Развитие речи обучающихся на уроках математики
Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Я имею в виду две особенности: способность мыслить и передавать свои мысли другим людям посредством речи.
Стратегическая цель Федерального государственного образовательного стандарта состоит в формировании умения «учиться».
В нем отмечается необходимость усвоения школьниками математического языка и математической речи, выделяется знание языка алгебры, геометрии, а также умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи как необходимый компонент предметных результатов обучения.
На своих уроках я часто сталкиваюсь с проблемой слабой математической речи учащихся.
Дети часто не могут правильно сформулировать определения изучаемых понятий, прокомментировать решения задач, и даже затрудняются сформулировать свой вопрос чтобы ликвидировать пробелы в знаниях изучаемой темы.
Так целью моей работы над темой стал поиск путей решения проблемы развития математической речи учащихся, чтобы к выпускному классу они могли логически мыслить, правильно рассуждать, что для них является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики, сдачи ГИА.
Как и любой учитель математики я нацелена на то, чтобы на своих уроках научить ребят помимо программного материала :
Уметь видеть, наблюдать, сравнивать.
Укреплять свою память.
Развивать внимание и волю.
Правильно читать математическе книги и вести тетради по математике.
Развивать фантазию, творческие способности, воображение и мышление.
И, конечно же, непрерывно совершенствотать свою речь.
Перед собой же я поставила такие задачи:
1. Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу и практический опыт по данной теме.
2. Разработать приемы развития математической речи учащихся и систему упражнений, способствующих развитию математической речи учащихся
3. Оценить результаты работы.
Для достижения поставленных целей наряду с традиционными технологиями, построенными на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяю элементы различных современных технологий.
Использование игровых технологий делает процесс обучения более интересным; создает у учащихся хорошее настроение; облегчает преодолевать трудности в обучении
Применение ИКТ на уроках позволяет:
сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
эффективно решать проблему наглядности обучения;
расширить возможности для обратнойсвязи и общения через сети Интернет для проверки заданий и коррекции умений применять полученные знания.
Использование критического мышления позволяет развивать
Способность анализировать информацию с позиции логики
Умение выносить обоснованные суждения, решения;
применять полученные результаты как к стандартным,
так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам
можно отметить 5 характеристик критического мышления:
самостоятельное мышление
обощенное мышление
проблемное и оценочное мышление
аргументированое мышление
социальное (критическое) мышление
Использование практико-ориентированного подхода позволяет создавать на уроках атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников, развивать и поддерживать познавательные интересы т.к. для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях. Не зря же в материалы ОГЭ и ЕГЭ включены задачи с практическим содержанием.
Использование метода проектов, включающий проблемное
обучение и исследовательскую деятельность позволяет:
развивать коммуникативные и организационные навыки работы с информацией;
совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность учащихся;
создавать устойчивые установки на активное восприятие
информации;
Пути борьбы за правильную грамотную речь разнообразны. Прежде всего, речь самого учителя должна быть правильной и служить образцом для учащихся.
Во время проведения уроков стараюсь учить учащихся слушать свою речь и следить за согласованием слов в предложениях, так как неправильное согласование в математической речи настолько искажает мысли, что часто приводит к грубым ошибкам и выводам. Учу слушать и оценивать речь товарищей, что приводит к тому, что ребята замечают погрешности в речи друг друга.
На уроке дети получают возможность в разных формах развивать свою речь в процессе:
1) ответа у доски (устного ответа, в ходе комментирования решения задачи); 2) дополнения и ответов с места;
3) анализа ответов товарищей;
4) эвристической беседы при изложении нового материала;
5) закрепления изученного материала.
Среди всего перечисленного больше всего времени учащиеся занимаются решением задач. Поэтому эту деятельность наиболее эффективно можно использовать для развития математической речи учащихся.
Решение задачи начинается с чтения условия, что опирается на умения: выделять в тексте условие (данные величины) и основной вопрос (неизвестные); выделять в тексте отдельные ключевые слова и понимать ситуацию в целом; анализировать наименования указанных в условии величин; отделять существенное от несущественного; разбивать текст на логически законченные части, чтобы переводить их на язык математики. Поиск решения задачи и дальнейшее осуществление найденного плана решения так же требует владения устной и письменной математической речью. Примером могут послужить задачи, где нужно проанализировав готовое неправильное решение объяснить причину ошибки и привести свое решение.
Мы сравниваем правильный и неправильный способы решения задачи, не стирая с доски неправильного, обсуждаем, делаем выводы, анализируем ответ товарища, предлагаю ребятам самим поставить оценку однокласснику, прокомментировав её.
При решении уравнений, обязательно прошу называть неизвестные компоненты и проговаривать правило их нахождения. В некоторые письменные работы включаю теоретические вопросы на которые надо дать ответы или объяснения не символически, а текстуально.
Грамотная математическая речь выражается и в правильном написании математических терминов, в знании, где возможно применять эти термины, в понимании значения употребляемых терминов и специальных математических выражений. Поэтому правописание вновь вводимого термина обязательно показываю на доске, а учащиеся обязательно записывают новый термин в тетради.
Упражняю учащихся в чтении формул, законов и теорем, записанных символически (формулы сокращённого умножения, тригонометрические тождества, правила нахождения производных и первообразных и др.).
Помимо требования верных формулировок правил, теорем, законов предлагаю учащимся устно доказать теоремы, сделать вывод некоторых законов, правил, потому что устные доказательства развивают и обогащают устную и письменную речь учащихся, развивают такие свойства речи, как логичность, выразительность, доказательность, точность.
Речь ученика будет убедительной, краткой, ясной, если он правильно работает с текстом книги, с дополнительной литературой. Поэтому часто при окончании изучения какой-либо темы даю ребятам дополнительное задание в виде отыскания исторических сведений или описания биографии того или иного математика, теоремой или научным открытием которого мы пользуемся до сих пор.
Чтобы преодолеть трудности при изучении геометрии, помимо стихов и эпиграфов , использую следующие приемы:
1)подбираю геометрические задачи с практическим, жизненным смыслом, например про ремонт дома, кровлю, клумбы, заборы, чтобы учащиеся могли бы применить эти знания и в дальнейшей, взрослой жизни.
2)составление кроссвордов силами учащихся.
3)составить текст задачи по готовому чертежу или выражению
5)пишем математические диктанты, также орфографические диктанты с наиболее трудными словами.
Выполняем проектные работы по наиболее интересным темам –«Логарифмическая спираль» , «Симметрия».
Названные виды формы работы, а также многие другие служат развитию точной и лаконичной речи учащихся и учителя.
Применяя эти, в общем-то, несложные математические приемы, я заметила что меньше становится таких трудностей и проблем, как:
1) страх учащихся ответа у доски перед классом.
2) неумение оперировать математическими терминами.
3)неумение работать с текстом дополнительной литературы.
А главное –мне удается избавить детей от мысли, что математика-невероятно сложный и скучный предмет, оказать её яркость и красоту, сделать речь наших учеников более яркой, грамотной, эмоциональной!
Это ярко проявляется во время проведения математических мероприятий в рамках семинаров, предметной недели, открытых уроков, участия в конкурсах и олимпиадах.
Речь учащихся есть результат их мышления и отражает понимание пройденного материала и знание его. Грамотная речь сама способствует математическому развитию и закреплению знаний.
Литература:
Журнал «Математика в школе» №6 1995 г.
И. А. Гибш «Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики».
Работа по обобщению педагогического опыта:
Л. П. Околелова «О системе работы учителя математики»