Mуниципальное бюджетное учреждение дополнительного обазования Волгограда «Детская школа искусств № 8»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ГИТАРА»
АНСАМБЛЬ
Срок реализации – 2 года (III-IV класс)
Волгоград
2016 г.
«Согласовано» Педагогическим советом МБУ ДО ДШИ №8 « » июня 2016 года | «Утверждаю» Директор МБУ ДО ДШИ №8 __________И.Г.Крупнова « » июня 2016 года |
| |
| |
Разработчик: В.В.Цветков, преподаватель Московского областного колледжа искусств города Химки Московской области, преподаватель Детской музыкальной школы №71 города Москвы, заслуженный работник культуры Российской Федерации
Главный редактор: И.Е.Домогацкая, генеральный директор Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидат педагогических наук
Технический редактор: С.М.Пелевина, научный сотрудник Института развития образования в сфере культуры и искусства
Редакция: Ю.С.Желудкова, преподаватель по классу гитары МБУ ДО ДШИ №8 Волгограда
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
- Примерные списки произведений
- Методическая литература
- Учебная литература
Пояснительная записка.
Программа учебного предмета «Ансамбль (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом учебных планов и федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации, а так же многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.
Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.
Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары, – электрогитару, банджо, различные старинные струнные инструменты. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.
Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы, 6 – 13 лет.
Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.
Недельная нагрузка по предмету «Ансамбль ( гитара)» составляет 1 час в неделю.
Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами.
Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности являются мотивацией для начала обучения игре на гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала: бардовская песня, старинные и современные романсы, эстрадная и рок музыка, популярные образцы классической музыки.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.
Срок реализации учебного предмета
Срок реализации программы учебного предмета «Ансамбль» - 2 года, продолжительность учебных занятий составляет 32 недели в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов |
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | |
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Количество недель | 14 | 18 | 14 | 18 |
Аудиторные занятия | 14 | 18 | 14 | 18 | 64 |
Самостоятельная работа | 14 | 18 | 14 | 18 | 64 |
Максимальная учебная нагрузка | 28 | 36 | 28 | 36 | 128 |
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Ансамбль» составляет 128 часов. Из них: 64 часа – аудиторные занятия, 64 часа – самостоятельная работа.
Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповая (от 6 обучающихся). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета.
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи:
Задачами предмета «Ансамбль (гитара)» являются:
приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
формирование понимания музыкальных стилях и жанрах;
оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
воспитание стремления к практическому применению знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на гитаре, в том числе, аккомпанирования, подбора по слуху.
Методы обучения.
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит:
от возраста обучающихся;
их индивидуальных способностей;
от состава ансамбля;
от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (рассказ, объяснение);
метод показа;
- частично – поисковый (обучающиеся участвуют в поисках решения поставленной задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем баянистов, аккордеонистов являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.
Описание материально – технических условий
реализации учебного предмета «Ансамбль».
Материально – техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, а также нормам охраны труда.
В Школе имеется достаточное количество оркестровых русских народных инструментов, а также созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
II. Содержание учебного предмета.
Учебно-тематический план
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, требуются определенные музыкально-технические навыки владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества - ансамблевого исполнительства и аккомпанемента позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленных художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Годовые требования
Третий класс (2-й год обучения)
Гитара:
Итал. нар. песня «Санта Лючия»; Э.Торлакссон «Гитарное буги; И.С.Бах «Менуэт»; джазовые этюды А.Виницкого; Ф.Дуранте «Гальярда»; В.Ерзунов «Танец прошедшего лета»; «Испанский танец», обр. Д.Лермана; и др.
Четвертый класс (3-й год обучения)
Гитара:
М.Теодоракис «Сиртаки»; В.Козлов «Неаполитанские ночи»;
А.Виницкий «Лирическая мелодия»; В.Асеведо «Маленький бразилец», С.Руднев «Деревенская зарисовка»; И.С.Бах «Сицилиана»; О. Копенков «Вальс над Сожем»; В.Ерзунов «Ночная дорога»; и др.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:
развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на инструменте, приобретенных в классе по специальности;
приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль, оркестр);
развитие навыка чтения нот с листа;
развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля;
-наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена музыкального коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Ансамбль» являются:
текущий контроль успеваемости учащихся,
промежуточная аттестация,
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
качество выполнения домашних заданий;
инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Промежуточная аттестация учащихся проводится в виде контрольного урока раз в полугодие или концертное выступление.
Для каждого класса в программе даны перечни музыкальных произведений (различные по уровню трудности) для исполнения на контрольных уроках в течение учебного года.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащиеся исполнили программу музыкально, в характере и нужных темпах.
4 (хорошо) – ставится при некоторой неряшливости в исполнении программы, недостаточно выразительном исполнении.
3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.
При оценивании учащихся, осваивающих общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащихся, успешность личностных достижений.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Методические рекомендации педагогическим работникам.
Преподаватель должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда
происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в Школе. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле обучающихся разных классов (младшие – средние, средние – старшие). В данном случае преподавателю необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности обучающихся.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство обучающихся с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием в работе ансамбля
является ясное понимание обучающимся своей роли и значения своей партии в исполняемом произведении. Преподаватель должен обращать внимание на настройку инструментов, правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей преподаватель должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава. Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений ансамбля.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическая литература
Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1934, 1938, 1983, 1985
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. - М., 2003
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. - М., 1995, 1999, 2002
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре.- М., 1970-2009
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1964-2009
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. - М., 1991
Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. - М., 1977-2009
Методическая литература
Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. - М., 2002
Домогацкий В. Семь ступеней мастерства: вопросы гитарной техники. М., Классика-XXI, 2004
Как научить играть на гитаре. Сост. В.Кузнецов. - М., 2006, 2010
Михайленко М. Методика преподавания на шестиструнной гитаре. Киев, 2003
Теннант С. "Качающий нейлон"
Паркенинг К. "Школа игры на гитаре"
Нотная литература
Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В.Максименко.- М., 1989
Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П.Исаков. - М.- Л., 1934
Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. - Л.,1962
Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка гитариста №3 / Сост. В. Кузнецов. - М., 2004
Из репертуара А.Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н.Иванова-Крамская. - М., 1983
Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть I / Сост. и ред. А.Гитмана. - М., 1997
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 1/ Сост. А.Гитман. - М., 1998
Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. - М., 2002
Педагогический репертуар гитариста. Вып.1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А.Иванов-Крамской. - М.,1966
Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П.Вещицкий. - М., 1967
Педагогический репертуар гитариста. Младшие классы ДМШ: Пьесы, упражнения, ансамбли для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 2005
Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М., 1999, 2004
Популярные пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Репертуар музыкальных школ. Вып.1/ Сост. А.Гитман. - М., 2011
Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. А.Иванов-Крамской. - М., 1971, 1976
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1983, 1985
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1 / Сост. Е.Ларичев. - М., 1972
Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ / Сост. Е.Ларичев. - М., 1984, 1986
Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1983
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1980, 1984
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1981, 1985
Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). / Сост. Н.Михайленко. - Киев, 1982, 1986