№ 9 ересек тобына арналған ұйымдастырылған оқу
іс-әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы № 9
Дата: 19.11.2018 г
Апта тақырыбы/Тема месяца: «Растём здоровыми» Тақырыпша /Подтема: «Мы ловкие и смелые»
Білім беру саласы /Образовательные область: Коммуникация
Бөлім/Раздел: Развитие речи
Тақырып /Тема: «Составление рассказа о диких животных по схеме».
Мақсат / Цель: Расширять знания детей о диких животных, учить образовывать однокоренные слова. Воспитывать любовь к животным.
Демонстрациялық материал: картинки диких животных, мяч.
Сөздік жұмысы / Словарная работа: угощение, лакомство.
Билингвальді компонент / Билингвальный компонент: волк – қасқыр, лиса – түлкі, белка – тиін, заяц – қоян, ёж – кірпі, живут в лесу – орманда мекендейді.
Іс-әрекет кезеңі | Тәрбиешінің іс-әрекеті | Балалардың іс-әрекеті |
Мотвациялық-қозғаушылық кезең | Проводит артикуляционную разминку: Ёр-ёр-ёр – на реке живёт бобёр. Ок-ок-ок – в реке прячется сурок. Едь-едь-едь – а в тайге бредёт медведь. Са-са-са – в лесу прячется лиса. Загадывает загадки: Хвост пушистый, Мех золотистый, в лесу живёт, В деревне крадёт. (Лиса- түлкі) Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж- кірпі) Хвост пушистый дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, тёмноглазый. По деревьям может лазить. Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. (Белка- тиін) Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый … (Волк-қасқыр) Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц- қоян) | Повторяют, чётко проговаривая звуки. Отгадывают загадки о диких животных. |
Ұйымдастыру-іздестіру кезең | Проводит беседу: Помогите животным найти свой дом и расскажите о них. - Где и как живёт белка? Волк? Медведь? Заяц? Лиса? Организует д/и «Один-много». Цель: учить называть детёнышей диких животных во множественном числе. Одна волчица – много … (волчат). Одна зайчиха – много … (зайчат). Одна ежиха – много … (ежат). Одна лисица – много … (лисят). Одна лосиха – много … (лосят). Одна барсучиха – много … (барсучат). Проводит словарную работу: угощение, лакомство. Организует физминутку «Кого, чем угостим?»: Называет животное и бросает мяч. Проводит билингвальный компонент. Организует д/и «Назови семью». Цель: пополнить словарный запас детей названиями животных. Папа медведь, мама – медведица, детёныши – медвежата. Папа волк … Папа заяц … Папа ёж … Папа лис … Папа лось … Папа барсук … Предлагает выбрать картинку с изображением животного и рассказать по схеме: - Кто это? – Части дела. – Какая окраска? – Где живёт? – Чем питается? – Польза человеку. | Медведь в берлоге; Заяц под кустом; Волк в логове; Ёж и лиса в норах, белка в дупле. Называют детёнышей во множественном числе. Повторяют: угощение, лакомство. По очереди ловят мяч, называют «угощение», возвращают мяч воспитателю. Называют слова на двух языках. Называют членов семьи животных. Составляют рассказ о животном по схеме. |
Рефлексивті-түзетушілік кезең | Проводит рефлексию. Побуждает детей к обобщению, задает вопросы. Что интересного узнали на занятии? Как нужно обращаться с дикими животными? | Делятся впечатлениями. |
Күтілетін нәтиже / Ожидаемый результат:
Жүзеге асырады/ Воспроизводят: диких животных;
Түсінеді/ Понимают: навыки согласования существительных в единственном числе и множественном числе, в винительном падеже;
Қолданады/ Применяют: составлять рассказ о диких животных, отвечать на вопросы полным ответом.
Лиса – хищница. В основном лиса охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята.
Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Летом белка рыжая, а зимой серая. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Волк – хищный зверь. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Охотятся волки почти всегда за больными слабыми животными. Охотятся волки ночью. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат, волчата появляются весной.
Медведь – всеядное животное. Он, любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки, но может напасть и на человека. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Медведь строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Зимой у медведицы появляются медвежата. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном.
Заяц – грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.