Гаврикова Людмила Валентиновна,
школа № 13, города Черногорска,
учитель начальных классов.
Развитие предметных и метапредметных результатов
на уроках окружающего мира в начальной школе.
В результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включены метапредметные результаты. Каждый учитель, в зависимости от своих личностных качеств, от уровня развития классного коллектива, от возможностей отдельно взятого кабинета начальных классов, решает, какими способами будут формироваться предметные и метапредметные результаты.
Метапредметы необходимы, так как позволяют работать с мировоззрением ребят, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть помогают расширить предметные представления.
Курс «Окружающий мир» в начальной школе нацелен на формирование и развитие первоначальных представлений о природных явлениях и социальных компонентах окружающей действительности, практико-ориентированных знаний о человеке, обществе, природе.
Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия в программе формирования УУД у учащихся.
Регулятивные УУД.
Функция регулятивных УУД – планирование и организация предстоящей учебной деятельности на уроке. Это: целеполагание, формулирование и принятие задач урока, результативность, самооценивание. Учитель выступает как помощник в самостоятельном определении ребят.
Цель урока должна быть понятна и воспринята каждым школьником, для этого отвечаем на вопросы: «Зачем полученные знания?», «Где могут пригодиться?» Например, «Что такое экономика и семейный бюджет?», «Где мне могут понадобиться полученные знания?»
Учебник «Окружающий мир» разделён на разделы и каждый из них начинается с целеполагания. Ребята сразу наглядно могут увидеть информацию, что нового будет изучено в данном разделе, на какие уже известные им знания можно будет опираться.
В течение всего курса вместе со школьниками, познают окружающий мир Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Они помогают определять задачи и цели урока, а также подводить итоги в конце занятия.
Примерное начало урока с целеполаганием.
Мудрая Черепаха, отправила нам видео сообщение - Легенду Древней Греции.
Жила на свете прекрасная нимфа Каллисто. Зевс был сражён её красотой и от их союза родился сын Аркас. Гера прознав про это превратила нимфу в медведицу. Зевс, чтобы спасти красавицу, отправил её на небо вместе с сыном. Так появились два созвездия, отличающиеся размерами.
- Ребята, как вы думаете, почему Мудрая Черепаха, предложила нам прослушать Легенду? Почему именно эту Легенду? И как называются эти созвездия? Чтобы это узнать, на какие имеющиеся у нас знания мы будем опираться?
Оценочная деятельность, формируется в конце каждого раздела, когда ребята решают задания рубрики «Проверь себя». Происходит развитие навыков самооценки и самоконтроля. На данном этапе использую такие приёмы:
1.«Волшебная линеечка». На полях тетради нужно начертить шкалу, на ней крестиком отметить, на какой высоте, опираясь на ощущения ребёнка, проведена его работа. После проверки тетради, школьники видят согласна ли я с выставленной ими высотой крестика, или изменила его.
2. «Цветная оценка». После очередной работы в тетради, нужно нарисовать два небольших круга. Закрасить один из них, обговоренным до этого цветом. Красный - были ошибки, многое не понятно, жёлтый – были ошибки, но разобрался, зелёный – всё понятно. Второй круг раскрашиваю я. На следующий урок, ребята видят совпадают ли наши оценки.
Очень важное значение в развитии познавательных УУД уделяю «смысловому» чтению. Оно делится на 3 этапа:
1. Подготовительный этап.
Работа с заголовком. (Что мы сегодня узнаем на уроке?),
Знакомство с ключевыми словами. (Солнечная система, созвездия, звёзды, планеты, метеориты. По ключевым словам попробуйте сформулировать тему урока),
Просмотр иллюстраций. (Как часто в нашей местности встречаются животные, изображенные на иллюстрациях? Как думаете, что мы узнаем о них на уроке?),
2. Основной этап.
Частичное знакомство с текстом. (Читают ученики, а комментирую и задаю вопросы по прочитанному – я)
Выборочная работа. (После чтения текста, расскажите, каких животных называем домашними? Сравните свои ответы с написанным на слайде, совпадают ли они?)
Словарная работа. (На доске или на слайде появляются по очереди слова, которые могут вызывать затруднения в восприятии у ребят. Сначала предлагаю обратиться к жизненному опыту детей, возможно вы уже сталкивались с данным словом. Если нет, то на помощь приходят энциклопедии, словари, атласы)
3. Заключительный этап.
Формулирование главного вопроса. (Нам известно, что есть царство растений. Можно ли отнести грибы к растениям? У нас разные ответы. Как вы думаете почему? Нам нужно больше информации о грибах. Так какая же будет цель нашего урока?)
Вторичное прочтение заголовка и просмотр иллюстраций. (Правы ли мы были в определении темы урока?)
Своё отношение к тексту. (Ядовитые грибы отличаются от съедобных и в следующий раз, я попробую их отличить)
Высказывание мнений отношения человека к природе. (Вы считаете правильными поступки людей, которые ловят птиц, бабочек, засоряют берега рек, леса на отдыхе, губят растения и животных?)
Графическое изображение прочитанного (таблицы, схемы, рисунки)
Параллельно с учебником использую дополнительные источники и Интернет, что помогает школьникам ориентироваться в незнакомом тексте и самостоятельно извлекать нужную информацию. (Работая по группам, с энциклопедиями, приготовить информацию: особенности царства грибов; почему раньше грибы относили к растениям; съедобные и несъедобные грибы, лекарственные грибы…)
Ещё один вид работы с информацией – это наблюдение и проведение опытов. Описание проведения опыта, хода работы, фиксирование результата записываем или зарисовываем в таблице. Что помогает развивать умение сравнивать, классифицировать, анализировать. Например: Совместный опыт о трёх состояниях воды, который провели в школе, ребята повторили дома.
Много времени уделяю проектной деятельности. Знакомство с данным видом работы начинаю с 1 класса. Сначала иллюстрируем индивидуальные мини-проекты, затем проводим серьезную научную работу, как индивидуальную, так и групповую, с выдвижением гипотез. На последнем этапе обязательно защищаем проект.
Таким образом, происходит развитие ещё одного вида УУД – коммуникативного. Происходит формирование опыта общения с одноклассниками, с разными детьми; появляется опыт взаимодействия с учителем.
Очень часто использую работу в паре или группе. В конце работы предлагаю приложить ладошки друг к другу рядом сидящих ребят, почувствовать тепло рук, передать соседу, тепло своих рук. Затем обмениваемся мнениями и делаем вывод. Ребята сами оценивают работу каждого одноклассника в группе.
Регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД взаимосвязаны. Урок строю таким образом, чтобы метапредметные результаты формировались и получали своё развитие.
При изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе у школьников происходит развитие предметных и метапредметных результатов.