СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого мышления младших школьников-важная задача учителя начальных классов в условиях обновлённых ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления младших школьников»

Развитие творческого мышления младших школьников

Спиридонова М. А.

Учитель начальных классов

Творческое мышление младшего школьника – это способность анализировать возникающие в процессе обучения проблемы, устанавливать системные связи, видеть противоречия, находить решения и прогнозировать возможные варианты развития ситуации.

В младшем школьном возрасте ребёнок готовится к творческому труду. Именно в начальной школе складываются интересы, формируются потребности, которые впоследствии будут выражены в устойчивом стремлении к творчеству и творческой самореализации. Именно поэтому необходимо развивать творческое мышление системно.

Развитие творческого мышления в условиях внедрения ФГОС включает все виды универсальных учебных действий: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных.

Задатки мыслить творчески и воплощать задуманное в жизни имеются в каждом ребёнке, Важно содействовать свободе творческого самовыражения младшего школьника, так как в творческой деятельности отражаются мысли ребёнка, всё то, что ему не удалось высказать языковыми и эмоциональными средствами.

Механизм творческого мышления своеобразен и характеризуется следующими критериями: нестандартность, зоркость, способность резко переключаться на другой объект или действие, а затем вновь вернуться к началу, способность рассмотреть все варианты действий, даже те, которые кажутся не очень обоснованными, цельность восприятия, беглая речь, отсутствие боязни ошибиться.

Психолог и педагог А. И. Савенков выделяет следующие условия для формирования творческого мышления учащихся:

  • учебный материал должен доминировать ад знаниями учащихся, обладать информационной насыщенностью

  • исследовательской практики должно быть больше, чем репродуктивного усвоения знаний

  • ребёнок должен проявлять «интеллектуальную инициативу» - самостоятельность при решении исследовательских и учебных задач, для поиска альтернативного, более оригинального пути решения

  • стремиться оценивать свои идеи лояльно и критично

  • обладать самостоятельностью в поиске новых знаний, учебной деятельности, исследовании проблем.

  • ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.



Творческие способности развиваются в творческой деятельности, при выполнении различных творческих заданий.

Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и, наконец, открыть истины, никому ещё неизвестные»

(К.Э.Циолковский).

Творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учёба требует от ребёнка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности.

Виды творческих заданий, используемых на уроке математики.

  1. Обратные задачи: задания такого типа позволяют исследовать способность обратимости мыслительного процесса. Решая обратную задачу, учащиеся перестраивают суждения и умозаключения, использованные при решении прямой задачи. Составление новой задачи, обратной данной, приучает учащихся к постановке проблем, получению существенно иных разновидностей задач. Это простой способ развития творческого математического мышления.

  2. Задачи, в которых нет вопроса. Ученики замечают, что решать нечего, так как нет вопроса к задаче. Предлагается самим поставить вопрос. Это требует переосмысливания условия задачи, более точной формулировки условия и вопроса задачи.

  3. «Новая геометрическая фигура». Учащимся предлагается вырезать геометрические фигуры и создать из них (или из их части) новые фигуры (прямоугольники, квадраты, пятиугольники, шестиугольники). Затем придумать вопрос, на который можно ответить, используя данную геометрическую фигуру. Например, «охарактеризуйте углы данного пятиугольника».

  4. «Волшебные очки». Учитель предлагает «надеть» волшебные очки, через которые ученики видят всё вокруг в виде изучаемых геометрических фигур.

  5. Продолжи сказку «Как квадрат позавидовал треугольнику, захотел иметь три угла», «Как прямоугольник решил стать квадратом? и др.

  6. «Составление римских цифр». Дети делятся на группы. Один ученик из каждой группы должен вытащить из мешочка палочки, сколько сможет прихватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр. А затем сложить их. Побеждает команда, у которой получится самая большая сумма.

Виды творческих заданий, используемых на уроке русского языка.

    1. «Помощник учителя». Ученик получает задание составить словарный диктант из 20 наиболее трудных на его взгляд слов (словарные слова, слова с изученными и изучаемыми орфограммами)

    2. «Словарный диктант с творческим подходом». Учитель читает загадку, а учащиеся отгадывают, записывают в тетрадь, ставят ударение и подчёркивают безударные гласные (двойные согласные).

    3. «Картинный диктант». Учитель показывает картинки с изображением предметов (по темам «Овощи», «Спорт», «Школа» и т.д.) Дети записывают с комментированием.

    4. «Перестроить предложение, чтобы подлежащее стало обращением» Например, «Мой друг настойчиво добивается цели. Мой друг, настойчиво добивайся цели!»

    5. Мини- сочинение – рассуждение на объяснение смысла русских пословиц «Когда так говорят?» Например, «Дарёному коню в зубы не глядят», «Как аукнется, так и откликнется».

    6. Составление текста-отзыва по репродукции картины.

    7. Изложение с продолжением. Дети знакомятся с текстом, который логически не закончен. Придумать 2-4 предложения

    8. «Ассоциативная цепочка». Дети выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.

Виды творческих заданий, используемых на уроке литературного чтения.

  1. Творческий пересказ. Для творческого пересказа отбираются произведения, позволяющие поставить читателя на место литературного героя, понять его психологию. Например, пересказ от имени лягушки, от имени розы (В. М. Гаршин, «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе»)

  2. «Стихотворчество». Ученикам предлагается продолжить поэтическую строку.

  3. «Эмоциональные чудеса в стихотворении»

Предлагается найти художественные средства: эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения; красиво продекламировать их.

  1. Отзыв о прочитанном рассказе, сказке. «Понравилось ли тебе произведение? Почему?» В начальных классах предлагается шаблон в виде нескольких начальных фраз, требующих развёрнутого мини-сочинения. На вопрос «Почему?» детям надо сформулировать поучительный смысл произведения, его воспитательное значение для себя и для других людей.

  2. «Конкурс вопросов по тексту для одноклассников». Учащиеся придумывают вопросы, проверяющие понимание текста, выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах.

  3. Работа с рабочими листами по данному произведению, где детям предлагается не только продемонстрировать хорошее знание произведения, но и высказать суждения, умозаключения, главную мысль (чаще в виде русской пословицы), проиллюстрировать какой-то эпизод.

  4. «Драматизация». Она может иметь несколько вариантов. Учащиеся показывают образы произведения в действии только с помощью слов, то есть в форме чтения по ролям; средствами движения и слова; в форме коллективной драматизации.



Виды творческих заданий, используемых на уроке окружающего мира.

    1. «Воображаемая экскурсия». Например, при изучении темы «Группы животных» можно провести «воображаемую экскурсию» в «Зоопарк». Детям предлагается «расселить» животных в свои вольеры (по данным иллюстрациям). Для этого детям надо узнать животное, определить, к какой группе оно относится, какова среда его обитания.

    2. «Жалобная книга» .Дети готовят небольшое выступление от имени животного, растения, которые сталкиваются с плачевными состояниями, после чего ученики организованно выдвигают решение данных проблем.

    3. «Поиск общего». Учитель даёт ученикам 2 малосвязанных слова (явления, животных, растения). Ученики должны найти общее между ними, пояснить (2-3 предложения)

    4. «Составь загадку». Ученикам предлагается составить загадку на пройденную тему (по опорным словам)

    5. «Составь своё задание». После изучения темы, дети делятся на группы и составляют задания для другой группы.

    6. «Ассоциативная цепочка». Дети выстраивают цепочку ассоциаций по заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.

Виды творческих заданий, используемых на уроке изобразительного искусства

  1. «Фантастический цветок (зверь)». Нарисовать необычный цветок (зверя), которых никогда не видели.

  2. «Настроение в цвете». Ученикам предстоит нарисовать предмет или объект природы и придать настроение своему рисунку (радостное, грустное, сердитое, смешное, удивительное и т.д.)

  3. «Угадай-ка». Нарисовать отгадку к загадке.

  4. «Изобрази графически музыку». Перед началом работы ученикам предлагается прослушать музыкальное произведение.

  5. «Иллюстрирование литературного произведения».

  6. «По мотивам прославленных центров декоративно-прикладного искусства»

Подводя итоги, необходимо констатировать, что учитель начальных классов должен содействовать формированию творческого мышления школьников как в процессе организации учебной, так и внеурочной деятельности, тем самым развивая их субъективность.



3