СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие профессиональной культуры и творческого потенциала педагога в современных условиях непрерывного образования

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие профессиональной культуры и творческого потенциала педагога в современных условиях непрерывного образования»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Орлова Лариса Васильевна,

Высшая категория, учитель-методист,

учитель физики МОУШ №1, г. Кировское

Аннотация. В статье представлены направления реализации системно-деятельностного подхода как основы образовательных стандартов при использовании технологии критического мышления на уроках физики.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, творческий потенциал, педагог-мастер, профессиональное мастерство.

Цель работы:

Современный период характеризуется значительными изменениями в системе образования Донецкой Народной Республики. Повсеместно осуществляется переход на новые образовательные стандарты, определяющие новые приоритеты в работе педагогического сообщества. Успех модернизации образования ДНР полностью зависит от того, кто и как будет реализовывать на практике идеи, обозначенные в вышеуказанных документах, порой вызывающих самые разнообразные точки зрения. Итак, реализация данных проектов полностью ложится на плечи педагога.

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и его открытости. В качестве основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность педагога. Высокое качество образовательных услуг, может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.

На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в образовании Донецкой Народной Республики разрабатывается концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

 Педагог – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики». Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего учителя. Чтобы получить такого педагога в современных образовательных учреждениях, его нужно растить, воспитывать, развивать.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности: профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность; особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры педагога обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции, а квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры педагога. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей педагога. В педагогических ценностях личность развивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Профессиональный стандарт педагога – это сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагогов, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда и т.д.

Характерный творческий подход в педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности. Особое место в нем занимает развитая потребность, творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает педагогу активное

преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности педагога зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет педагогу познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Профессиональная направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниям.

Педагог, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое главное - современный педагог должен шагать в ногу со временем. Учитель - это не только человек, который обладает внушительным багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и профессионал, в совершенстве владеющий психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь ему в решении стоящих перед ним новых проблем.

Творческий потенциал педагога предстает как совокупность его возможностей для инновационных решений разноплановых профессиональных задач, связанных с развитием креативности учащихся (воспитанников), сотрудничеством с другими субъектами образовательного процесса, совершенствованием педагогической теории и практики, как основа его творческой самореализации и творческого роста.

Становление и развитие творческого потенциала педагога выступают сложными, вписанными в его целостное профессионально-личностное становление и совершенствование процессами, инициируемыми признанием и принятием творчества как ценности и профессиональной необходимости, определяемыми выбранными на основе опыта творческого самоопределения и принятыми к соответствию идеалами педагогического творчества. В развитии личности следует выделять следующие стадии: самоидентификации, самоопределения и самореализации. Подобная стадийность, с детализацией, достигнутой вычленением самопроектирования, самомоделирования и самоконструирования, присутствует также в становлении и развитии творческого потенциала педагога.

Каждый педагог, так или иначе преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе. Для его развития необходимы благоприятная культуротворческая атмосфера, стимулирующая среда, объективные и субъективные условия, которые должна создать администрация образовательного учреждения. Есть несколько способов повышения профессиональной компетентности педагога:

  • курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные;

  • аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой

должности и квалификационную категорию;

  • самообразование, основными характеристиками которого являются: 

свобода выбора круга интересующих проблем и построение  собственной образовательной траектории в соответствии со своими возможностями и способностями, самостоятельная работа с источниками информации и самостоятельная организация процесса самообучения;

  • исследовательская и экспериментальная деятельность;

  • инновационная деятельность;

  • активное участие в работе районных методических объединений,

педсоветов, семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;

  • использование современных методик, форм, видов, средств обучения и

новых технологий, в т.ч. интерактивных;

  • участие в различных конкурсах;

  • обобщение и распространение опыта, создание собственных

публикаций.

Однако современное общество характеризуется не только бурным развитием и кардинальными изменениями технической и технологической инфраструктуры коммуникаций, но и резким ростом объёмов производимой и потребляемой информации. Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности учебных заведений. 

Инновационная деятельность побуждает педагогов к совершенствованию форм, методов, средств, приемов стимулирования, поддержки и активизации личностного роста обучающихся, к поиску адекватных образовательных программ, методик, технологий и способствует созданию конкретному инновационному образовательному пространству преподавателя, профессио­нальному самосовершенствованию, повышению продуктивности саморазвития личности  педагога.

Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовки и становления педагога как субъекта профессиональной деятельности, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Происходящие в мире и стране события убедительно свидетельствуют о возрастающей роли сетевой педагогики и сетевого взаимодействия в жизни и деятельности учебных заведений.

Под сетевым взаимодействием мы понимаем систему взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им реализовывать совместную деятельность, направленную на профессиональное развитие, где поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы. Сетевая организация методической работы для муниципального образования реализуется с целью:

более полного обеспечения информационной поддержки образовательного процесса, научной, инновационной работы;

  • повышение эффективности использования методических и других

ресурсов, обеспечение равных возможностей пользования этими ресурсами всех субъектов образовательного процесса;

  • объединение усилий и возможностей с другими методическими

организациями для внедрения в свою деятельность современных технологий, в том числе их компьютеризации.

На данном этапе широко применяют на практике возможности Интернета по следующим направлениям:

  • использование электронной почты;

  • поиск в сети нужной информации;

  • создание собственных сайтов;

  • рассылка и/или получение различных нормативных документов, информирование о семинарах и конференциях и т.д.;

  • обмен тематическим опытом и идеями; • Организация сетевых конференций;

  • получение («скачивание») обучающих программ по разным предметам;

  • организация собственного методического хранилища;

  • курсы дистанционного повышения квалификации;

  • виртуальные библиотеки;

  • обучающие олимпиады, викторины, проекты;

  • сетевые методические объединения учителей;

  • консультационные виртуальные центры.

При сетевой организации методической работы наблюдаются

опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными.

Участие учителей в методической, инновационной деятельности на основе сетевого взаимодействия способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности. Именно, методическая работа позволяет разрешать проблемы развития личности учителя, его профессионального роста, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива школы, так и для педагогического сообщества в целом.

Сегодня школе нужны учителя, остро чувствующие потребности времени и способные выйти на новый современный уровень.

Чем активнее каждый педагог будет работать в сети, чем быстрее он станет «сетевым учителем», тем дальше мы продвинемся по пути создания единого педагогического информационно-коммуникативного пространства. Это самая реальная  точка роста  модернизируемого общества на современном этапе. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности.



Список литературы

1.Бубашнѐва Н. В. «Деятельностный подход в обучении физике». —

Биробиджан, ОблИУУ, 2005, — 36 с.

2. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

3.Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении.Режимдоступа:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]

4.Королева А.О. Технология критического мышления и ее применение на уроке физики. // М.: Издательская группа «Основа», «Физика. Все для учителя», №4 (40) 2014

5. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-

деятельностного подхода. Режим доступа:[http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]