«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»
Пути формирования познавательного интереса у учащихся младших классов в процессе изучения английского языка.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
увлеченное преподавание;
новизну учебного материала;
историзм;
использование новых и нетрадиционных форм обучения;
чередование форм и методов обучения;
проблемное обучение;
эвристическое обучение;
обучение с компьютерной поддержкой;
применение мультимедиа-систем;
использование интерактивных компьютерных средств;
взаимообучение (в парах, микрогруппах);
тестирование знаний, умений;
создание ситуаций успеха;
соревнование (с товарищами по классу, самим собой);
создание положительного микроклимата в классе;
доверие к обучаемому;
педагогический такт и мастерство педагога;
отношение педагога к своему предмету, обучаемым;
гуманизация школьных отношений
Эффективность овладения иностранным языком зависит не только от стратегии обучаемого, но и от стратегии обучения. Максимальный эффект может быть достигнут в гармонии этих стратегий. Важным фактором, помогающим достичь эту цель, является повышение эффективности педагогического воздействия учителя на учащихся, их общения на уроке в условиях полной социально – психологической совместимости. Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность.
Изучив опыт педагогов, используя свой опыт, могу выделить следующих технологии, которые способствуют повышению познавательного интереса у учащихся младших классов по английскому языку:
Использование современных образовательных технологий
игровые технологии;
метод проектов;
проблемное обучение;
модульное обучение;
развивающее обучение;
Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
Внеклассные мероприятия по предметам;
Творческие работы учащихся;
Проведение предметных олимпиад;
Нетрадиционные формы урока;
Интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).
Игровые технологии.
Как известно, игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. А если ребенок при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми".
Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности.
Наряду с игровым приемом на уроках большинство учителей применяют приём "Образы", который способствует развитию у учащихся навыков говорения, творческой инициативы, воссоздающего воображения языкового умения, которому здесь придаётся особое внимание, – это умение передать образы средствами английского языка, используя формы вербальной и невербальной коммуникации. Активизируется словарный запас учащихся, формируется эмоционально-интеллектуальная установка на использование знаний в нетрадиционной коммуникативной ситуации.
Прием "Опиши и изобрази" является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики. [3]
В соответствии с системой обучения английскому языку на своих уроках я использую грамматические игры (см. приложение №1), лексические игры (см. приложение №2), фонетические игры (см. приложение №3), творческие игры (см. приложение №4), ролевые игры (см. приложение №5)
Метод проектов.
Метод проектов направлен на развитие самостоятельного мышления ребенка и учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Нетрадиционные формы урока:
Видеоурок
Урок – экскурсия;
Урок – спектакль;
Урок – праздник;
Урок – интервью;
Урок – КВН;
Урок – викторина;
Урок – путешествие.