СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видов деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей .... Веккессер Н.Н.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №1 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»












Из опыта работы по теме:


Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность







Подготовила:

Веккессер Н.Н.

воспитатель ГДО.




2020 год


«Дети сами любят искать, сами находить.

В этом их сила. Им, как растениям, нужно

гораздо больше свободы, возможности

познать себя.»

Альберт Эйнштейн


Слайд 1 (тема)

Слайд 2 (актуальность)

Слайд 3 (цель, задачи)

Развитие познавательных способностей в различных областях знаний и видов деятельности является одной из составляющих успешности обучения детей в школе.

Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества.

Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и лёгкость её освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.

Следовательно, можно сделать вывод, что, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем развить его способности.

В подтверждение приведём слова К.Д.Ушинского: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».

Другим важным моментом, который следует учитывать педагогу в процессе развития способностей у детей, является комплексный подход, который предполагает одновременное совершенствование несколько взаимодополняющих друг друга способностей.

Одним из перспективных методов, является проектная деятельность. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию. Она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально-значимый результат. В основе лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

В своей работе мы используем метод проектной деятельности с детьми подготовительной группы. Этот возрастной этап развития ребёнка характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началу анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности (дошкольников, воспитателей, родителей).

Таким образом, проблема формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста в проектной деятельности является актуальной проблемой современного дошкольного образования.

С целью развития познавательных способностей были созданы и реализованы следующие проекты:

Слайд 4 (название проектов)

1. «Открытый космос»

2. «Народные умельцы»

3. «Золотая осень»

4. «Светлая пасха»

5. «Арктика»

6. «Птицы»

7. «Моя семья»

8. «Новый год»


При организации детского проектирования, необходимо соблюдать следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.


Слайд 5 (проект «Открытый космос»)

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Вид проекта:

- обучающий

- исследовательский

- игровой

Продолжительность:

- краткосрочный

Участники проекта:

- воспитатели

- воспитанники подготовительных групп

Цель:

формировать у детей дошкольного возраста представления о космическом пространстве, солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми

Задачи:

- расширять представления детей о многообразии космоса

- познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным и другими космонавтами

- развивать познавательные способности, творческое воображение, физические возможности


Проект включает в себя 3 этапа:

  • подготовительный

  • основной

  • заключительный

Подготовительный этап:

1.Довести до участников про­екта важность данной проблемы.

2.Подобрать методическую, на­учно-популярную и художествен­ную литературу, иллюстративный материал по теме «Мы и Космос».

3.Подобрать материалы, игруш­ки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.

4.Подобрать материал для изоб­разительной и продуктивной дея­тельности детей.

Основной этап:

- Беседа «Кого принимают в космонавты».

- Занятие «Наша вселенная», «Планета Земля».

- Сюжетно-ролевые, подвижные игры.

- Рассматривание изображений планет, созвездий.

- Наблюдение за небом.

-Просмотр презентаций по теме «Мы и космос»

- Конструирование «Ракета», «Космонавт».

- Рисование «Космический пейзаж».

- Аппликация «Звездное небо», «Ракета».

Слайд 6 (результаты проекта)

Заключительный этап:

Проведение спортивно-игровое мероприятие «Ждут нас быстрые ракеты».

Выставка детских работ.

Предполагаемый результат проекта:

В ходе реализации проекта, дети получат новые знания по данной теме. Подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появится интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысится мотивационная составляющая: дети станут задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Вывод:

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой. Созданный макет «Ракета», приблизил мечту ребёнка стать космонавтом.


Слайд 7 (проект «Народные умельцы)

Участники проекта: дети подготовительной группы.

Вид проекта: познавательно-творческий, среднесрочный, групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы

Продолжительность: среднесрочный

Актуальность:

Современные дети не видят само ценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен.

Декоративно – прикладное творчество позволяет решить данную проблему.

В процессе творческой деятельности у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.

Цель: Систематизировать материал по ознакомлению дошкольников с народными промыслами Хохлома, Гжель, Дымково, Русская матрешка.

Задачи:

1. Расширять представление о многообразии видов народного декоративно – прикладного искусства.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным декоративно – прикладным искусством.

3. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордится за мастерство русского народа.

4. Знакомить с приемами работы народных мастеров.

5. Совершенствовать технические навыки и умения рисовать декоративные элементы.

6. Закреплять умения лепить из пластилина, солёного теста декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом.

Содержание проекта:

• беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

• рассматривание видов росписи;

• презентации «Золотая хохлома», «Русская матрешка» «Чудо – Гжель»;

• занятие «Золотая хохлома»;

• занятие «Гжельская посуда»;

• занятие «Дымковская игрушка»;

• выставка детских работ.

Слайд 8 (результаты проекта)

Результаты проекта:

Знать произведения народных мастеров и художников декоративно – прикладного искусства, в которых отражены художественные традиции.

Знать, в каком центре традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия.

Определять вид орнамента по содержанию мотивов.

Овладеть различными видами декоративной росписи.

Создавать декоративные тематические композиции. По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

Вывод:

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие познавательных и творческих способностей, получение продукта своей деятельности. В данном проекте презентации носили ознакомительный характер, которые помогли узнать много о народных художественных промыслах (вид орнамента, декоративная роспись). В продуктивной деятельности каждый ребёнок создал свое произведение (гжельскую вазу, тарелку; хохломскую роспись чашки и ложки; дымковскую игрушку; русскую матрешку). Дети с гордостью показывали свою работу родителям, которая занимала своё место в выставке.


Слайд 9 (проект «Золотая осень»)

Вид проекта: познавательно – творческий, игровой

Продолжительность: среднесрочный

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, руководитель театрального кружка, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность:  в век высоких технологий человек все дальше отдаляется от природы, забывая, что именно от природы он черпает свои нравственные начала. Человек с малых лет должен осознавать, что его жизнь на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни людей. Педагог должен помочь детям понять, что в природе все взаимосвязано. Ребенок должен осознать ответственность человечества и собственную ответственность за сохранность природы; он должен научиться правильному поведению в природной среде.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Золотая осень».

Задачи:

- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

-расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

- развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

- способствовать развитию памяти, восприятия;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

- закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи в различных умственной, игровой);

- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.

 Подготовительный этап:

- составление плана совместной работы с детьми, родителями;

- разработка конспектов НОД;

- подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;

- подбор художественного материала;

- беседа с родителями о необходимом участии их в проекте – конкурс семейных поделок из даров осени «Дары осени».

Основной этап:

- проведение сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «На прогулку в лес»; дидактические игр: «Грибная поляна», «Времена года», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку — нарисуй отгадку»;

- сбор природного материала, наблюдения на прогулке «Деревья и кустарники на нашем участке», «Приметы осени», «Продолжительность светового дня»;

- проведение занятий: «Хлеб – всему голова», «Труд человека осенью», «Почему нельзя собирать неизвестные грибы?», «Осенние изменения в природе;

- разучивание сказок: «Репка», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме» - рассматривание иллюстраций об осени,

- чтение художественной литературы: Е. Трутнева «Осень», Л. Толстого «Косточка», А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье!», Л. Толстой «Дуб и орешник», И. Бунин «Лес, точно терем расписной»;

- рисование «Золотая осень», «Осенний лист», «Ветка рябины», «Цветы в вазе», «Осеннее дерево»;

- лепка «Осенние цветы», «Овощи», «Грибочки»:

- аппликация «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов».

Заключительный этап:

- выставка детских работ;

- организация конкурса семейных работ из даров осени;

- целевая прогулка в осенний парк;

- проведения праздника «Золотая осень»

Слайд 10 (результаты проекта)

Результаты проектной деятельности:

- в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;

- на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;

- появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;

- большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Вывод:

В ходе реализации проекта у детей развивались творческие способности.

Углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней.

У детей совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, расширился и активизировался словарный запас.

У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении выставки.


Слайд 11 (проект «Светлая пасха»

Вид проекта: информационно-познавательный, игровой

Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность:  Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Чтобы наши дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, мы разработали познавательно – творческий проект «Светлая пасха». 
Цель проекта: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Задачи:

- ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи

- заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи

- развивать интерес к русской национальной культуре

- воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа

-ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи

- познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи

- развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление и умение

Подготовительный этап:

- постановка цели и задач проекта

- подбор материала по направлению работы

- создание условий для самостоятельной деятельности

Основной этап:

- беседа на тему «Что за праздник Пасха», «Символы Пасхи», «Зачем красят яйца?», «Как вы дома готовитесь к Пасхи»

- просмотр презентации «Пасха»

- разучивание пасхальных игр: «Катание яиц», «За двумя зайцами»

- лепка «Веточка вербы»

- рисование «Пасхальные куличики»,

- конструирование «Пасхальная корзинка», «Цыпленок»

- аппликация «Украшение Яичек»

Заключительный этап:

- выставка детских работ

- создание папки-передвижки «Картотека игр к Пасхе»

- создание стенгазеты «С Пасхой»

- участие родителей вместе с детьми в конкурсе

Слайд 12 (результаты проекта)

Результаты проектной деятельности: 
У детей сформировался интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
Вывод:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.



Слайд 13 (проект «Арктика»)

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность: Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха опасна для здоровья и самой жизни человека и животных. Но на Земле есть регионы, где чрезмерно низкая температура воздуха является нормой. В частности к ним относятся области Арктики и Антарктида. Но и там - при постоянной зиме, очень низкой температуре воздуха - живут и люди и животные, сумевшие приспособиться к экстремально суровым, природным условиям.

Цель: Обогащение знаний детей о животном мире Арктики и Антарктики и развития познавательно- исследовательских и творческих способностей детей.

Задачи:

- познакомить с разнообразием животных Арктики и Антарктики

- формировать навыки исследовательской деятельности

- развивать умение сравнивать и анализировать

- развивать речь детей, умение составлять рассказ о животных, обогащать их словарь словами: север, льдина, морж, ласты, нырять, тюлень, тундра

- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках

Подготовительный этап

- обсуждение целей и задач проекта с педагогами;

- подбор наглядных материалов, дидактических игр, художественной литературы, загадок;

- подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности.

Основной этап

- чтение сказок народов Севера;

- рисование «Пингвин», «Морж»;

- лепка «Пингвины на льдине»;

- дидактическая игра «Кто, где живёт» исследовательская работа;

- подвижные игры «Волк и олень», «Белые медведи»;

- презентация «Животные холодных стран»;

- презентация «Виды пингвинов»;

- занятие «Дети Севера».

Слайд 14 (выставка детских работ)

Заключительный этап:

- выставка детских работ

Результаты проектной деятельности: 

На основе полученных знаний дети имеют представление: о материках Арктика и Антарктика; о животном мире Севера, определяют их по внешнему виду; знают о способах выживания животных в условиях вечной мерзлоты; узнают и называют детенышей животных Севера; пополнили словарный запас.

Вывод:

В ходе образовательного процесса выявилась, что у детей недостаточно знаний о животных Арктики и Антарктики, поэтому возникла необходимость внедрения проекта, который позволил бы познакомить детей с животными Арктики и Антарктики, а самое главное воспитать у детей любовь, понимание и заботу к животным. В занятие «Животные холодных стран» были включены опыты, которые позволили лучше понять, как приспобились животные к суровым условиям жизни.


Слайд 15 (проект «Птицы»)

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность:

Большинство современных детей редко общаются с природой. А ведь в любом поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являются птицы. К сожалению, у многих детей недостаточно сформированы знания об особенностях и повадках зимующих и перелётных птиц. Отсутствие дополнительной информации делают запас представлений у дошкольника скудными.

Цель проекта: Систематизировать знания детей о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

- формировать представления детей о птицах

- расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию

- учить детей активно пользоваться словами, обозначающими характерные признаки птиц, особенности их поведения;

- воспитывать интерес к птицам, желание оберегать их

Подготовительный этап:

-подборка методической и художественной литературы: иллюстрации по теме, схема строения тела птиц, аудиокассета «Голоса птиц», презентация «Перелетные и зимующие птицы»

- подготовка материалов для продуктивной деятельности детей

- беседа с родителями о совместной деятельности- изготовления кормушек

Основной этап:

- беседа «Что мы знаем о птицах?»

- занятие «Перелетные и зимующие птицы»

- рисование «Сова»

- аппликация «Снегирь на ветке», «Лебедь»

- лепка «Лебеди на пруду»

- конструирование «Синичка»

- подвижные игры «Воробушки и кот», «Совушки», «Пчёлы и ласточки»

- утренняя гимнастика «Мы весёлые птички»

Слайд 16 (результат проекта)

Заключительный этап:

- совместная деятельность детей и родителей – изготовление кормушки для птиц.

- целевая прогулка «Покормите птиц зимой»


Результаты проектной деятельности:

- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

- созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;

- у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

- дети научились устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями;

- анализировать внешний облик птиц, их поведение;

Вывод:

В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Слайд 17 (проект «Моя семья)

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель

Продолжительность: краткосрочный

Актуальность:

Важным фактором личностного развития ребёнка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми. В первую очередь – с родителями. «Семья – это цветок, который надо холить, лелеять, любить. Основа хорошего, яркого детства, обучение житейским мудростям, основанным на житейских заповедях». Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека. О семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Цель проекта: Создать условия для накопления опыта интеллектуальной и творческой деятельности через самостоятельное исследование.

Задачи:

- Расширить сведения о семье (знать имена, отчества родителей, профессию, место работы членов семьи);

- Формировать представление о семейных традиция и праздниках;

- Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи, развивать чувство гордости за членов своей семьи;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Обогащать детско-родительские отношения через совместную

творческую деятельность.

- Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».

Подготовительный этап:

- Опрос детей с целью выявления их знаний о семье;

- Подбор иллюстраций по теме «Семья»;

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям;

- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

- Информация родителей о теме недели, консультации «Роль семьи в жизни

ребенка».

Основной этап:

- Беседы: «Что такое семья?», «Кто, чем занимается в нашей семье?», «Что такое генеалогическое древо семьи?», «Моя семья».

- Словесная игра «Что у мамы есть на кухне?», «Назови ласково».

- Рассказывание по картине : «Семья», «Мамины помощники»;

- Разучивание песен на семейную тематику;

- Рисование «Моя семья», «Портрет моей мамы»;

- Конструирование « Цветы для мамы».

- Занятие «Взрослые и дети»,

- Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери».

Слайд 18 (результаты проекта)

Заключительный этап:

- Создание семейной книги «Я и моя семья»;

- Проведение праздничного мероприятия, посвященное празднику «День

матери».

Результаты проектной деятельности:

Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, традициях и семейных праздниках. Научатся совместно с родителями составлять родословную своей семьи.

семьи.

Вывод:

Разработка и реализация данного проекта обеспечила оптимальные

условия для изучения детьми семейных традиций, у детей возрос интерес

к семье, ее прошлому и настоящему. Проявилось эмоционально –

положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью.


Слайд 19 (проект «Новый год)

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель

Продолжительность: краткосрочный


Актуальность:

Мы часто вспоминаем, как хорошо было в нашем детстве, какие замечательные были праздники в то время. Так, что же мешает нам – взрослым, сделать незабываемым, праздник для сегодняшних детей? Чтобы повзрослев, они вспоминали свое детство, как самое счастливое время в жизни. Какой праздник способен объединить взрослых и детей– это праздник Новый год. 
Дети ждут с нетерпением новогодних чудес, пишут письма Деду Морозу, готовятся, как могут. Родители тоже, по своему, готовятся к этому празднику. Задача педагогов объединить детей и родителей, в едином творческом процессе, с целью создания в группе атмосферы новогоднего праздничного волшебства. Увлечение совместным творчеством обеспечит комфортную, эмоционально – благополучную обстановку в группе, будет способствовать развитию навыков коммуникативного общения, сотрудничества. 
У маленьких почемучек возникает масса вопросов: «Где живет Дед Мороз?», «Почему мы наряжаем именно елку?», «Зачем на макушке елки звезда?» и т.п. Реализация данного проекта предусматривает изучение, сохранение и воплощение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику, и их потребность к творческой деятельности. В ходе работы над проектом, дошколята найдут ответ на все интересующие их вопросы, научатся мастерить новогодние украшения, получат возможность для успешной самореализации, смогут прочувствовать ситуацию успеха.
Цель проекта: Создание условий для формирования представлений о Новом годе, как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год», повышение эффективности детско-родительских отношений.

Задачи:

- формирование навыков поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки;

- формирование у детей представления о новогодних обычаях и традициях россиян и народов мира;

- познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении;

- продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета;

- научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать технику вырезания; продолжать изготавливать поделки методом «оригами», тестопластики, развивать аккуратность и собранность, творческие способности.

Подготовительный этап:

- Сбор информации по теме;
- Создание необходимых условий для реализации проекта;
- Подбор материала для продуктивной деятельности;
- Подбор аудио – и видеоматериала;
- Подбор художественной литературы по теме;
- Подбор дидактического материала;
- Подбор загадок по теме;
- Разработка мероприятий;
- Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
Основной этап:

- занятия «Откуда Ёлка к нам пришла», «Здравствуй зимушка – зима», «Зимние забавы»;

- беседы: « Как отмечали новый год в старину?», «Новый Год в разных странах»;

-дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», разрезные картинки «Зимушка – зима»;
- презентация Изготовление новогодней игрушки»;
- чтение художественной литературы: Х. Андерсен «Снежная королева», С.Маршак «Двенадцать месяцев», В. Сутеев «Елка», р.н.с. «Морозко», «Снегурочка», В. Зощенко «Елка», сборник стихов «В лесу родилась ёлочка»,  И. Суриков «Зима»;
- разучивание песен о зиме, о новогоднем празднике, новогодних хороводов, танцев по содержанию сценария;
- Рисование: «Зимний пейзаж», «Наша нарядная елка», «Дед Мороз и снегурочка»;
- аппликация: «Символ года», « Ёлочка-красавица»;
- лепка: «Наш веселый снеговик», «Новогодняя игрушка»;
- конструирование: изготовление елочных украшений, «Фонарик», «Елочный шар», «Ёлочка»;
- участие детей в коллективном творчестве по украшению окон и групповой комнаты;
- тематические раскраски;
- подвижные игры: «Снежная баба», «Мороз красный нос», «Два мороза», «Снег, метель, вьюга», «Зимние забавы»: Эстафеты и состязания на участке по выбору детей, катание на горке, на санках. 

Слайд 20 (результат проекта)
Заключительный этап:

- участие родителей в новогодних конкурсах;
- оформление новогодних подарков детям;

- выставка детских работ;
- проведение новогоднего праздника.
Результаты проектной деятельности:

- Расширение кругозора детей;
- Сплочение детского коллектива;
- Развитие индивидуальных творческих способностей дошкольников и интереса к коллективной творческой деятельности.



Вывод:

В результате проведенной работы дети получили обширные знания о Новом Годе и о традициях встречи этого праздника в разных странах. Кроме того, ребята испытали огромную радость, веселясь на новогоднем утреннике. Для реализации проекта был изготовлен макет «Новогодние сани».


Заключение:

Анализируя первые итоги работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс, я пришла к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, что в тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я предлагаю начинать не с передачи «готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы.

Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации познавательных и творческих способностей, развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.

Взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс участниками, важна тем, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

В заключение приведу слова академика Е. И. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками через метод проектов позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!