СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данном методическом пособии представлены методические рекомендации для  эффективного развития пространственного мышления младших школьников при изучении  геометрического материала на уроках математики.  Методическое пособие адресовано педагогическим работникам образовательных учреждений и студентам педагогических колледжей.

Просмотр содержимого документа
«Развитие пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала на уроках математики»






Учебно-методическое пособие на тему:




РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

1 КЛАСС




в данном методическом пособии представлены методические рекомендации для эффективного развития пространственного мышления младших школьников при изучении геометрического материала на уроках математики. Методическое пособие адресовано педагогическим работникам образовательных учреждений и студентам педагогических колледжей.







ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

3

Диагностические методики

6

Практическое занятие 1

7

Практическое занятие 2

9

Практическое занятие 3

11

Практическое занятие 4

13

Практическое занятие 5

15

Практическое занятие 6

17

Практическое занятие 7

19

Практическое занятие 8

21

Практическое занятие 9

23

Практическое занятие 10

25

Практическое занятие 11

27

Практическое занятие 12

29

Практическое занятие 13

31

Практическое занятие 14

33

Практическое занятие 15

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

38







ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Многочисленные наблюдения учителей показали, что ребенок, не научившийся учиться, не усвоит примеры умственной деятельности в начальной школе; в середине процесса обучения это обычно приводит к тому, что ребенок становится безуспешным. Математика способствует развитию мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности, мышления и его доказательности у детей.

Для формирования пространственных представлений младших школьников на уроках математики в начальной школе рассматриваются различные методы и приемы обучения, включая метод визуализации, игровые приемы и приемы обучения, методы обучения с реальными объектами окружающей действительности, работу с геометрическим материалом, просмотр фрагмент мультфильма. Все методы и приемы обучения, используемые на уроках, подобраны с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, создавая эффективные условия для формирования у учащихся пространственных представлений.

Использование метода практической работы имеет особое значение для достижения поставленных целей при изучении геометрического материала. Этот метод обучения представляет собой выполнение обучающимся предметной деятельности с целью приобретения опыта, использования имеющихся знаний и приобретения новых знаний, связанных с применением предмета.

Начиная с 1 класса программой предлагается обратить внимание на выполнение заданий по предмету «Геометрия формы» с играми по сборке целого из частей (геометрических фигур, картинок) и воссозданию силуэтов из наборов геометрических фигур. К ним относятся игры «Сделай картинку», геометрические мозаики. Материалом для таких игр также являются специально изготовленные наборы геометрических фигур (квадратов или треугольников). Эти игры развивают у детей сенсорные навыки и способности, а также аналитическое восприятие.

Геометрические фигуры изображаются на листах бумаги, и ребенку необходимо закончить рисунок, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре определенную геометрическую форму. Упражнения аналогичны и состоят в прикреплении других фигур к основной геометрической фигуре, например, треугольнику, и в то же время в получении некоего силуэта: дерева, дома и т. Д. Во время игры дети развивают геометрическое воображение, Пространственное представление, знания о геометрических формах и их свойствах закреплены.

В качестве дополнительного материала на уроках математики мы решаем задачи на геометрическую изобретательность, потому что решение этих задач приводит к преображению, превращению одних фигур в другие, а не только к изменению их количества. Задания на смекалку различаются степенью сложности и типом превращения (преображения). Они не могут быть решены каким-либо ранее изученным способом. При решении каждой новой задачи ребенок вовлекается в активную мыслительную деятельность для достижения конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру.

Геометрия, учит видеть необычное в простом и занимательное в повседневной жизни. Опыт показывает, что ученикам нравятся геометрические задачи, требующие особого нестандартного мышления и имеющие более одного решения. При выполнении заданий на развитие пространственного воображения очень важно с самого начала раскрыть ребенку суть творческого действия - не следовать готовым шаблонам, а искать как можно больше собственных решений, направлять свое воображение на ищите новое и дорабатывайте то, о чем вы думали.

Игровая, увлекательная форма комфортного восприятия материала имеет большое значение в обучении геометрическому изображению в контексте развития логического мышления. Решение развлекательных задач в игровой форме стимулирует мыслительную деятельность учащихся и дает им возможность развиваться.

Диагностические методики


Методика диагностики пространственного мышления и моделирующей деятельности с использованием специально подобранного диагностического и стимульного материала в виде серии практических занятий может быть использована как для диагностики, так и для развития и коррекции конструктивной деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста от 5 до 11 лет.

Методика предназначена для изучения качественных особенностей познавательной деятельности, пространственного анализа и синтеза, выявления детей с интеллектуальной недостаточностью.

Методика позволяет определить уровень развития:

  • сформированности познавательных действий, являющихся необходимым компонентом практических форм мыслительной деятельности;

  • пространственных представлений, определяющих способность устанавливать взаиморасположение элементов;

  • образов-представлений о моделируемых объектах в плане отражения их внешних свойств и функциональных особенностей;

  • психомоторики, обусловливающей точность выполнения задуманной модели и её устойчивость;

  • планирующей функции речи, осуществляющей планирование действий и контроль конечного результата деятельности.

Использование метода практической работы имеет особое значение для достижения поставленных целей при изучении геометрического материала. Этот метод обучения представляет собой выполнение обучающимся предметной деятельности с целью приобретения опыта, использования имеющихся знаний и приобретения новых знаний, связанных с применением предмета.


Практическое занятие 1


Ребенку предлагается лист с изображениями 7 фигур, расположенных в ряд и пронумерованных. Требуется дать название каждой фигуре.



Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности представлений детей о геометрических фигурах, умения воспринимать, различать и называть их независимо от пространственного расположения, опираясь на существенные признаки и их связь с геометрической терминологией.

1

Верно названы до 2 фигур

2

Верно названы 3-5 фигур

3

Верно названы 6-7 фигур

Задача 2. Выявить особенности умений детей декодировать графическую информацию, читать графические изображения двухмерных и трехмерных объектов, соотносить изображение фигуры с ее названием.

1

Изображение не декодировано

2

Изображение декодировано с ошибками

3

Изображение декодировано верно, без ошибок

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Ты помнишь сказку о Белоснежке и ее друзьях-гномах? Сколько их было? Каждый гном построил себе дом, но не простой, а в виде какой-либо геометрической фигуры. Все эти дома изображены на этом листе. Каждый дом имеет свой номер. Назови форму каждого дома, дай название каждой фигуре».

1 – квадрат

2 – треугольник

3 – овал

4 – куб

5 – прямоугольник

6 - ромб (допускается ответ «четырехугольник»)

7 - шестиугольник (допускается ответ «многоугольник»).


Примечание: Фигуры № 2 (треугольник) и № 5 (прямоугольник) изображены в непривычном пространственном расположении, повернуты. Это позволяет выявить подверженность ребенка стереотипам в изображении фигур на плоскости.






Практическое занятие 2


Ребенку предлагается лист с изображениями 7 геометрических фигур, расположенных в ряд и пронумерованных. Требуется определить истинность высказывания: «Слева от треугольника и справа от куба расположены четырехугольники».


Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений детей различать пространственные отношения между объектами на плоскости; выделять и обобщать существенные признаки фигур; доказывать или опровергать истинность высказывания.

1

Отрицание высказывания или отсутствие ответа

2

Подтверждение истинности высказывания без доказательства, объяснения

3

Доказательство истинности высказывания

Задача 2. Выявить особенности умений читать графическую информацию о плоских и объемных объектах, соотносить название фигуры с ее изображением, использовать графическое изображение для доказательства истинности высказывания.

1

Отсутствие ответа, изображение не декодировано

2

Доказательство истинности высказывания без опоры на графическое изображение

3

Доказательство истинности высказывания с опорой на графическое изображение

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Белоснежка считает, что слева от домика в форме треугольника и справа от домика в форме куба располагаются домики, имеющие форму четырехугольника. (Повторить: «Слева от треугольника и справа от куба расположены четырехугольники».) Права ли Белоснежка? Как ты рассуждал?»

Да, Белоснежка права. Слева от треугольника находится квадрат, у него четыре угла, значит, это четырехугольник. Справа от куба изображен прямоугольник, у него тоже четыре угла, значит, он тоже четырехугольник.

Практическое занятие 3


Ребенку предлагается лист с изображениями 7 фигур, расположенных в ряд и пронумерованных. Требуется определить истинность высказывания: «Фигуры № 2, 3 и 7 - многоугольники».



Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений детей выделять существенные признаки фигур, обобщать их форму, исключать по отсутствию признаков; доказывать или опровергать истинность высказывания.

1

Утверждение истинности высказывания или отсутствие ответа

2

Отрицание истинности высказывания без доказательства, пояснения

3

Доказательство отрицания истинности высказывания

Задача 2. Выявить особенности умений декодировать графическую информацию, соотносить название фигуры с ее изображением, использовать графическое изображение при доказательстве истинности высказывания.

1

Отсутствие ответа, изображение не декодировано

2

Доказательство без опоры на графическое изображение

3

Доказательство с опорой на графическое изображение 3 балла


Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Гномы из домиков № 2, 3 и 7 думают, что их домики имеют форму многоугольника. (Повторить: «Фигуры № 2, 3 и 7 - многоугольники».) Согласен ли ты с гномами? Почему?»

Нет, гномы не правы. Фигура № 2 - треугольник - имеет три угла, это многоугольник. У фигуры № 7 шесть углов, это тоже многоугольник. А у фигуры № 3 - овала - нет ни одного угла, это не многоугольник. Значит, не все фигуры - многоугольники.









Практическое занятие 4


Ребенку предлагается лист с изображениями 7 фигур, расположенных в ряд и пронумерованных. Требуется определить, какая фигура не похожа на другие, и доказать свой выбор.



Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений обобщать форму по существенным признакам независимо от пространственного расположения фигур, исключать по отсутствию самостоятельно выделенного признака, доказывать свой выбор.

1

Отсутствие ответа

2

Выделена одна фигура с объяснением или две фигуры без объяснения

3

Выделены 2-3 фигуры с объяснением

Задача 2. Выявить особенности умений читать изображения двухмерных и трехмерных объектов, использовать графическое изображение для доказательства выбора объекта.

1

Изображение не декодировано, отсутствие ответа

2

Доказательство выбора фигуры без опоры на графическое изображение

3

Доказательство выбора фигуры с опорой на графическое изображение

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Один из гномов сказал Белоснежке: «Мой домик по форме не похож на другие домики» каком домике мог жить этот гном? (Повторить: «Какая фигура не похожа на другие?») Расскажи, как мог рассуждать этот гном».


Возможны три варианта ответов в зависимости от признака, выделяемого в фигурах. Фигура № 3 - овал - не имеет углов и сторон, изображается кривой линией. Остальные фигуры имеют углы и стороны, изображаются прямыми линиями. Фигура № 7 - шестиугольник - не выпуклая, остальные фигуры выпуклые. Фигура № 4 - куб - объемная, остальные фигуры плоские.






Практическое занятие 5


Ребенку предлагается лист бумаги, карандаши, ручка, линейка, трафареты с фигурами. Требуется изобразить фигуры, соблюдая определенные условия: изобразить круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и пятиугольник так, чтобы: круг был между треугольником и прямоугольником, прямоугольник был справа от круга, треугольник был выше овала, но ниже квадрата, пятиугольник был справа от овала и под кругом.

Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений ориентироваться на плоскости листа, устанавливать взаимно-обратные пространственные отношения между объектами, изменять точку отсчета, передавать в изображении форму фигур и их пространственное расположение.

1

Верно передана форма и расположение до 2 фигур или отсутствие ответа

2

Верно передана форма и расположение 3-4 фигур

3

Верно передана форма и расположение 5-6 фигур

Задача 2. Выявить особенности умений кодировать графическую информацию; создавать изображение в соответствии с заданными условиями; точно передавать форму фигур при помощи линий - прямых, кривых; использовать чертежно-графические инструменты.

1

Информация не закодирована, отсутствие ответа

2

Информация закодирована с ошибками, без применения графических инструментов

3

Информация закодирована верно, с применением чертежно-графических инструментов

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«У Белоснежки сегодня день рождения. Гномы испекли для нее печенье в форме геометрических фигур и хотят красиво разложить его на блюде. Помоги гномам разложить печенье. Изобрази круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и пятиугольник так, чтобы: круг был между треугольником и прямоугольником, прямоугольник был справа от круга, треугольник был выше овала, но ниже квадрата, пятиугольник был справа от овала и под кругом. Можешь использовать все предметы, лежащие на столе».

Все фигуры есть на предлагаемых шаблонах, но их нужно выбрать среди других фигур.

При оценке учитывается передача пространственных отношений между фигурами.

Сами фигуры могут быть повернуты.



Примечание: Инструкцию допускается повторить не более трех раз.


Практическое занятие 6


Ребенку предлагается ответить на вопрос: «Если разделить квадрат на четыре равные части, то какой они могут быть формы?», а затем изобразить способы деления квадрата на 4 равные части прямыми линиями. Предлагаются лист бумаги с изображенными на нем 6 квадратами, карандаш, ручка, фломастер, линейка, трафареты с фигурами.



Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму по заданному условию: расчленять квадрат на четыре равные части, определять и называть их форму.

1

Отсутствие ответа или указание одного варианта формы частей


2

Указание двух вариантов формы


3

Указание 3-4вариантов формы

Задача 2. Выявить особенности умений преобразовывать графические изображения по заданному условию: делить фигуру на части прямыми линиями; использовать графические инструменты.


1

Отсутствие ответа или один вариант графического деления, линии неровные, без использования графических инструментов

2

Выполнение двух способов графического деления, линии ровные, части соразмерные, без использования графических инструментов

3

Выполнение 3-4 способов графического деления, линии прямые, части соразмерные, использование графических инструментов при построении

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Гномы приготовили к празднику торт квадратной формы. Любителями тортов считают себя 3 гнома и Белоснежка. На сколько частей нужно разделить торт? А если разделить квадрат на 4 равные части, то какой они могут быть формы? Изобрази, как это сделать прямыми линиями, на этих квадратах».

Форма полученных частей может быть квадратной, прямоугольной и треугольной в двух вариантах. Возможны 4 основных варианта деления квадрата на 4 равные части прямыми линиями (другие варианты получаются из основных поворотом линии или всего квадрата).



Примечание: Предлагается больше изображений контуров квадрата, чем возможно вариантов деления, чтобы исключить подсказку в количестве вариантов.





Практическое занятие 7


Ребенку предлагается лист с изображением трех квадратов, разделенных на 4 сектора и определенным образом раскрашенных, расположенных в определенной последовательности; и лист с изображением 6 квадратов, разделенных на 4 сектора и раскрашенных. Требуется выявить закономерность расположения трех данных квадратов и из шести квадратов выбрать один, который может продолжить ряд. Затем предлагается изобразить выбранную фигуру.

Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений производить мысленные пространственные преобразования объекта (поворотную симметрию) на основе анализа графической структуры объекта и выделения закономерностей; доказывать свой выбор.

1

Отсутствие ответа, неверный выбор без пояснения

2

Верный выбор без доказательства

3

Верный выбор с доказательством

Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение, выбирать соответствующее условиям; строить графическое изображение на основе образца.

1

Отсутствие изображения

2

Изображение искаженное, не соответствующее образцу (выбранному объекту)

3

Изображение соответствует выбранному образцу


Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Подготовка к празднику продолжается. Гномы, которые не любят торт (сколько их?), очень любят пряники. Три пряника они уже выбрали и уложили в коробку в ряд. Помоги гномам выбрать еще один пряник и продолжить ряд, не нарушая последовательности. Почему ты выбрал именно этот пряник? А теперь изобрази недостающий пряник в коробке».

Нужно выбрать пряник № 3. Все пряники в ряду расположены так, что каждый следующий поворачивается вправо - вниз - влево - вверх (или по часовой стрелке) на одну закрашенную часть. У недостающего пряника должна быть заштрихована левая верхняя часть, закрашена левая нижняя часть.



Практическое занятие 8


Ребенку показывают квадратный лист бумаги, сгибают его пополам и ножницами вырезают из его середины прямоугольник. Не разворачивая листа, предлагают ребенку назвать форму получившегося отверстия и изобразить, как будет выглядеть лист, если его развернуть. Предлагаются карандаши, ручки, линейка, трафареты. После оценки продемонстрировать лист, развернув его.

Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму объекта, воссоздавать ее из частей на основе принципа зеркальной симметрии; действовать в двухмерном и трехмерном воображаемом пространстве; определять и называть форму.

1

Отсутствие ответа

2

Обобщенный ответ: четырехугольник, прямоугольник


3

Верный ответ

Задача 2. Выявить особенности умений создавать графическое изображение объекта по его части, передавать форму названной фигуры, использовать графические инструменты.


1

Отсутствие изображения

2

Изображение четырехугольника, прямоугольника, выполненное от руки, несимметричное, с неровными линиями

3

Изображение квадрата, симметричное, выполненное с использованием графических инструментов

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Праздник удался на славу. Все веселились, пели, танцевали. И только гном из квадратного домика был чем-то озабочен. Друзья спросили у него, почему он не веселится со всеми вместе. Оказалось, гном хочет вырезать в своем домике окошко, но не знает, как это лучше сделать. Гном хочет сложить свой домик пополам (показать сгибание листа) и выпилить такое отверстие (показать). Какой же формы получится окошко в домике? Нарисуй домик с окошком. Можешь использовать любые инструменты, лежащие на столе».

Получится окошко квадратной формы.

Возможно построение отверстия по частям, достраивание прямоугольника до квадрата.








Практическое занятие 9


Ребенку показывают квадратный лист бумаги. Складывают его пополам, затем еще раз пополам (чтобы получился квадрат) срезают внутренний уголок. Не разворачивая лист, предлагают ребенку назвать форму получившегося отверстия и изобразить, как будет выглядеть лист, если его развернуть. Предлагаются карандаши, ручки, линейка, трафареты. После оценки продемонстрировать лист, развернув его.

Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений мысленно преобразовывать форму объекта, воссоздавать ее из частей на основе принципа зеркальной симметрии; действовать в двухмерном и трехмерном воображаемом пространстве; определять и называть форму.

1

Отсутствие ответа, неверный ответ (например, треугольник)

2

Обобщенный ответ (четырехугольник)

3

Верный ответ

Задача 2. Выявить особенности умений создавать графическое изображение объекта по его части, передавать форму названной фигуры, использовать графические инструменты.


1

Отсутствие изображения

2

Изображение, соответствующее названной фигуре, построенное без помощи графических инструментов

3

Изображение, соответствующее названной фигуре, построенное при помощи графических инструментов

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Белоснежка придумала, как еще можно вырезать окошко. Она предложила сложить квадрат пополам, еще раз пополам (показать сгибание) и отрезать только один уголок (показать). Какой формы получится окошко в домике? Нарисуй домик с окошком. Можешь использовать любые инструменты, лежащие на столе».

Получится ромб или квадрат.





Практическое занятие 10


Ребенку предлагается изображение (чертеж) и требуется определить, сколько четырехугольников изображено на чертеже, показать все фигуры по контуру.

Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений определять форму объекта и его частей, находить фигуры на изображении, называть их, обобщать; составлять фигуры из частей.

1

Выделение и называние

2

Выделение и называние квадратов и прямоугольника

3

Выделение и называние всех четырехугольников

Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение, вычленять части изображения, показывать их по контуру.

1

Изображение не декодировано

2

Изображение декодировано не полностью, с ошибками

3

Изображение декодировано верно


Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Один из гномов получил письмо от своих родственников. конверте была и фотография семейства Четырехугольников, но, к сожалению, без подписи. Гном задумался: кто же здесь изображен и сколько их? Помоги гному определить, сколько четырехугольников изображено на чертеже».

На чертеже 4 четырехугольника: 1 квадрат, 1 квадрат из двух треугольников, прямоугольник из двух квадратов, 1 трапеция или четырехугольник из квадрата и треугольника.






Практическое занятие 11


Ребенку предлагается изображение (чертеж) и требуется найти на нем 6 треугольников, показать их и охарактеризовать их пространственное расположение.

Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений выделять фигуры заданной формы на изображении, характеризовать их пространственное расположение и размеры; составлять фигуры из частей.

1

Выделение и показ 1-2 фигур

2

Выделение и показ 3-5 фигур без характеристики их пространственного расположения

3

Выделение и показ всех фигур с характеристикой их пространственного расположения

Задача 2. Выявить особенности умений декодировать графическую информацию, вычленять части изображения, показывать их по контуру.


1

Изображение не декодировано

2

Изображение декодировано не полностью, с ошибками

3

Изображение декодировано верно

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

Гном из треугольного домика принес и показал всем фотографию своих родственников. Он сказал, что здесь изображены 6 разных Треугольников. Помоги Белоснежке отыскать их и расскажи, кто где изображен»

1 треугольник самый большой, он делится на 2 треугольника поменьше (слева и справа), 1 треугольник сверху, он делится на два маленьких треугольника (вверху слева и вверху справа).




Практическое занятие 12


Ребенку предлагается модель параллелепипеда (все три измерения различны), лежащая на столе, и лист с изображением этой модели сверху, спереди и сбоку (проекции). Предлагается определить, какому направлению соответствует каждая проекция, и заштриховать изображения определенным образом: вид сбоку - горизонтальными линиями, вид спереди - вертикальными линиями, вид сверху - наклонными линиями.






Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений изменять точку отсчета при ориентировке на реальном трехмерном объекте, соотносить форму граней объекта и форму изображения (проекции); характеризовать положение объекта в пространстве.

1

Отсутствие ответа или верный выбор одной проекции

2

Верный выбор двух проекций

3

Верный выбор трех проекций

Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение трехмерного объекта; выполнять штриховку прямыми линиями горизонтальными, вертикальными, наклонными.

1

Отсутствие ответа или штриховка в одном направлении, линии неровные, расстояния между ними не одинаковые

2

Штриховка в двух направлениях, линии достаточно ровные

3

Штриховка в трех направлениях, линии прямые, расстояния между ними одинаковые

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Белоснежка принесла с почты посылку для гнома из домика в форме куба и положила ее на стол (кладется модель параллелепипеда). Как выглядит посылочный ящик сверху? Найди эту фигуру на чертеже и заштрихуй ее наклонными линиями с наклоном вправо. Гном смотрит на ящик спереди. Что он видит? Заштрихуй нужную фигуру вертикальными линиями (пояснить - сверху вниз). А что можно увидеть сбоку? Заштрихуй эту фигуру горизонтальными линиями (пояснить - слева направо).

Получена модель.

Примечание: Штриховка выполняется от руки. Расстояние между линиями не задается.



Практическое занятие 13


Ребенку предлагается чертеж в трех видах конструкции (куб + четырехугольная правильная пирамида) и два наглядных изображения, одно из которых соответствует чертежу. Требуется выбрать подходящее наглядное изображение и построить его по образцу.

Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений изменять точку отсчета при ориентировке на изображении трехмерного объекта, устанавливать соответствие между формой грани объекта и формой проекции.


1

Отсутствие ответа или неверный выбор

2

Верный выбор без пояснения

3

Верный выбор с объяснением

Задача 2. Выявить особенности умений читать графические изображения трехмерных объектов - наглядное изображение и чертеж в трех видах, устанавливать соответствие между ними, строить наглядное изображение трехмерного объекта по образцу.


1

Отсутствие изображения

2

Изображение не соответствует выбранному объекту, искажено по форме и величине

3

Изображение соответствует образцу по форме, величине, линии прямые


Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Распечатав посылку, гном обнаружил в ней письмо и рисунки. Из письма он узнал, что его дядя Куб предлагает гному соорудить на своем домике башенку и посылает чертеж домика с башней и изображения двух домиков с башнями. Но дядя не написал, какой же из домиков изображен на чертеже. Помоги гному, выбери нужный рисунок домика и изобрази его».


Данному чертежу соответствует наглядное изображение в приложении.










Практическое занятие 14


Ребенку предлагается лист с изображением контуров фигур (квадрат, овал, треугольник), «наложенных» друг на друга. Требуется раскрасить фигуры таким образом, чтобы сверху лежал красный треугольник, а зеленый овал был под желтым квадратом.

Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений ориентироваться в воображаемом двухмерном и трехмерном пространстве, устанавливать пространственные отношения между объектами, выделять фигуру из фона.


1

Верно передано расположение 1 фигуры (треугольника) или отсутствие ответа


2

Верно передано расположение 2 фигур


3

Верно передано расположение всех фигур


Задача 2. Выявить особенности умений читать графическое изображение, преобразовывать графическое изображение по заданному условию.


1

Изображение не декодировано, не преобразовано


2

Изображение преобразовано с ошибками

3

Изображение преобразовано верно


Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Несколько гномов нарисовали на картоне свои домики, раскрасили и вырезали их, а затем положили в стопку на стол. Сколько рисунков на столе? Какой формы фигуры? Раскрась фигуры таким образом, чтобы сверху лежал красный треугольник, а зеленый овал был под желтым квадратом».


Задание предполагает мысленное манипулирование плоскими объектами в трехмерном пространстве. Объекты непрозрачные (вырезаны из картона), поэтому при раскрашивании их цвета не смешиваются.





Практическое занятие 15


Ребенку предлагается лист бумаги в клетку. Требуется построить изображение, следуя инструкции, а затем продолжить его самостоятельно, выделив закономерность, по своему образцу. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх.


Задача

Оценка результатов, в баллах

Задача 1. Выявить особенности умений ориентироваться на листе бумаги в клетку, действовать в заданном пространственном направлении, устанавливать закономерности чередования на основе принципа переносной симметрии.

1

Ошибки в пространственном направлении уже на 2-3-м шаге



2

Ошибки в пространственном направлении на 5-8-м шаге


3

Изображение без ошибок

Задача 2. Выявить особенности умений строить графическое изображение последовательно, достраивать изображение по образцу.

1

Изображение неверное уже в первой части

2

Первая часть бордюра изображена верно, продолжение искажено

3

Изображение без искажений

Инструкция

Верный ответ и примерный образец рассуждения

«Гномы хотят построить забор вокруг своих домиков. Но, прежде чем строить, Белоснежка посоветовала им изобразить свой замысел. Помоги гномам»

Правильный рисунок по шаблону.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Теоретический анализ учебно-методической литературы по проблеме формирования пространственных представлений младших школьников на уроках математики позволил определить понятие «пространственные представления» как деятельность, предполагающую определение формы, размера, положения и движения. различных объектов по отношению друг к другу, друг к другу и к собственному телу, по отношению к другим окружающим объектам в пространстве. В структуре заданий на развитие пространственных представлений проводится различие между несколькими уровнями, которые отражают последовательность, в которой ребенок усваивает пространственные представления. Формирование пространственных представлений и на их основе развитие пространственного мышления следует начинать в начальной школе, так как этот возраст в силу особенностей психологического развития наиболее благоприятен для формирования как основной, так и оперативной стороны пространственного мышления. мышление. Пространственные представления формируются у младших школьников в результате участия в различных мероприятиях. Однако младшим школьникам на уроках математики передаются базовые знания о форме, длине, пространственном положении и пространственных связях. Исследование геометрических материалов и решение задач движения имеют большой потенциал для формирования пространственных представлений на уроках математики в начальной школе. Для формирования пространственных представлений младших школьников на уроках математики широко используются методы визуализации, графического моделирования, дидактических игр и др.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абрамова, С.П. Программа «Введение в геометрию»/ С.П. Абрамова // Современный урок. - 2009. - №1.-С. 122-128.

2. Волкова, С.И. Математика и конструирование. Пособие для учащихся начальной школы/ С.И. Волкова. - М.: Просвещение, 2007. - 96 с.

3. Габова М.А. Путешествия с Линиточкой, Квадругом и Шарубиком по стране Графика/М.А. Габова // Дошкольное образование. - 2007. - №5.-С. 23-29

4. Ершова, Г.В. Использование геоплана на уроках математики/Г.В. Ершова // Начальная школа. - 2003. - №12.-С. 93-96.

5. Петерсон, Л.Г. Математика.1 класс. Учебник для начальной школы/Л.Г. Петерсон.-М.:Ювента, 2005.-64 с.

6. Петерсон, Л.Г. Методические рекомендации. 1-3 классы/Л.Г. Петерсон.-М.:Ювента, 2003. - 430 с.

7. Якиманская, И.С. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах/И.С. Якиманская. - М.: Просвещение, 1973 -207 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!