СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Развитие творческого потенциала обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала обучающихся»

«Развитие творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС ООО»


«В каждом ребёнке дремлет птица, которую нужно разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»

Сухомлинский В.А.

Вспомним басню о таланте «Вороненок и Ворон».


Воронёнок и Ворон


В вороньей стае жил-был Воронёнок,
В нём пробудился редкостный талант —
Он пел!.. Возможно, что с пелёнок
Он слушал песни таборных цыган.
 
Он подражал, и в этом подражанье
Горел огнём и так являл свой пыл,
Настолько артистичным был и рьяным,
Что покорил он весь вороний мир!
 
А тут как раз и конкурс был объявлен,
Международный смотр всех певчих птиц.
И Воронёнок, от ворон избранник,
Уверенно пошёл брать главный приз!
 
И только старый, очень мудрый Ворон
Разумный Воронёнку дал наказ:
 
– Ты не готов! Вернёшься ты с позором.
Учиться лучше б шёл в вокальный класс.
 
— Зачем учиться кар-р-ролю эстрады,
Когда и так я лучше всех пою?
Возьму и главный приз, и все награды!
 
Пожал плечами Ворон, мол, «ну-ну…»
 
На конкурс прилетели птичьи звезды:
Овсянки, канарейки, соловьи,
И даже прибыл попугай серьёзный,
Возглавить, чтоб, почётное жюри.
 
И вот на сцену вышел Воронёнок,
Стал песню исполнять на свой макар.
В зал понеслось единственное слово —
Картавое, скрипучее «Кар-р-р!», «Кар-р-р!»
 
Конечно, он мгновенно был освистан,
Вне конкурса отправлен был домой.
 
Какой позор! И как упал он низко!
В душе был Воронёнок сам не свой.
 
Он брёл уныло, слез обидных полон,
И слабый духом, и телесно вял.
Вдруг снова повстречался мудрый Ворон,
Который всё смекнул и так сказал:
 
— Среди ворон ты, может, самый лучший,
Способен каркать на любой мотив,
Но чтоб сиять, как солнца яркий лучик,
Трудиться надо, пот и кровь пролив.
 
Талант лишь там найдёт свой путь,
Где есть желание и труд!


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей.

Что же подразумевается под творческими способностями – комплексное понятие, включающее в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение.



Развивать творческие способности? Что это значит?

Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе

Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление обучающихся к творчеству и углублению способностей. Важно отметить, что необходимо поэтапно развивать творческие способности обучающихся. Развитие творческих способностей обучающихся формируется через участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах.

В современном мире всё меньше и меньше стало уделяться внимания чтению литературы. Это связано с развитием новых технологий. Дети увлечены компьютерными играми, просмотром телевизионных программ. Порой эти приспособления отнимают всё свободное время ребят. Наукой доказано, что такие увлечения отрицательно отражаются на здоровье и качестве жизни ребят, так как иногда не разграничивается реальное и виртуальное.

Я работаю учителем начальных классов. На базе нашей школы я организовала для учащихся кружок «КЛюЧ» («Клуб любителей чтения»), разработала авторскую программу кружка. Настоящий проект направлен на продвижение и популяризацию чтения среди школьников, на привлечение интереса к литературе, на формирование понимания у детей того, что чтение – это увлекательно, познавательно, любопытно. В момент чтения ребята многое открывают для себя: учатся распознавать добро и зло, узнают нормы и правила поведения в той или иной ситуации, формируют свой читательский вкус, учатся нравственному и эстетическому восприятию, т.е. распознают красоту и уроки художественного слова. Чтение литературы – это главнейший незаменимый и неизменный источник информации, источник знаний, мудрости, и опыта предшествующих поколений.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей программной речи вынужден был констатировать, что мы все чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом. «Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли».

В свете изложенной проблемы Владимир Путин ставит задачу:

«Ситуацию, конечно же, нужно исправлять. Прививать интерес к чтению, к хорошей литературе, конечно же, нужно с ранних лет. Мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона».

Развитие личности — это процесс раскрытия качеств человека, во время которого происходит переход от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Развивать творческий потенциал воспитанников можно с помощью внеурочной деятельности. Главная задача такой деятельности заключается в возможности обнаружить способности и задатки у школьников и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность.

Формы внеурочной деятельности могут быть разными: читательские конференции, клубы, кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т. д. Чтобы привлечь учеников к внеурочной деятельности я применяю следующие репродуктивные методы:

Метод стимулирования. Стимуляция дает возможность развивать у ребенка интерес к определенным занятиям.

Метод соревнования. Стремление к первенству, приоритету и самоутверждению есть в каждом человеке и, особенно у детей.

Метод поощрения. Поощрение является сигналом об успехе, в нем содержится общественное признание и уважение.

К основным задачам внеурочной деятельности относятся: повышение влияния педагога на жизнь детей в свободное время; организация общественно-полезной деятельности учащихся совместно с коллективами учреждения внешкольного воспитания; выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, обучающихся к различным видам деятельности; помощь в поиске «себя»; создания необходимых условий для индивидуального развития; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; развить опыт взаимодействия и сотрудничества с обществом; воспитание культуры досуговой деятельности школьников.

Таким образом, с помощью внеурочной деятельности можно сформировать интерес школьников к определенной тематике, а в последующем создать ситуацию, в которой он сможет задействовать полученные знания и получит новые навыки. Одними из основных задач реализации основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) является: «Выявление и развитие способностей обучающихся…, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности». Говоря иначе, современное образование должно содействовать тому, чтобы школьники научились активизировать свой творческий потенциал. В связи с этим в настоящее время вопросы формирования творческого потенциала личности в процессе школьного образования становятся актуальными. Творческий потенциал личности уже долгое время является предметом исследований. Многие ученые стремятся найти «теорию творчества» и успешно внедрить ее в жизнь. На данный момент проблема творчества является одной из самых актуальных и требует кардинальных доработок. Указывая на влияние социальной среды, ученые не отодвигают на второй план и биологическую природу человека. Они считают, что она также влияет на процесс развития личности ученика. Биологическая сущность человека проявляется в природной способности к развитию, определенным врожденным задаткам и предрасположенности к одному из видов деятельности. Существенно влияющим фактором в развитии личности школьников является воспитание. Правильно организованное и целенаправленное обучение позволяет развивать у детей определенные задатки еще с раннего возраста. Понятие «творчество» включает в себя деятельность человека, которая приносит новые материальные и духовные ценности. В результате такой деятельности создается что-то новое, чего ранее не было. Доктор психологических наук Ю. Н. Кулюткин особое внимание уделил анализу личности обучающихся. Особенно он подчеркнул важность формирования в ходе обучения такого качества личности, как творческий потенциал. Кулюткин считал, что творческий потенциал человека является системным образованием личности и такая система характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Т. Г. Браже определил творческий потенциал как совокупность знаний, умений и убеждений человека. По мнению Браже именно наличие данных качеств позволяет в дальнейшем строить и регулировать человеческую деятельность, формировать открытость ко всему новому, вырабатывать высокую степень развития мышления, мыслительную гибкость, оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. Творческий потенциал учеников представляет собой качество характера, которое имеет системную организацию и сложную структуру со стороны целостного понимания личности. В творческий потенциал входит:  готовность и способность к саморазвитию;  сформированность мотивации к обучению и познавательной деятельности;  освоение сложных понятий и универсальных учебных действий;  владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. Во многом развитие творческих способностей школьников зависит и от самовоспитания. Самовоспитание — это процесс усвоения человеком определенных навыков и способностей, которые появляются в результате внутренних душевных факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие личности. Творчество — это непрерывное движение. В нем нет постоянства, есть подъемы, застои и спады. Высшей точкой творчества является вдохновение.

Принимая активное участие во внеурочных мероприятиях, ребенок имеет возможность развить свои способности, ощутить свою уникальность и востребованность, самобытность и неповторимость. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её процесс и результаты приносят радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Мной было изучено методическое пособие Кудряшева «Уроки литературы в школе». В системе методов Н. И.Кудряшева назван Метод творческого чтения. Целью его является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения, и после анализа. Я использую в своей работе методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы. Виды учебной деятельности школьников: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций. В целом речь идет о первой ступени в логике познания литературы.

Метод творческого чтения наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Именно в активизации художественного восприятия, формировании средствами искусства художественных склонностей и способностей школьников заключается цель и специфика этого метода обучения. В то же время художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы. В процессе восприятия произведения происходит усвоение его художественных способностей.

Важно понимать, что чтение художественного произведения качественно отличается от чтения научного, публицистического текста. Оно требует специального внимания к слову, фразе, ритму; вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.

Необходимо отметить , что за последние годы в методике особенно остро ставится вопрос о путях эмоционально-нравственного воздействия на учащихся путем специально организованного на основе анализа текста выразительного чтения произведения перед его изучением. Хорошее чтение дает учащимся нередко значительно больше в смысле понимания поэта, чем самый тщательный и умелый разбор. Стихи надо внимательно слушать, чтобы научиться их слышать. Следует практически показывать учащимся, что прочесть лирическое стихотворение – «не безделица», как говорил Гоголь: его надо понять пережить и нужно передать слушателям чувства и мысли поэта так, чтобы и они пережили то же; при этом само звучание стихотворной речи способствует эмоциональному восприятию ее. Мой пример «заразителен»: у учащихся возникает потребность самим учить стихи наизусть, нередко те самые, которые читал учитель, а также по своему выбору.

Учебная деятельность учащихся заключается в творческом восприятии читаемого произведения, в активной работе воображения. Эта деятельность, носящая индивидуальный характер, внешне проявляется в выражении лица, различных эмоциональных оптиках (восклицаниях, отражающий удивление, возмущение, одобрение, в смехе и т.д.). Однако сильное, глубокое переживание внешне не выражается ничем, кроме продолжительного молчания, которое не следует немедленно прерывать.

Главная педагогическая задача выразительного чтения учащихся в развитии эстетических и нравственных переживаний. Проникаясь чувствами и мыслями поэта, учащиеся переживают их как свои, развивая свой духовный мир. Проникновению в глубину поэтических образов способствует сравнение различных интерпретаций чтецами одного произведения. Сохранились записи чтения стихотворений Маяковским, Есениным, Блоком… (их можно сравнить с чтением артистов)