СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках технологии посредством использования исторического материала

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются методические аспекты использования исторического материала в процессе обучения учебного предмета «Технология» в целях развития познавательного интереса. Раскрываются виды исторического материала, который доступен для изучения учащимися, определяются условия эффективного использования исторического материала на уроках технологии в целях развития познавательного интереса учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках технологии посредством использования исторического материала»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА



Мальцева Алла Владимировна

Учитель технологии

Муниципальная общеобразовательная организация

«Зугрэсская средняя школа № 10 г. Харцызска»



Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты использования исторического материала в процессе обучения учебного предмета «Технология» в целях развития познавательного интереса. Раскрываются виды исторического материала, который доступен для изучения учащимися, определяются условия эффективного использования исторического материала на уроках технологии в целях развития познавательного интереса учащихся.

Ключевые слова: познавательный интерес, уроки технологии, исторический материал.

Актуальность. В Государственном образовательном стандарте основного общего образования обозначены главные требования к предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ. Одной из основных учебных программ, которая занимает особое место в системе основного общего образования, является учебная программа по предмету «Технология», роль которой в развитии школьника необычайно велика. Обучение школьников строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды [1]. Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей, одной из которых является история [2]. Некоторые недооценивают опыт исторического прошлого, в связи с этим на это необходимо опираться. В истории можно черпать силу и вдохновение.

Вследствие этого педагогами ведется работа по использованию эффективных методов и форм обучения, которые помогают способствовать активизации учебной деятельности, развитию познавательного интереса.

Актуальность статьи заключается в том, что развитие познавательного интереса на уроках технологии посредством использования исторического материала при правильном применении способствует увеличению степени познавательного интереса к предмету.

Цель статьи: рассмотреть теоретические положения, способствующие формированию познавательного интереса учащихся; обозначить продуктивность использования исторического материала на уроках технологии для улучшения познавательного интереса учащихся.

Изложение нового материала. Познавательный интерес – одно из качеств личности учащегося, которое проявляется в виде любознательности, проявления стремления, активности. Формирование познавательного интереса обусловлено степенью развития школьника, его знаний, опыта, той основы, которая представляет интерес к предмету с одной стороны и формы подачи материала с другой. Проблема развития познавательного интереса у школьников характеризуется как одна из актуальных аспектов современной педагогической науки и практики.

Руководствуясь подходами С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского, и др., можно заключить, что познавательный интерес – один из важнейших для учителя мотивов учения школьников. Под влиянием познавательного интереса обучения протекает более продуктивно для учащихся разных возможностей и способностей. В научных исследованиях В. А. Крутецкого, И. А. Конаржевского, В. В. Давыдова обосновано, что познавательный интерес проявляется в стремлении к познанию явления или объекта к овладению тем или иным видом деятельности. При этом он носит избирательный характер, а так же выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знания, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. Именно поэтому, познавательный интерес является основополагающим в учебной деятельности учащихся, база которой формируется на конкретном содержании. Г. И. Щукина [8] различает три группы условий стимулирующих развитие познавательных интересов.

Первая группа связана с содержанием учебного материала. К ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу.

Вторая связана с организацией процесса обучения. Это различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

Третья группа определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем. Сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность прийти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

Одним из средств, способствующих развитию познавательного интереса на уроках технологии, является использования исторического материала. Исторические знания фиксируют в себе опыт человеческого общества и необходимы для точного понимания разнообразия, сложности и противоречивости событий и явлений современности. Учеными было установлено, что использование элементов истории на уроках технологии способствует:

укреплению познавательного интереса учащихся;

углублению понимания изучаемого фактического материала;

расширению кругозора;

повышению общего уровня культуры учащихся [4].

При анализе психологических и педагогических источников информации установлено, что на уроках технологии следует использовать элементы исторических сведений, так как используемый материал активизирует творческую деятельность учащихся.

Это происходит при помощи введения их в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникшие вопросы, принимать решения в сложившихся ситуациях. Посредством исторических материалов в ходе урока, учитель может дать возможность ученикам самостоятельно развивать свои познания о культуре и быте наших предков, их орудиях труда, развитию процессов трудовой деятельности, стимулировать в детях готовность самостоятельно находить интересные сведения в истории связанные с декоративно – прикладным творчеством, делиться ими со своими одноклассниками.

При изучении первого блока программного материала, учителю предоставляется возможность ввести учащихся в контекст современных материальных и информационных технологий, которые показывают технологическую эволюцию человечества, ее закономерности.

Содержание второго блока заключается в использовании основных образовательных технологий в форме проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет учителю рекомендовать учащимся литературу по истории вопроса в соответствии с выбранной темой. При оформлении проектной документации в пояснительной записке могут быть пункт или часть, которые посвящены истории вопроса, раскрывающие степень многообразия изучаемой проблемы и показана компетентность учащегося о том, какие моменты проблемы изучены на достаточном уровне, не полностью или затронуты в специальной литературе и требуют в последующем доработки. В то же время историко-теоретическое исследование может быть соединено с анализом современных тенденций и практического применения традиционных техник, технологий, форм в новых условиях [3].

Третий блок содержания обеспечивает обучающегося информацией о профессиональной деятельности. Учитель знакомит детей с миром профессий. Удивительными и забытыми профессиями прошлого, трансформацией профессий под воздействием научно-технического прогресса, появлением новых орудий труда и ряда других факторов.

Работая в современной школе, все больше убеждаешься в том, что эффективным является то обучение, в условиях которого учащийся становится динамичным субъектом, способным получать и применять знания на практике. На мой взгляд, очень важно, чтобы дети принимали самое активное участие в подготовке уроков технологии. Это способствует развитию и формированию познавательного интереса учащихся в деятельности. Уроки с использованием исторического материала мобилизуют детей с разной степенью познавательного интереса, что, в сущности, положительно влияет на процесс обучения. Учитель может выбирать разнообразные формы, например, такие:

краткая беседа;

лаконичная справка из истории вещей, предметов и т.п.;

презентации;

экскурс в историю;

видеоролики.

Чтобы учитель был готов к использованию исторического материала на уроках технологии, ему необходимо сделать следующее:

изучить историческую культуру и ее развитие у различных народов и наций, уделив особое внимание славянам;

раскрыть основные закономерности развития технологических процессов;

определить содержание, объем исторических сведений,

используемых в школьном курсе технологии;

познакомиться с основными принципами отбора исторического материала, который дает возможность применения на уроках технологии и во внеклассной работе.

Для подготовки к урокам с использованием исторического материала необходимо придерживаться следующей схемы:

определить место исторического материала при изучении темы;

установить, с какими элементами данной темы или группы тем

допустимо связать использование исторического материала;

определить место исторического материала в уроке, возможность использования его на протяжении всего урока или фрагментарно;

отобрать из известных средств реализации те, которые могут быть использованы наиболее результативно на данном уроке;

наметить внеклассные занятия, на которых могут быть более

полно обсуждены данные вопросы [6].

Выводы. Таким образом, применение исторического материала на уроках технологии будет способствовать процессу формирования познавательного интереса учащихся при соблюдении следующих условий:

исторический материал будет рассматриваться в качестве развития

познавательного интереса учащихся как один из основных средств;

при использовании исторического материала на уроках технологии будут учитываться психологические особенности учащихся, исходя из возрастной группы, а также выявленные в науке формы и методы организации уроков с применением исторического материала;

использование исторического материала на уроках

технологии будет носить интегративный характер.

Опираясь на правила соблюдения описанных условий при использовании исторического материала на уроках технологии, у учителя появляется возможность овладения еще одним методом обучения, который способствуют развитию познавательного интереса учащихся. Что дает возможность способствовать углублению восприятия изучаемого материала, обогащать кругозор, повышать общий уровень культуры учащихся.

Методичное и целенаправленное применение исторических сведений на уроках технологии и их взаимосвязь с программным учебным материалом содействует развитию познавательного интереса, благоприятствует разнообразию процесса обучения, делая его более любопытным и насыщенным.









































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП

  2. Примерная программа по учебному предмету «Технология». 5-9 классы / сост. Кулик М.С, Беликова И.Г., Денисенко А.Н., Шеденко В.А., Колисниченко В.Н., Живагина Л.В., Лошак Л.В., Федюнина Е.А., Болотина Е.С., Мальцева А.В., – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 73 с.

  3. Татко Г.Н.,Бутникова О.В.,Пичугина Г.В. Творческий проект по технологии (написание, оформление пояснительной записки и защита творческих проектных работ учащимися общеобразовательных организаций) (Культура дома и декоративно-прикладное творчество): методические рекомендации [Текст] / Татко Г.Н.,Бутникова О.В. , Пичугина Г.В. –– М.: ИИУ МГОУ, 2017. – 50 с.

  4. Мокеева С. В., Кувалдина Е. А. Развитие познавательного интереса старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 209–211. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56519.htm.

  5. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся [Текст] //Математика в школе. – 1996. – № 4. – С. 15.

  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Издательство: СПб, 2002.

  7. Чернобай, Е. В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Текст] / Е.В. Чернобай. - М.: Просвещение, 2014. - 383 c.

  8. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся [Текст]. – М., 1988.

4