Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Учитель МБОУ Николаевская СОШ
Бачурина Н.И.
Цель
Демонстрация приёмов и методов, которые я использую на своих уроках для развития творческих способностей учащихся.
Педагогические технологии
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Технология развития критического мышления
- Технологии эвристического обучения
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
Система работы
I. Работа на уроках русского языка
Работа на уроках литературы
II. Обычные уроки с заданиями творческого характера
Уроки по развитию речи
III. Традиционные уроки
Нетрадиционные уроки
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка
- Эвристические задачи
- Этимологические экскурсы
- Составление опорных сигналов
- Индивидуальная работа над ошибками
- Толкование языковых терминов
- Игра
Игра «Выбери три слова»
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
1
рыбка
вьюга
дубки
чулок
варенье
гриб
2
чучело
ручьи
подъезд
чум
склад
съёмка
ворона
град
подъём
ворота
клад
воробей
Уроки развития речи
Работа с опорными словами, сочинения-миниатюры, сочинения по картине, сочинения на заданную тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по личным наблюдениям, сочинение-письмо подруге (другу), сочинение по заданному началу.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми
- Свободное сочинительство
- «Мой дневник»
- «Фантазия-картинка»
- Экскурсия в картинную галерею (по репродукциям картин)
- Сценарий мультфильма
- Музыкальное сочинение
- Сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта
- Сочинение-ассоциация по мотивам художественного текста.
Работа по развитию речи учащихся на основе иллюстративного материала
Творческие задания по рисункам
- Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование.
- Творческие задания, направленные на озвучивание, оживление картины, рисунка.
- Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу. Как правило, такие высказывания представляют собой повествование о новых приключениях героя, с которым ребята познакомились, анализируя текст-образец.
- Творческие задания, целью которых является восстановление с помощью рисунка пропущенной части текста.
Обучение изложению
Для развития творческих способностей к текстам изложений предлагаю развивающие задания (изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить текст собственным рассуждением и т.п.), ввожу проблемные вопросы.
Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы
- Использование методов и приёмов игровой технологии
- Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях
- Создание презентаций по теме урока
- Метод творческого чтения
- Использование проблемных вопросов
- Написание сценария мульфильма, киносценария
- Составление синквейна
- Выразительное чтение, инсценировки сказок или других произведений.
Алгоритм написания синквейна
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – одно слово - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ).
Примеры синквейнов
МИР
ВОЙНА
Гармоничный, светлый
Оберегает, радует, бодрит
Беспощадная, жестокая
Убивают, взрывают, расстреливают
Мир надо беречь
Жизнь
Война – это зло
Смерть
Выводы
Развитие творческих способностей учащихся способствует формированию таких метапредметных умений, как
- умения сопоставлять явления и факты;
- умения выделять главное;
- умения составлять из отдельных элементов целую картину;
- умения формулировать общую проблему;
- умения делать философские, нравственные выводы.
Благодарю за внимание!