СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме "Развитие речи на уроках математики". Обмен опытом.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроках математики»

Развитие речи обучающихся на уроках математики

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Я имею в виду две особенности: способность мыслить и передавать свои мысли другим людям посредством речи.

Стратегическая цель Федерального государственного образовательного стандарта состоит в формировании умения «учиться».

В нем отмечается необходимость усвоения школьниками математического языка и математической речи, выделяется знание языка алгебры, геометрии, а также умение точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи как необходимый компонент предметных результатов обучения.

На своих уроках я часто сталкиваюсь с проблемой слабой математической речи учащихся.

Дети часто не могут правильно сформулировать определения изучаемых понятий, прокомментировать решения задач, и даже затрудняются сформулировать свой вопрос чтобы ликвидировать пробелы в знаниях изучаемой темы.

Так целью моей работы над темой стал поиск путей решения проблемы развития математической речи учащихся, чтобы к выпускному классу они могли логически мыслить, правильно рассуждать, что для них является необходимым условием для глубокого и сознательного усвоения математики, сдачи ГИА.


Как и любой учитель математики я нацелена на то, чтобы на своих уроках научить ребят помимо программного материала :

  1. Уметь видеть, наблюдать, сравнивать.

  2. Укреплять свою память.

  3. Развивать внимание и волю.

  4. Правильно читать математическе книги и вести тетради по математике.

  5. Развивать фантазию, творческие способности, воображение и мышление.

  6. И, конечно же, непрерывно совершенствотать свою речь.


Перед  собой же  я  поставила  такие   задачи:

1. Проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу и практический опыт по данной  теме.

2. Разработать приемы развития математической речи учащихся и систему упражнений, способствующих развитию математической речи учащихся

3. Оценить результаты работы.


Для достижения поставленных целей наряду с традиционными технологиями, построенными на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяю элементы различных современных технологий.

Использование игровых технологий делает процесс обучения более интересным; создает у учащихся хорошее настроение; облегчает преодолевать трудности в обучении

Применение ИКТ на уроках позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

  • эффективно решать проблему наглядности обучения;

  • расширить возможности для обратнойсвязи и общения через сети Интернет для проверки заданий и коррекции умений применять полученные знания.

Использование критического мышления позволяет развивать

  • Способность анализировать информацию с позиции логики

  • Умение выносить обоснованные суждения, решения;

  • применять полученные результаты как к стандартным,

так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам

можно отметить 5 характеристик критического мышления:

  1. самостоятельное мышление

  2. обощенное мышление

  3. проблемное и оценочное мышление

  4. аргументированое мышление

  5. социальное (критическое) мышление

Использование практико-ориентированного подхода позволяет создавать на уроках атмосферу общего творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах одноклассников, развивать и поддерживать познавательные интересы т.к. для подавляющего большинства ценность математического образования состоит в ее практических возможностях. Не зря же в материалы ОГЭ и ЕГЭ включены задачи с практическим содержанием.


Использование метода проектов, включающий проблемное

обучение и исследовательскую деятельность позволяет:

  • развивать коммуникативные и организационные навыки работы с информацией;

  • совершенствовать и тренировать мыслительную деятельность учащихся;

  • создавать устойчивые установки на активное восприятие

информации;


Пути борьбы за правильную грамотную речь разнообразны. Прежде всего, речь самого учителя должна быть правильной и служить образцом для учащихся.


Во время проведения уроков стараюсь учить учащихся слушать свою речь и следить за согласованием слов в предложениях, так как неправильное согласование в математической речи настолько искажает мысли, что часто приводит к грубым ошибкам и выводам. Учу слушать и оценивать речь товарищей, что приводит к тому, что ребята замечают погрешности в речи друг друга.


На уроке дети получают возможность в разных формах развивать свою речь в процессе:

1) ответа у доски (устного ответа, в ходе комментирования решения задачи); 2) дополнения и ответов с места;

3) анализа ответов товарищей;

4) эвристической беседы при изложении нового материала;

5) закрепления изученного материала.

Среди всего перечисленного больше всего времени учащиеся занимаются решением задач. Поэтому эту деятельность наиболее эффективно можно использовать для развития математической речи учащихся.

Решение задачи начинается с чтения условия, что опирается на умения: выделять в тексте условие (данные величины) и основной вопрос (неизвестные); выделять в тексте отдельные ключевые слова и понимать ситуацию в целом; анализировать наименования указанных в условии величин; отделять существенное от несущественного; разбивать текст на логически законченные части, чтобы переводить их на язык математики. Поиск решения задачи и дальнейшее осуществление найденного плана решения так же требует владения устной и письменной математической речью. Примером могут послужить задачи, где нужно проанализировав готовое неправильное решение объяснить причину ошибки и привести свое решение.

Мы сравниваем правильный и неправильный способы решения задачи, не стирая с доски неправильного, обсуждаем, делаем выводы, анализируем ответ товарища, предлагаю ребятам самим поставить оценку однокласснику, прокомментировав её.



При решении уравнений, обязательно прошу называть неизвестные компоненты и проговаривать правило их нахождения. В некоторые письменные работы включаю теоретические вопросы на которые надо дать ответы или объяснения не символически, а текстуально.


Грамотная математическая речь выражается и в правильном написании математических терминов, в знании, где возможно применять эти термины, в понимании значения употребляемых терминов и специальных математических выражений. Поэтому правописание вновь вводимого термина обязательно показываю на доске, а учащиеся обязательно записывают новый термин в тетради.

Упражняю учащихся в чтении формул, законов и теорем, записанных символически (формулы сокращённого умножения, тригонометрические тождества, правила нахождения производных и первообразных и др.).

Помимо требования верных формулировок правил, теорем, законов предлагаю учащимся устно доказать теоремы, сделать вывод некоторых законов, правил, потому что устные доказательства развивают и обогащают устную и письменную речь учащихся, развивают такие свойства речи, как логичность, выразительность, доказательность, точность.


Речь ученика будет убедительной, краткой, ясной, если он правильно работает с текстом книги, с дополнительной литературой. Поэтому часто при окончании изучения какой-либо темы даю ребятам дополнительное задание в виде отыскания исторических сведений или описания биографии того или иного математика, теоремой или научным открытием которого мы пользуемся до сих пор.

Чтобы преодолеть трудности при изучении геометрии, помимо стихов и эпиграфов , использую следующие приемы:

1)подбираю геометрические задачи с практическим, жизненным смыслом, например про ремонт дома, кровлю, клумбы, заборы, чтобы учащиеся могли бы применить эти знания и в дальнейшей, взрослой жизни.

2)составление кроссвордов силами учащихся.

3)составить текст задачи по готовому чертежу или выражению

5)пишем математические диктанты, также орфографические диктанты с наиболее трудными словами.

Выполняем проектные работы по наиболее интересным темам –«Логарифмическая спираль» , «Симметрия».

Названные виды формы работы, а также многие другие служат развитию точной и лаконичной речи учащихся и учителя.

Применяя эти, в общем-то, несложные математические приемы, я заметила что меньше становится таких трудностей и проблем, как:

1) страх учащихся ответа у доски перед классом.

2) неумение оперировать математическими терминами.

3)неумение работать с текстом дополнительной литературы.

А главное –мне удается избавить детей от мысли, что математика-невероятно сложный и скучный предмет, оказать её яркость и красоту, сделать речь наших учеников более яркой, грамотной, эмоциональной!

Это ярко проявляется во время проведения математических мероприятий в рамках семинаров, предметной недели, открытых уроков, участия в конкурсах и олимпиадах.


Речь учащихся есть результат их мышления и отражает понимание пройденного материала и знание его. Грамотная речь сама способствует математическому развитию и закреплению знаний.



Литература:

Журнал «Математика в школе» №6 1995 г.

И. А. Гибш «Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики».

Работа по обобщению педагогического опыта:

Л. П. Околелова «О системе работы учителя математики»