СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие слуха, подбор по слуху.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слух развивается в процессе музыкальной деятельности ребёнка, поэтому с первых музыкальных занятий надо целенаправленно работать над его развитием.

Просмотр содержимого документа
«Развитие слуха, подбор по слуху.»

Развитие слуха, подбор по слуху.


Слух развивается в процессе музыкальной деятельности ребёнка, поэтому с первых музыкальных занятий надо целенаправленно работать над его развитием. Работа над развитием слуха включает в себя множество компонентов:

1) умение ребёнка правильно спеть мелодию выученной песни

2)умение различать регистры, высотное соотношение звуков, направление мелодии, умение подбирать по слуху.

Подбор по слуху практикуется в школах с первого же года обучения. До начала подбора надо выяснить, слышат ли ученики высотное соотношение звуков, направление мелодии, регистры и т.д. Начинающие ученики хорошо слышат мелодию в крайних регистрах, но часто с трудом воспринимают сдвиг мелодии в пределах среднего регистра. Например, в пьесе Э. Грига «Птичка» высокий и низкий регистры определяются хорошо, а перенос мелодии на октаву вниз в «Польке» П.И. Чайковского (средний регистр) значительно хуже. Для преодоления этого недостатка надо провести соответствующую работу: проиграть и пропеть одну и ту же мелодию сначала без аккомпанемента в разных регистрах и постепенно сблизить их, а затем поиграть мелодию в рамках одного регистра, но в разных тональностях.

Постепенно задание усложняется: проиграв мелодию с аккомпанементом и пропев её, надо предложить ученику пропеть мелодию в разных тональностях только при поддержке аккомпанемента (например, аккордами). Играть мелодию и спрашивать, когда мелодия звучит выше, когда ниже. Важно выяснить, слышат ли дети направление мелодии (находится ли она на одной высоте, двигается ли вверх или вниз, плавно или скачками, начинается сверху или снизу, чувствуют ли дети её ритмические особенности). Чтобы научить их этому надо, играя одной рукой или напевая показать другой направление движения мелодии и предложить ученику делать то же самое.

Надо следить, чтобы движение руки у учащегося соответствовало движению мелодии. Для облегчения работы играть лучше в замедленном темпе. Для тех учащихся, которым не удаётся выполнить упражнение, можно мелодию дробить на части и побуждать их показывать рукой направление отдельных интервалов, затем рисунок отдельных мелодических ячеек и, наконец, всей мелодии в целом. Легче всего детям удаётся услышать и показать рукой скачки, большие интервалы. Наиболее трудно усваиваются небольшие интервалы (секунды, терции. После этих упражнений можно перейти к подбору мелодии на инструменте.

Подбор логичнее всего начинать с легчайшего материала, с мелодии на одном звуке типа скороговорки «Андрей-воробей». Хорошо играть и напевать мелодию вслух. После того, как песенки освоены, можно перейти к подбору мелодии, состоящей из двух соседних звуков. Например «Сорока». Затем совершаем переход а объёме терции («У кота Воркота»). Постепенно дети овладевают мелодиями в объёме кварты, квинты, сексты ми т.д. При изучении нотной записи надо отталкиваться от имеющихся у ребёнка слуховых представлений. Вначале это будут разученные с ним песни. Таким образом песня, которая в начале изучается по слуху и исполняется голосом, а затем подбирается на инструменте и служит материалом для опытов записи музыки.