Развитие системы ранней профориентации школьников
29 августа 2022 г.
Л.Н.Ершова – социальный педагог.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека.
Актуальность ранней профориентации детей:
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Таким образом, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста. Для этого ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Потому подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.
Как я уже сказала - база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста.
Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Задача педагога-выявить склонности ребёнка к определённому виду деятельности, дать представление о разных видах деятельности в социуме.
Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях, которая ведётся по следующим направлениям:
Профориентация через учебные предметы
2. Внеурочная профориентационная работа
3.Профориентационная работа с родителями учащихся
Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеурочные занятия, конкурсы, выставки, кружки, создание проектов.
Многообразны формы проведения классных часов: беседы, деловые игры, викторины, творческие праздники, анкетирования, опросы, сочинения «Кем быть».
Нашими ребятами на школьном уровне создавали такие проекты, как «Жизнь без мусора», «Съедобная посуда, как уменьшение экологических проблем», «Выращивание экзотических растений», «Старинные монеты», «Спортивные профессии» и т.д. что помогает учащимся получить первоначальные знания о многих профессиях на своём личном опыте.
Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас мы ставим перед детьми цель, что нужно готовиться к выбору профессии:
- собирать информацию о профессиях,
- наблюдать за трудом взрослых в жизни,
- пробовать себя в разных видах деятельности, чтобы понять, что тебе больше всего нравится делать
В нашей школе практикуется составление детьми профессиограммы.
?. Профессиограмма-это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
- Название профессии;
- Для чего нужна ?
- Где работает человек? Условия работы.
- Какие инструменты использует?
- Продукт труда (что производит)
- Требования к человеку;
- Чем интересна и полезна профессия.
За этим следует выступление школьника перед другими детьми в классе.
Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. Со всеми результатами наблюдений знакомим родителей.
На родительских собраниях нацеливаем родителей на включение школьников в разные кружки и секции.
Профориентационная работа - важный аспект становления личности ребёнка. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
Говорят, что человек рождается два раза. Второй раз человек рождается, когда делает выбор свой профессии. Очень важно выбрать себе занятие по душе, чтобы ваша работа приносила и вам и окружающим радость и удовлетворение.
В заключение хочу сказать, что профориентация в школе должна решать комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач, предусматривающих соблюдение и реализацию следующих принципов:
Систематичности и преемственности, т.е. профориентационная работа не должна ограничиваться работой только с учениками старших классов. Эта работа должна вестись с первого по выпускной класс и вестись в системе профессионального образования.
Дифференциации и индивидуализации, предусматривающие опору на дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, учитывая возраст, социальный статус, уровень сформированности интересов, отличий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровень успеваемости и состояние здоровья.
Оптимизации в сочетании массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы со школьниками и родителями.
Продуктивности, обеспечивающей четкую нацеленность образования на реальный, конкретный, конечный продукт (проект и образовательный отчет), создаваемый школьниками в рамках его объединенной учебной и трудовой деятельности.
Взаимосвязи школы, семьи, центров профориентации молодежи, органов по труду, занятости и социальной защите, общественных молодежных организаций, средств массовой информации.
Учета потребностей экономики, бизнеса и общества в квалифицированных рабочих кадрах.
Реализация в школе внеурочных программ и курсов предпрофильной и элективной подготовки «Твоя профессиональная карьера», «Технология профессионального успеха», «Твой выбор», «Основы делового общения», «Развитие навыков конструктивного общения», «Познай себя», «Эффективное общение» и другие, позволяют школьникам профессионально самоопределиться.
Обобщая сказанное можно выделить главное в ранней профессиональной ориентации школьников как возможность изучить свои потребности; соотнести их с требованиями к интересующим профессиям; сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.