ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)»
Работа по теме:
«Развитие самостоятельности обучающихся через внеаудиторную работу»
Выполнила:
Блохина Людмила Валентиновна
воспитатель
2018 год
Оглавление
I. Вводная часть………………………………………………………………......3
1. Актуальность ИР………………………………………………………………3
2. Цели и задачи ИР………………………………………………………………3
3. Ожидаемые результаты………………………………………………………..4
II. Основная часть……………………………………………………………...…4
1. Планирование самостоятельной работы студента…………………………...4
2. Функции самостоятельной работы студента………………………........... ..5
3. Цели организации самостоятельной работы студента……………............ .6
4. Формы самостоятельной работы студента………………………………… .6
5. Виды заданий для самостоятельной работы………………………………. 7
6. Контроль и управление самостоятельной работы студентов……………. 8
7. Условия реализации внеаудиторной деятельности студентов…………… 10
III. Заключение………………………………………………………………… .11
IV. Информационные источники……………………………………………… 12
I. Вводная часть
В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее.
Нормативной базой самостоятельной работы студентов являются методические рекомендации по планированию и организации СР – Приказ МОН РФ от 18.04.2013 года №292 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности; разъяснения по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2010 №12 – 696;); рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы (рекомендации ФГБУ «Институт профессионального администрирования и комплексной энергоэффективности» Минобрнауки России составлены по материалам работы секции УМО специальностей СПО на Международной учебно-методической конференции «Векторы современного уровнего образования: повышение качества и взаимодействие с работодателями»); нормативные правовые документы и методические рекомендации по планированию и организации СР – Приказ МОН РФ от 18.04.2013 года №292 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
Цель работы: развить самостоятельность учащихся через организацию внеаудиторной работы.
Задачи работы:
− научить адаптироваться к профессиональной деятельности в современном мире;
− сформировать умение использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
− развить такие универсальные умения, как: умение учиться самостоятельно, принимать решения;
− проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное;
− проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
− развить навыки организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью;
− научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут.
Для того чтобы данные цели и задачи не были для студентов абстрактными, необходимо донести до их сознания, что, выполняя каждое задание и самостоятельную работу в целом, необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат).
3. Ожидаемые результаты. В рамках внеаудиторной работы студенты смогут: самостоятельно принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию. Научиться проводить рефлексию: формулировать получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут. Познает радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.
II. Основная часть
1.Планирование самостоятельной работы студента.
Важное место в системе СПО занимает самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа способствует проявлению инициативы, создаёт возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать. Без активной деятельности самой личности невозможен процесс целенаправленного становления будущего грамотного работника.
В учебном процессе хореографического училища студентам предлагается два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная выполняется студентами на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Обязательная учебная нагрузка студентов регламентируется ФГОС профессионального образования.
Объем внеаудиторной самостоятельной работы определяется ГОС СПО по конкретной специальности и учебным планом специальности.
Содержание внеаудиторной работы студентов соответствует требованиям основной образовательной программы.
Формы организации и методы контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов планирует преподаватель.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы (п. 7.3 ФГОС СПО). Время, отводимое на ВД, находится в пределах 30% от объёма времени, отведенного на нагрузку по дисциплине, и рассчитывается из среднего показателя 2 часа на выбранную тему.
2.Функции самостоятельной работы студента.
Самостоятельная работа студентов хореографического училища организована для того, чтобы выполнить ряд функций, к которым относятся:
− Развивающая. Она предполагает повысить культуру умственного труда, приобщить студентов к творческим видам деятельности, обогатить интеллектуальные способности студентов.
− Информационно-обучающая. Нацелена на то, чтобы учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях подкреплялась самостоятельной работой и становилась более результативной.
− Ориентирующая и стимулирующая. Рассчитана на то, чтобы придать процессу обучения профессиональное ускорение.
− Воспитывающая. Призвана сформировать и развить профессиональные качества студента.
− Исследовательская. Необходима для того, чтобы развить у студентов новый уровень профессионально-творческого мышления.
3. Цели организации самостоятельной работы студентов.
− Систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения.
− Углубить и расширить теоретические знания.
− Сформировать умение использовать справочную документацию и специальную литературу.
− Развить познавательную способность и активность студентов, творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность.
− Сформировать самостоятельное мышление, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
− Развить исследовательские умения.
4. Формы самостоятельной работы студентов.
В нашем учебном учреждении студентам предлагаются следующие виды самостоятельной работы:
− индивидуальное занятие (домашнее) как важный элемент в работе студента по расширению и закреплению знаний;
− конспектирование лекций;
− самостоятельное выполнение тестов по учебным дисциплинам;
− работа с атласами и контурными картами;
− выполнение контрольных работ;
− подготовка докладов и рефератов;
5. Виды заданий для самостоятельной работы.
Для овладения знаниями нашим студентам предлагаются следующие задания: чтение дополнительной литературы; составление плана текста; конспект текста; работа со словарями и справочниками; использование видеозаписей; работа с электронными информационными источниками и ресурсами Internet.
Для закрепления и систематизации знаний студент должен повторять работу над учебным материалом; составлять план и тезисы ответа; составлять схемы, таблицы, ребусы, кроссворды; выполнять тестов; отвечать на контрольные вопросы в конце каждой темы; писать изложения и сочинения; подготавливать сообщения, рефераты, доклады; работать с компьютерными программами; готовиться и сдавать промежуточную и итоговую аттестации, сдавать экзаменов.
Для формирования умений необходимо решать задачи и упражнения по образцу; решать вариативные задачи и упражнения; участвовать в олимпиадах; выпускать газеты; организовывать выставки; участвовать в конкурсах и концертах.
Для того, чтобы внеаудиторная самостоятельная работа студентов проходила успешно, им рекомендуется соблюдать следующие правила:
− четко сформулировать себе цель предстоящей деятельности,
− подумать и осознать, для чего это нужно,
− оценить и проанализировать возможные пути достижения цели,
− выбрать наилучший вариант,
− наметить этапы предстоящей работы и время выполнения каждого этапа,
− контролировать свою деятельность, корректировать работу с учётом получаемых результатов,
− проанализировать результаты работы, сравнить их с поставленной целью,
− учесть сделанные ошибки, чтобы избежать их в дальнейшем.
6. Контроль и управление самостоятельной работой студентов
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов преподаватель осуществляет в пределах времени, отведённого на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине. Он может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов мы используем семинары, зачёты, тестирования, самоотчёты, контрольные работы, защиту творческих работ и др.
Контроль самостоятельной работы студента преподаватель устанавливает в следующих формах:
– включение предлагаемого для изучения вопроса в перечень вопросов экзаменационных билетов;
– тестовый контроль;
– защита письменных работ, в том числе, рефератов, курсовых и контрольных работ;
– выступление на семинаре, конференции, участие в «Круглом столе», деловой игре, олимпиадах и т. п.
Следует отметить, что при оценке письменных работ необходимо придерживаться следующих критериев:
− требуемый объём и структура работы;
− логика изложения материала;
− использование соответствующей терминологии, стиля изложения;
− повествование от третьего лица;
− наличие ссылок на источники информации;
− постановка вопросов и степень их раскрытия;
− выполнение необходимых расчётов;
− формулировка выводов по итогам работы.
В случае несоответствия письменной (курсовой, контрольной) работы студента указанным критериям, найденные расхождения должны быть отражены в рецензии и приняты во внимание при выставлении оценки студенту за работу.
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
Уровень освоения студентами учебного материала.
Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
Обоснованность и чёткость изложения ответа.
Управление самостоятельной работой студентов преподаватель осуществляет через различные формы контроля и обучения:
Консультации (установочные, тематические). В ходе которых студенты должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определит степень понимания темы и оказать необходимую помощь.
Следящий контроль осуществляется на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях. Его преподаватель проводит в форме собеседования, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, организации дискуссий и диспутов, фронтальных опросов. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов.
Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера: доклады, рефераты, курсовые работы.
Итоговый контроль осуществляется преподавателем через систему зачётов и экзаменов, предусмотренных учебным планом. Формы контроля должны быть адекватны уровням усвоения: уровню понимания, воспроизведения, реконструкции, творчества. Наряду с устными ответами по экзаменационным билетам рекомендуется шире использовать письменные формы итогового контроля.
7. Условия реализации внеаудиторной деятельности студентов.
Для успешной самостоятельной работы студентов в училище созданы следующие условия:
Кадровые: учреждение укомплектовано квалифицированными педагогическими, руководящими и иными работниками, уровень квалификации педагогов соответствует ФГОС, реализуется процесс профессионального непрерывного развития педагогических работников учреждения.
Психолого-педагогические: выстроена преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования; учтена специфика возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; созданы условия для формирования и развития психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; осуществляется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса (созданы условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, для формирования ценности здоровья и безопасного образа жизни, осуществляется психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения, поддерживается осознанный и ответственный выбор профессиональной дальнейшей сферы деятельности, формируются коммуникативные навыки в разновозрастной среде и среде сверстников).
Информационно-образовательные: реализована информационно-методическая поддержка образовательного процесса; существует оптимальное планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; организовано дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, культуры и здравоохранения).
Учебно-методические и информационные: учебные кабинеты оснащены необходимым оборудованием для организации учебного процесса; организован доступ к информации, связанной с реализацией образовательных программ; к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета; существует информационная поддержка образовательной деятельности студентов и педагогических работников; создан сайт училища; предоставляется возможность пользоваться ресурсами библиотеки СОШ №12; учреждение укомплектовано учебной и методической литературой, изданиями по профессиональному профилю училища.
Материально-технические: наличие кабинетов для занятий на базе СОШ №12; наличие собственного автобуса для перевозки учащихся.
III. Заключение
Говоря о значении самообразования в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов, необходимо подчеркнуть, что никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью студентов. Можно с уверенностью утверждать, что какие бы квалифицированные преподаватели ни осуществляли образовательный процесс, основную работу, связанную с овладением знаниями, студенты должны проделать самостоятельно.
IV. Информационные источники
1.Федеральный закон от 29.12. 2012 N 273−ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
3.Морева Н.А. Технологии профессионального образования. – М. : ACADEMIA, 2005. (Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования).
4.Пидкасистый П.И. Организация учебно – познавательной деятельности студентов. – М. : педагогическое общество России, 2005.
5.Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М. :Медицина, 2003.
6.Ермаков А.Л., Галатенко Н. А. Основы самостоятельной работы студента. – М., 1996.
7.Трофимова И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов. – СПб., 2001.