СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие способностей учащихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для выявления способностей ребенка использую следующие способы:

- диагностики;

- педагогическое наблюдение;

-изучения результатов деятельности (контрольных, тестовых, диагностических работ учащихся);

- наблюдение и анализ проектной и групповой деятельности учащихся;

- анкетирование «Интерес к предмету «Математика»;

- анализ портфолио детей;

- беседы с родителя и учащимися

Просмотр содержимого документа
«Развитие способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь ученикам найти свое место в жизни. Развитие творческих и интеллектуальных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Поэтому важно активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску способных и одаренных детей, созданию оптимальных условий для их развития и воспитания, становления личности.

Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы создать образовательную среду и условия для проявления и развития творческих, интеллектуальных способностей детей, для раскрытия потенциала ребенка. Работа строится как в урочное, так и во внеурочное время. К урочной деятельности относится проведения уроков с учетом личностно-ориентированного обучения. К внеурочной деятельности относятся проведение дополнительных занятий, предметных недель, конкурсов и т.д.

Для выявления способностей ребенка использую следующие способы:

- диагностики;

- педагогическое наблюдение;

-изучения результатов деятельности (контрольных, тестовых, диагностических работ учащихся);

- наблюдение и анализ проектной и групповой деятельности учащихся;

- анкетирование «Интерес к предмету «Математика»;

- анализ портфолио детей;

- беседы с родителя и учащимися;

Для развития у учащихся способностей к научной, творческой деятельности использую способы:

-применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом

- использование метода проектов, игровых технологий,

- участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др.

-проведение предметных недель

- дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня.

- дифференцированная домашняя работа.

- проведение дополнительных занятий во внеурочное время «Мир логики», «Занимательная математика с элементами логики»

- проведение интеллектуальных игр.

Какие бы способности не таились в ребёнке, сам он мало что сможет в себе развить и воспитать. Поэтому основными помощниками в этом ребенку должны стать учителя, и конечно же родители.

Эта связка видится как социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. Родители первые воспитатели и учителя ребёнка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В рамках работы с одарёнными детьми проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого - педагогических знаний родителей;

  • включение родителей в учебно - воспитательный процесс;

  • взаимодействие учителя и родителей в развитии способностей ребёнка

Отследить эффективность реализации системы работы по развитию способностей детей можно отследить мониторингом:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей

  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Результатом деятельности по развитию и выявлению способностей детей является активное участие в олимпиадах, в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях. И др.



Приложения


Анкета «Интерес учащихся к уроку математики»

  1. Желаю изучать предмет, потому что:

а) Математика везде нужна;

б) Интересно решать задачи;

в) Люблю вычислять;

г) Хочу научиться мыслить логически;

д) Хочу научиться мыслить образно;

е) Хочу иметь пространственное мышление;

ж) Нравятся уроки учителя.

  1. Не желаю изучать математику, потому что:

а) Очень сложно;

б) Не понимаю;

в) Не умею решать задачи;

г) Не умею строить чертежи;

д) Гуманитарию не нужна математика.

  1. Встречая трудности:

а) Стараюсь их преодолеть;

б) Обращаюсь за помощью;

в) Бросаю это занятие.

  1. Испытываю удовлетворение:

а) От понимания трудного материала;

б) От решения сложных задач;

в) От поиска других способов решения;

г) От построения графиков;

д) От решения примеров с большим количеством действий.

  1. Кто больше помогает дома по математике:

а) Родители;

б) Делаю сам;

в) Обращаюсь к другим.

  1. Почему учишь математику:

а) Интересно;

б) Чтобы больше знать;

в) Заставляют родители;

г) Буду поступать в ВУЗ;

д) Нужно для профессии.

  1. Твое отношение к математике:

а) Люблю;

б) Учу, чтобы получить хорошую отметку;

в) Чтобы не ругали дома;

г) Скучаю на уроках;

д) Много непонятного, но хотел бы понять;

е) Не хочу ее учить.

  1. Что необходимо использовать учителю на уроках математики, чтобы вызвать интерес к предмету:

а) ничего

б) интересные творческие задания

в) занимательные игры

г) быть добрым учителем



Виды упражнений «Занимательная математика сэлементами логики» для 5 класса»

Упражнения для тренировки памяти.

1.Учитель произносит ряды слов, ученики должны определить общий звук во всех словах

ряда:

-Глобус, бутон, клуб, баул.

- Барбос, краски, снег, полюс.

- Крем, свирель, бездна, свет.

- Крик, миска, лиса, парик.

2.К каждому слову утро, яблоко, губы, роза, пирог, лето, вечер напишите подходящее

определение (красивое, неожиданное, неповторимое). А теперь к каждому определению

напишите исходное слово.

3.Учитель три раза читает семь слов: Буратино, Золушка, Мальвина, Пиноккио, Карлсон,

Тортилла, Пятачок.

4.Письменно ответить на вопросы:

- Кто автор сказки, героиня которой вторая в ряду? (Шарль Перро)

- Есть ли среди персонажей один и тот же герой, который носит разные имена? (Буратино,

Пиноккио)

- Каких имен названо больше - женских или мужских? (мужских - 4)

- Какие персонажи являются героями сказки "Золотой Ключик"? Кто ее автор? (Мальвина,

Буратино, Тортилла, А.Толстой)

- В написании каких имен есть удвоенные буквы? (Пиноккио)

Упражнения для тренировки внимания.

1. Сколько групп из трех цифр дают в сумме 15 ?4 8 9 5 6 1 3 4 8 5 2 6 4 1 9 5 6 9 7 2 4

2. Сколько чисел делятся одновременно на 2 и 3 ?33 18 56 66 74

3. Задана последовательность чисел. Найти закономерность и вместо ... написать

следующее цисло.

o 5, 10, 15, 20, ...

o 11, 101, 1001, 10001, ...

o 3, 13, 23, 33, ...

o 9,18, 27, 36, 45 ...?

4. Шел мужик в Москву и повстречал 7 богомолок; у каждой из них было по мешку, а

в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?

5. Два отца и два сына, дед и внук разделили три яблока так, что каждому досталось

по целому яблоку. Может ли так быть?


Упражнения для проверки способности слушать.

Прослушав задание только один раз, нужно ответить на вопросы:

1. В каком из слов парта, парад, коробка, седло, мама есть буква "Д" ?

2. В ряду слов сон, кон, стон, слон, вон - вторым стоит "Стон".Так ли это ?

3. Вам дали указание: поднимитесь на третий этаж здания, зайдите в комнату 325. В

правом нижнем ящике стола лежит статья из детской газеты. Принесите ее шефу. А

теперь определите, верно ли следующее утверждение:

o Вам надо было зайти в комнату 235.

o Вам предложили спуститься на третий этаж.

o Статья находилась в правом ящике, а не в левом.

o Статья находилась в верхнем ящике, а не в нижнем.

o Это была статья из детского журнала

Упражнения на развитие логического мышления.

1. Как из трех спичек сделать одиннадцать ?

2. Как при помощи спичек доказать, что если отнять пять от восьми, то ничего не

останется ?

3. Когда мы смотрим на две, а говорим десять ?

4. Как можно разделить двенадцать пополам, чтобы получилось не шесть, а семь ?

5. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил три точки. Всего

он отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал ?

6. Разрежь квадрат на три треугольника, чтобы среди них был лишь один треугольник

с прямым углом.

7. Квадрат разрезали на 4 равных части и составили из них два равных квадрата. Как

это сделали ?

8. В записи 4 · 12 + 18 : 6 + 3 поставьте скобки, чтобы получилось 50 ?

9. Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Укажите последнюю цифру.

10. Имеется два замка и 2 ключа к ним. Достаточно ли одной проверки, чтобы узнать,

от какого замка каждый ключ ?

11. Сумма трех чисел и их произведение равно 6. Найди их.

12 .Между сколькими людьми можно поделить поровну 121 яблоко ?

12. Что лишнее?

а) Килограмм, километр, центнер, грамм, тонна.

б) Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, пятиугольник.

Запишите общее название, которым можно заменить оставшиеся слова.

13. Какую цифру надо поставить в пустой сектор? (33)

14. Расставьте математические знаки, если нужно, то и скобки, между цифрами так,

чтобы равенства были верны.

1 2 3 4 5 = 4 ((1 + 23 – 4) : 5 = 4)

1 2 3 4 5 = 5 (12 : 3 – 4 + 5 = 5)

1 2 3 4 5 = 41 (12 + 34 – 5 = 41)

15. По дороге вдоль кустов

Шло одиннадцать хвостов.

Сосчитать я также смог,

Что шагало тридцать ног.

Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

И вопрос мой к вам таков:

Сколько было петухов? (7 петухов.)

16. Вот симпатичные ежи,

Какого как зовут, скажи.

От Пэта слева Физа нет,

От Физасправо нет Чучачу,

Мак рядом с Физом. Пэт

Мне эту предложил задачу.

Еѐ решил я в 5 минут...

А ты? Ежи ответа ждут! (Чучачу, Пэт, Физ, Мак.)

Упражнения для развития интеллекта.

Быстро ответить на вопросы:

1. "Что написано пером, не вырубишь топором". Что может опровергнуть эту

пословицу? (Ластик.)

2. Четыре уха и перьев не сосчитать. Что это? (Подушка.)

3. Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

o Хвост нашли. Плакать перестал. (Ослик Иа.)

oПомни, все исчезает после 12 ночи. (Фея из "Золушки".)

oУшел от зайца, волка и медведя. (Колобок.)

oКупили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха-Цокотуха.)

o Ключ достал. Скоро буду. (Буратино.)

4. Какого цвета середина у светофора ? (Желтого цвета.)

5. Как называется сумка школьника и солдата? (Ранец.)

6. Сколько штук в дюжине ?(12)

7. Одна игра по-русски называется крестословица. Как это звучит по-английски?

(Кроссворд.)

8.Что украла Клара у Карла ?(Кларнет.)__