СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих способностей учащихся и работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

С этим докладом выступила на педсовете школы. Тема доклада очень актуальна на сегодняшний день.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей учащихся и работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»»

«Развитие творческих способностей учащихся и работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»



I. В чем актуальность темы?

В условиях социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности востребована как никогда прежде. Обществу нужна личность:

  • мыслящая не шаблонно;

  • умеющая искать новые пути решения предложенных задач;

  • умеющая находить выход из проблемной ситуации.

  • Целью организации работы с одаренными детьми является: создание благоприятных условий для развития одарённых детей в интересах личности, общества и государства, помощь одаренным учащимся в самораскрытии

  • Кого считают одаренным?
    Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
    1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
    2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
    3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;
    4. дети, хорошо обучающиеся в школе;
    5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
    Каждая из этих категорий отражает определенное отношение пониманию одаренности как психического явления.

Работа с одарёнными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одарённых детей.

1 июня 2013 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2013 – 2018 годы». Глава 4 этого документа определяет меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи.

В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с одарёнными детьми, которая включает:

1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся.

2. Концепция модернизации образования. В ней отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, делают ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Данный документ утвержден Приказом Президента РФ от 4 февраля 2012 года. В документе определяется стратегия развития системы поддержки талантливых детей.

Исходя из вышеназванных документов, можно сформулировать основные идеи работы с одарёнными детьми в школе:

1. Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.

2. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.

3. Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации.

4. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.

5.      Главным вектором в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов.

Планомерная и систематическая реализация указанных целей и задач будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей.

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

II. Учитель должен понимать, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов.

1. Это наследственность и физиологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение.

2. Факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность. Сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура и социальное окружение. Индивидуальность определяется семьей, в которой человек воспитывается. На индивидуальность оказывают сильное влияние детский сад, школа, общественные организации.

3. Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек с детства играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка.

Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС подразумевает формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

  • Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Методы работы с одаренными учащимися на уроке.

  1. Проблемный метод.

  • Проблемное обучение – это творческий процесс с проблемной ситуацией и управления поиском решения проблемы. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

  1. Поисковый метод.

Поисковый метод один из активных методов обучения, который обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.

3. Эвристический метод.

Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового с опорой на личностные качества.

  1. Исследовательский метод.

Основные составляющие метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

5. Проектный метод - это такой способ обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы.

Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

.

6. Мозговой штурм, один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. В результате обучения методу мозгового штурма у школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные.

Учитель должен направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала.

IV. В Конвенциях о правах ребёнка есть такие слова «Детское время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для развития потенциала одарённых детей в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Творческая мастерская

Творческая мастерская для одаренных детей - это особая креативная среда, в которой каждый ребенок может ощутить радость созидания.

  • Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, учителя максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

  • Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

  • Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.



  • Олимпиады и конкурсы по предметам.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад.

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят появился еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать учитель со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.

Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.


Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

  • научные кружки;

  • различные конкурсы и викторины;

  • проекты по различной тематике.

  • олимпиады по предметам;

  • научно-практические конференции;

  • выступления и доклады;

  • активная внеклассная работа;

  • предметные недели;

  • вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины;

  • Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования ( детская библиотека, и др.).

  • Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми - «Портфолио».

Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог,  и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. В целях поддержки интереса к предмету я использую творческие задания, даю задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой.


В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, из различных источников. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведется систематически.

Критерием достижения планируемых образовательных результатов является проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы над проектами, участие в олимпиадах , в творческих конкурсах.

Для подготовки учащихся к олимпиадам провожу занятия, консультации. Мы изучаем дополнительную литературу, учимся анализировать прозаические и лирические произведения, пишем сочинения, выполняем задания олимпиад прошлых лет и интернет олимпиады. Такие виды работ дают свои плоды.

 А также занимаемся в   кружке «Живое слово», для которого разработала программу. Применяю такие формы работы: выразительное чтение и заучивание стихотворений и отрывков из произведений, составление сценарии по произведениям, изучение песен, а также самое главное подготовка к ОГЭ. Особенно люблю работать с жанром поэзии. Начиная с 5 класса привлекаю интересы к стихам. Не все дети могут читать стихи от души, поэтому выбираю тех, у кого больше способности и желания. Например: с Ильнаром и с Чулпан занималась несколько лет добились огромных успехов. Даже ездили в Казань на конкурс чтецов и были награждены грамотами. Я выявляю таланты и продолжаю с ними заниматься. Например; Айгиз в прошлом году стал победителем муниципального этапа, призером республиканского этапа конкурса «Тукай моңнары». 2 года подряд выступая в смотре художественной самодеятельности Айгиз стал лучшим чтецом района.

Да, и не следует забывать, что в работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:

«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».