СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование инновационных технологий обучения дошкольников - это технология проектной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»








Выступление

на методическом объединении воспитателей

для дошкольных образовательных учреждений

и групп кратковременного пребывания на тему:


«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»




Подготовил:

Щербань Татьяна Владимировна,

руководитель районного

методического объединения воспитателей,

воспитатель – методист

ГДОУ ЛНР «Ясли – сад «Огонек»


















Из опыта работы:

«Развитие познавательно - творческой активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»


С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождик, удивление и радость. Всем хорошо известно, что дошколят называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. А что же такое познавательная активность ребенка? Познавательная активность – это состояние внутренней готовности ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся у него в поисковых действиях.

Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу - принципу интеграции образовательных областей.

Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников, одна из которых - это технология проектной деятельности, которая в настоящее время занимает достойное место в системе дошкольного образования.

В связи с введением в действие ГОС ЛНР к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации появилось понятие «проектная деятельность» в образовательной сфере и сразу активизировался интерес педагогов – дошкольников к проектной деятельности детей.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внедрение в практику работы с дошкольниками метода проектов является эффективным средством развития познавательно - творческих способностей детей. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, она не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

В проектной деятельности педагоги нашего учреждения стараются стать партнером, помощником ребенка, создать такую образовательную среду, в которой каждый из детей мог бы активно действовать, соответственно своими потребностями, интересами, целями и возможностями. Используемая форма работы - это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей), обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому воспитаннику реализовать свою познавательную активность.

Вовлекать ребенка надо ненавязчиво, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т. д. Суть работы над проектом направлена на достижение реального результата, который можно получить при решении какой-либо проблемы. Это самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая значимый результат. Трудность заключается в том, что дошкольники не умеют самостоятельно ни читать, ни писать, но практика показала, что интерес у детей к этому виду деятельности проявляется, а тематика и содержание проектов для дошкольников могут быть самыми разнообразными.

С целью поддержания этого интереса в своей работе педагогам предлагаю использовать и реализовывать следующие формы детских проектов:

1. Исследовательские: «Свойства воздуха и воды», «Сыпучие крупинки».

2. Познавательные: «23 февраля – День защитника Отечества», «Музей – русская комната в детском саду», «Маленьким детям – большие права», «Наш друг Снеговик» ,«Зимующие птицы».

3. Творческие: «Правила поведения в детском саду», «8 Марта», «Русские народные сказки», «Мое портфолио».

4. Игровые: «В гостях у сказки».

При организации детского проектирования, соблюдать следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. В реализации проекта «Мой друг Снеговик» развиваются познавательные способности детей в процессе экспериментальной деятельности со снегом. Мы лепили снеговиков на участке из снега, затем ребята совместно с родителями изготовили снеговиков из разных материалов, и была организована выставка «Парад снеговиков».

Активизации познавательного интереса, творческого потенциала, художественных способностей способствовал проект по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Музей «Русская комната» в детском саду» , где происходил процесс формирования у ребят патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа, приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через, проблемную и продуктивную деятельность - все это реализовывается в проекте по нравственно – патриотическому воспитанию «Маленьким детям – большие права».

В настоящее время статус семьи резко снизился. Родители, стремясь повысить финансовое благополучие семьи, все меньше внимания уделяют своим детям. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью и окружающих их людей. Поэтому им трудно и сложно налаживать контакты с другими детьми. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада, семьи. Дети должны научиться с детства заботиться о близких людях, быть внимательными друг к другу, сострадать, помогать словом и делом. В формировании у детей духовно – нравственных качеств и первоначальных основ безопасности жизнедеятельности детей большую роль сыграл проект «Правила поведения воспитанных детей в детском саду».

Познавательный интерес детей развивается и в процессе поисково-экспериментальной деятельности. Так появился проект «Сыпучие крупинки». Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Педагогу будет полезно узнать, какими интересными играми можно увлечь воспитанников при помощи обычного природного ресурса или с использованием кинетического песка. При знакомстве со свойствами песка дети рассматривали песок через лупу, наблюдали и описывали крупинки. Затем устраивали «бурю в пустыне», дули через трубочку в банку с песком. Дети самостоятельно пришли к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый.

На начальном этапе любого проекта проблема ставится педагогом, а дети предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают свои предположения. Затем проверяют возможные решения. Делают выводы в соответствии с результатами проверки. Полученный опыт дети используют в самостоятельной деятельности при обследовании новых объектов. Дошкольники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят самостоятельно или с родителями опыты дома.

Самым ярким и зрелищным всегда является заключительный этап - защита проекта. На защиту мы приглашаем детей, родителей. Любое начинание не проходит без участия родителей. Они первые помощники. Для ознакомления родителей с тем или иным видом проекта проводятся консультации: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье», одним из вопросов на групповых родительских собраниях затрагивается тема «Роль проектного метода на занятиях дошкольников». И хочется отметить, что родители охотно откликаются на предложение участвовать в проектной деятельности. Проектная деятельность объединяет детей, родителей и воспитателя в совместную творческую, продуктивную деятельность.

Анализируя первые итоги работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс, я пришла к выводу: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных способностей ребенка. Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, что в тех случаях, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я предлагаю начинать не с передачи «готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, умение самостоятельно мыслить и делать выводы.

Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации творческих способностей для неуверенных в себе и застенчивых детей, развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого.

Взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс участниками, важна тем, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

В заключение приведу слова академика Е. И. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Таким образом, целенаправленная систематическая работа с дошкольниками через метод проектов позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.










Список литературы


1. Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности. Новосибирск, 2006.

2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

3. Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М. 2002.

4. Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

5. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М. Центр педагогического образования, 2012.

6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования о ДОУ. М., 2008.

7. Никишина И.В. «Инновационная деятельность современного педагога» Волгоград: Учитель, 2007.2.Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» Ярославль: академия развития, 2008г.