«Развитие творческих способностей учащихся и работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
I. В чем актуальность темы?
В условиях социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности востребована как никогда прежде. Обществу нужна личность:
Целью организации работы с одаренными детьми является: создание благоприятных условий для развития одарённых детей в интересах личности, общества и государства, помощь одаренным учащимся в самораскрытии
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2. дети с высоким уровнем творческих способностей;
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;
4. дети, хорошо обучающиеся в школе;
5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Каждая из этих категорий отражает определенное отношение пониманию одаренности как психического явления.
Работа с одарёнными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одарённых детей.
1 июня 2013 года вышел указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2013 – 2018 годы». Глава 4 этого документа определяет меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи.
В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с одарёнными детьми, которая включает:
1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся.
2. Концепция модернизации образования. В ней отмечается, что важной задачей системы образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, отвечая требованиям времени, делают ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца.
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Данный документ утвержден Приказом Президента РФ от 4 февраля 2012 года. В документе определяется стратегия развития системы поддержки талантливых детей.
Исходя из вышеназванных документов, можно сформулировать основные идеи работы с одарёнными детьми в школе:
1. Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления.
2. Одаренность базируется на внутренних особенностях ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий.
3. Педагог обязан увидеть и выявить грани одаренности, создать все условия для ее развития и реализации.
4. Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей.
5. Главным вектором в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов.
Планомерная и систематическая реализация указанных целей и задач будет способствовать созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей.
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
II. Учитель должен понимать, что индивидуальность ребенка формируется под влиянием трех основных факторов.
1. Это наследственность и физиологические особенности. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение.
2. Факторы окружающей среды, формирующие индивидуальность. Сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура и социальное окружение. Индивидуальность определяется семьей, в которой человек воспитывается. На индивидуальность оказывают сильное влияние детский сад, школа, общественные организации.
3. Индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек с детства играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.
Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка.
Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГОС подразумевает формирование метапредметных умений, универсальных учебных действий. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Методы работы с одаренными учащимися на уроке.
Проблемный метод.
Проблемное обучение – это творческий процесс с проблемной ситуацией и управления поиском решения проблемы. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, а ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути решения. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.
Поисковый метод.
Поисковый метод один из активных методов обучения, который обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
3. Эвристический метод.
Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового с опорой на личностные качества.
Исследовательский метод.
Основные составляющие метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
5. Проектный метод - это такой способ обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы.
Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с одаренными учащимися. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
.
6. Мозговой штурм, один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка. В результате обучения методу мозгового штурма у школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы; выдвигать множество разнообразных идей, оценивать идеи с различных точек зрения и выбирать наиболее продуктивные.
Учитель должен направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала.
IV. В Конвенциях о правах ребёнка есть такие слова «Детское время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста.»
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для развития потенциала одарённых детей в общеобразовательном учреждении могут быть организованы разнообразные формы внеурочной деятельности.
Рассмотрим некоторые из них.
Творческая мастерская для одаренных детей - это особая креативная среда, в которой каждый ребенок может ощутить радость созидания.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, учителя максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят появился еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать учитель со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.
Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю. У каждого ребенка от природы есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты:
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
научные кружки;
различные конкурсы и викторины;
проекты по различной тематике.
олимпиады по предметам;
научно-практические конференции;
выступления и доклады;
активная внеклассная работа;
предметные недели;
вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины;
Организация развития творческих задатков через совместные программы с центрами дополнительного образования ( детская библиотека, и др.).
Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми - «Портфолио».
Основной формой обучения является традиционный урок, в ходе которого особое внимание уделяю практической работе. Кроме традиционных уроков, использую и нетрадиционные формы, такие, как урок-игра, урок-диалог, и т.п. Степень усвоения материала проверяю по тестам, самостоятельным, контрольным, творческим работам, а также при устном опросе на уроке. С целью развития творческого мышления побуждаю учащихся к самостоятельной проверке результатов. В целях поддержки интереса к предмету я использую творческие задания, даю задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой.
В качестве материала для занятий использую олимпиадные задания прошлых лет, а также теоретический и практический материал, из различных источников. Высокая эффективность достигается, если такая работа ведется систематически.
Критерием достижения планируемых образовательных результатов является проявление учащимися освоенных способов деятельности в ходе работы над проектами, участие в олимпиадах , в творческих конкурсах.
Для подготовки учащихся к олимпиадам провожу занятия, консультации. Мы изучаем дополнительную литературу, учимся анализировать прозаические и лирические произведения, пишем сочинения, выполняем задания олимпиад прошлых лет и интернет олимпиады. Такие виды работ дают свои плоды.
А также занимаемся в кружке «Живое слово», для которого разработала программу. Применяю такие формы работы: выразительное чтение и заучивание стихотворений и отрывков из произведений, составление сценарии по произведениям, изучение песен, а также самое главное подготовка к ОГЭ. Особенно люблю работать с жанром поэзии. Начиная с 5 класса привлекаю интересы к стихам. Не все дети могут читать стихи от души, поэтому выбираю тех, у кого больше способности и желания. Например: с Ильнаром и с Чулпан занималась несколько лет добились огромных успехов. Даже ездили в Казань на конкурс чтецов и были награждены грамотами. Я выявляю таланты и продолжаю с ними заниматься. Например; Айгиз в прошлом году стал победителем муниципального этапа, призером республиканского этапа конкурса «Тукай моңнары». 2 года подряд выступая в смотре художественной самодеятельности Айгиз стал лучшим чтецом района.
Да, и не следует забывать, что в работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ:
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».