцем правой руки.
Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат мизинцем правой руки. Затем проделывают те же действия левой рукой
Таким образом, большое значение придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Целью этих игр и упражнений является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.