ВВЕДЕНИЕ
педагогический внимание школьный ребенок
Внимание -- это сосредоточенность и направленность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание не существует в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, в первое время обучения. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.
Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов, родителей, и психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач.
Увеличивается количество детей младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперреактивностью.
Определенная сложность, встающая перед человеком, который хочет разобраться в психологии внимания, состоит в том, что, с одной стороны, ответ на вопрос, что такое внимание, внимательность и невнимательность, на практическом, бытовом уровне знает не только любой взрослый, но и почти каждый ребенок. С другой стороны, внимание -- это весьма сложный раздел психологических знаний, который в последнее время привлекает все больший интерес психологов и рождает сложные и неоднозначные теории объяснения.
Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием.
Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности.
«Наличие у человека высших форм внимания, -- пишет С. Л. Рубинштейн, -- в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания» Актуальность проблемы изучения особенностей развития внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, наряду с другими процессами. Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно -- необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Но внимание -- не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из важнейших и сложных проблем научной психологии.
Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной деятельности детей в школе.
Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. 3., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).
Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на развитие внимания у младших школьников, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности внимания в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Объект иследования : психолого педагогический процесс развития внимания у младших школьников.
Предмет иследования: методы развития внимания у младших школьников.
Цель работы: изучить и теоретически обосновать развития внимания у младших школьников разработать и апробировать систему уроков.
Гипотеза: уровень сформированности развития внимания у младших школьников повысется если:
а) вести регулярную работу по развитию внимания у младших школьников;
б) учитывать возростные индивидуальные особеннсти детей данной возростой группы;
в) своевременно проводить диагностику уровня развития внимания младших школьников.
Объект, предмет и гипотеза исследования предусматривают следующие задачи:
1) Проанализировать психолога- педагогическую литературу о развитии внимания у младших школьников;
2) Изучить психологические особенности младших школьников;
3) Рассмотреть наиболее эффективные методы и приёмы формирования развития внимания у младших школьников;
4) Отобрать и разобрать методы и приёмы развития внимания у младшего школьника;
5) Организовать опытно - экспериментальную работу по развитию внимания у младших школьников;
6) Провести анализ опытно экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение, выводы; эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, беседа, опросники.
Этапы исследования:
1этап - 2013-2014 гг.- поиск, анализ, систематизация имеющейся по данной проблеме литературы.
2 этап - 2014-2015 гг.- организация опытно-экспериментальной работы.
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, одна глава, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ психолога-педагогической литературы. Об особенностях развития внимания у младших школьников
Внимание -- один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения у младших школьников.
Рассмотрим содержание понятия внимание.
Автор «Возрастной психологии» Мухина В. С. Определяет внимание как психическое состояние, обеспечивающее направленность и сосредоточенность познавательной и практической деятельности человека на определенном объекте или действии (18;121).
В психологической энциклопедии «Психология от рождения до смерти» под редакцией Реана А.А. под вниманием принято понимать направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном (27;252).
Автор «Большого психологического словаря» Мещеряков Б. Г. определяет внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач (17; 68).
В работе Б.Г. Ананьева «Воспитание внимания школьника» внимание рассматривается как сосредоточенность сознания на известных объектах с целью наилучшего отображения (31; 218),
Таким образом, внимание -- это направленность психики (сознание) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности. Под направленностью понимают, прежде всего, избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объектов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе данных воздействий, но и в более или менее длительном сохранении (длительном удержании определенных образов в сознании). Под сосредоточением предполагается не просто отвлечение от всего постороннего, от всего не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря этому отражение данной деятельности становится более ясным и отчетливым. Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи) (8;134).
Развитие внимания у младших школьников возраста связано с рядом особенностей. Решение проблемы управления вниманием теснейшим образом связано с проблемой индивидуальных особенностей учащихся. Известный психолог В.Д. Небылицын писал: «Имеются веские основания для того, чтобы полагать индивидуальные вариации некоторых физиологических функций ответственными, по крайней мере, за индивидуальные особенности динамики (быстроты, темпа, ритма, объема) психической деятельности» (1;13).
Таким образом, детей пассивных следует больше подбадривать, активизировать их работу. Подвижных учеников надо все время держать в поле зрения, нагружать достаточно разнообразными учебными занятиями. Активным и способным ученикам следует давать посильные дополнительные задания.
Так же важной особенностью формирования внимания является индивидуализация деятельности учащихся по темпу. В одном из исследований М. Н. Шардакова нескольким группам учащихся, приблизительно равным по своему развитию и успеваемости, был прочитан один и тот же отрывок рассказа различными темпами: одним - в течение двух, другим - шести и третьим - в течение десяти минут. После чтения школьники воспроизводили текст.
Оказалось материал был более внимательно воспринят в той группе, где он читался не слишком быстро, но и не очень медленно.
При установлении темпа работы на уроке надо учитывать степень сложности материала, качество знаний и навыков учащихся, их возрастные особенности.
Весь учебный процесс при традиционном обучении строится в расчете на то, что для усвоения как отдельных разделов и тем, так и программы в целом всем учащимся нужно одно и то же время. Однако очень часто значительным группам учащихся требуется дополнительное время, чтобы усвоить, понять программный материал (6;122).
Можно сделать вывод, что для управления вниманием школьников нужна деятельность, соотнесенная с их личным темпом. В первую очередь это относится к учащимся, которые не готовы к участию в коллективной деятельности из-за неумения работать в заданном темпе.
В исследованиях психологов выявлен еще один важный для управления вниманием фактор. Это «содержательная» сторона внимания - имеется в виду гипотеза П.Я. Гальперина о внимании как умственном действии контроля.
Согласно этой гипотезе, для развития внимания необходимо:
а) создать условия для индивидуализации деятельности по выделенным параметрам;
б) формировать умственное действие контроля, которое по П.Я. Гальперину, складывается из двух основных операций - планирования и сличения с образцом (4;220).
По мнению Корчемлюк О.М. важной особенностью формирования внимания является общий культурный уровень учащихся, расширение их познавательных интересов, увеличение круга представлений, обогащение знаниями и навыками. (13;155).
Основным условием появления непроизвольного внимания у школьников является наличие интереса и эмоций, которые делали бы для них учебный процесс достаточно привлекательным. По мнению Левитина С.С., яркий по форме и богатый по содержанию, эмоционально насыщенный рассказ учителя в большой мере привлекает внимание учащихся. (15;136).
Развитие внимания также зависит от материала, который подлежит изучению, и от способов его подачи. По мнению Гоноблина Ф.Н., важную роль играет наглядность преподавания. Применение пособий (картин, рисунков, муляжей, демонстрационных предметов), показ опытов, привлечение конкретных фактов и иллюстраций из жизни, действующих на эмоции учащихся. (6;103).
Произвольное внимание - это, прежде всего организованное внимание, а так как ученье -- сознательная, целенаправленная, определенным образом организованная деятельность, то именно школьное обучение является важнейшим средством воспитания произвольного внимания. Необходимо, однако, чтобы ученик понимал значение обучения и ту роль, какую играет в учебном процессе внимание. Кикоин Е.И. указывает, что внимание младшего школьника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. (31;223).
Важно добиваться осознания учеником каждой отдельной задачи, которая ставится перед ним. Если школьнику ясно, что от него хочет учитель и зачем это нужно, он скорее будет внимательным к тому, что от него требуется. Четкое указание цели работы, обстоятельное разъяснение приемов ее выполнения помогают учащимся мысленно представить результаты своего труда, пути их достижения, что и стимулирует у них произвольное внимание.
Большое значение для привлечения произвольного внимания имеет интерес к работе, причем не, только непосредственный, вызываемый самой работой, но и косвенный - интерес к результатам деятельности. (29;141).
Важной особенностью развития произвольного внимания является требовательность учителя, которая должна носить последовательный, систематический характер. (12;261).
Воспитывая у учащихся непроизвольное и произвольное внимание, необходимо соблюдать правильное соотношение между обоими видами внимания. Если учебный процесс рассчитан только на непроизвольное внимание, воспитание может приобрести ложное направление: у детей не будет развиваться умение преодолевать трудности. Если обучение будет построено только на произвольном внимании, школьные занятия лишатся необходимой привлекательности, вызовут отрицательное отношение к ученью. Поэтому, приучая детей к преодолению трудностей, учитель должен делать учебный процесс достаточно интересным, воспитывая оба вида внимания. Известный педагог К.Д.Ушинский серьезно занимался проблемой воспитания произвольного внимания младших школьников.
Он возражал педагогам, которые считали, что у детей младшего школьного возраста настолько доминирует непроизвольное внимание над произвольным, что весь учебный процесс должен быть построен исключительно на интересе и занимательности. Он говорил, что педагогический процесс предполагает умение:
1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного (12;198).
Левитина С.С. считает, что большое значение для привлечения и удерживания внимания имеет активность учащихся; надо чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями того, что делает учитель, но действовали сами: спрашивали, отвечали, проводили опыты и т. п. Очень важно, чтобы все учащиеся в течение всего урока были вовлечены в работу, принимали в ней деятельное участие. (15;142).
Утомление - главный враг внимания. Наступает же оно не только от трудной, но и от однообразной работы. И. П. Павлов писал о том, что слабые и однообразные раздражения делают людей вялыми, сонливыми, а некоторых прямо усыпляют. (12;201).
Л.С. Выготский считает, что детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Он подчеркивает, что детское внимание, направляется и руководствуется почти всецело интересам, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадением двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.
Для того чтобы предотвратить рассеянность учителю необходимо поддерживать познавательный интерес учащихся. Еще до школы дети стремятся принимать участие в занятиях окружающих людей. В школе ребенок становится членом коллектива, он хочет делать все не хуже других, стремится заслужить одобрение учителя, считается с мнением товарищей - всё это является сильным побудителем к тому, чтобы быть внимательным. Все это учитель должен всячески поддерживать и развивать. При формировании внимания должно учитываться состояние здоровья младшего школьника. По мнению Левитиной С.С. причиной рассеянности иногда является слабое здоровье ребенка. Поэтому большое значение для воспитания внимания имеет общее укрепление организма.
Физическое или умственное переутомление, недостаток сна, нерегулярное питание, душная атмосфера во время занятий - все это вредно отражается на внимании. Поэтому учителю необходимо поддерживать связь с семьей и через нее влиять на соблюдение детьми режима дня, требований гигиены работы, рациональной смены труда и отдыха и достаточного сна в соответствии с возрастом школьника. Хорошо влияют на воспитание внимания регулярные занятия физкультурой и спортом. Помогая общему укреплению здоровья и нервной системы, физические упражнения вместе с тем развивают у детей умение сосредоточиваться (15;135).
Таким образом, соблюдение указанных особенностей формирования внимания при достаточной последовательности и настойчивости учителя заставит ученика все чаще и чаще работать без отвлечений, в силу чего внимание его станет привычным, будет возникать сразу и без усилий при наличии определенных, уже привычных для школьника условий. Вместе с тем у него сформируется общая способность удерживать внимание на том, что требуется, то есть разовьется внимательность как одна из важных черт личности.
1.2 Особенности внимания у младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах.
Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.
У младшего школьника наблюдается слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, .- управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.}.
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний -- все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности.
Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности внимания. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны.
Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание.
Обычно после ряда усилий произвольное внимание ученика переходит послепроизвольное.
Следовательно, все виды внимания -- непроизвольное, произвольное, послепроизвольное -- встречаются в процессе учебной деятельности школьников.
Однако в младших классах, как уже говорилось выше, ведущую роль играет непроизвольное внимание, произвольное внимание.у младших школьников еще слабо развито, его надо поддерживать и воспитывать в процессе учебной деятельности; послепроизвольное внимание еще не сформировано на начальной ступени обучения.
Внимание детей младшего школьного возраста отличается небольшим объемом, малой устойчивостью -- они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10 -- 20 минут (в то время как подростки -- 40 -- 45 минут, а старшеклассники -- до 50 минут).
Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом учащегося. В первом классе ученики слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределить. Умение распределять внимание нарастает у школьника от класса к классу. У учащихся первого класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной особенностью торможения. Несовершенство тормозных механизмов (основы регулирующего влияния высших корковых центров на низшие подкорковые), незрелость самих высших центров приводит к тому, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время школьных занятий.
К концу третьего года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.
Концентрированность и интенсивность внимания у младших школьников может быть достаточно большой. Например: ребенок настолько увлеченно рисует, что не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, т.к. устойчивость внимания еще не велика.
На протяжении младшего школьного возраста регулирующие влияния высших корковых центров постепенно совершенствуются. В результате этого происходят и существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать, чтобы предотвратить их стихийное развитие (11;234).
Известный психолог Ланге Н.Н. выделил разные типы внимания у младших школьников в зависимости от тех или иных свойств (внимательные и невнимательные). Разные дети внимательны по-разному: внимание обладает разными свойствами, и эти свойства развиваются у младших школьников в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты. Одни ученики имеют устойчивое, но плохо распределяемое внимание, они довольно долго и старательно решают одну задачу, но быстро перейти к следующей им трудно.
Другие легко переключаются в процессе учебной деятельности, но также легко отвлекаются на посторонние моменты. У третьих хорошая организованность внимания сочетается с его малым объемом (14;137).
Ланге Н.Н. говорил, что наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что среди них встречаются очень медлительные дети, которые отличаются повышенной тщательностью при выполнении любых работ, заданий.
Но есть так же дети и другой категории, т.е. дети, отличающиеся высоким темпом работы при очень низком ее качестве. Если у предыдущих доминирует установка на точность работы, то у последних -- установка на скорость. Обладая высоким индивидуальным темпом, эти дети опережают в классных работах многих других, но проверка обнаружила у них большое количество ошибок, как правило, бессмысленных, вызванных только одним -- недостатком внимания (14;140).
Таким образом, можно сделать вывод, что внимание детей младшего школьного возраста характеризуется малой устойчивостью (10-15 минут), малым объемом, слабым распределением, неразвитой переключаемостью, преобладанием непроизвольного внимания. Очень часто, именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает nрудности в школе.
Анализ литературы показывает, что внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем. В результате этой деятельности учащиеся четвертого класса становятся более внимательными, чем учащиеся первого класса: у них возрастает и совершенствуется способность к устойчивости, распределению и переключению внимания, увеличению объема внимания.
1.3 Методы развития внимания у младших школьников
Методики развития внимания направлены на расширение и совершенствование всех его характеристик. Следует отметить, что виды невнимания различны по своей природе. Это может быть невнимание ленивого человека, патологическое расстройство внимания или невнимание творческих личностей и ученых (в данном случае имеет место быть не невнимание, а сосредоточение на роде своей деятельности, что в бытовом плане может походить на рассеянность).Существуют различные методики развития внимания, рассчитанные как на самостоятельное освоение, так и на освоение с помощью и под контролем специалиста. Такие методики призваны повысить производительность произвольного внимания человека.
Методики развития внимания делятся на упражнения на запоминание с картинками и цифрами, одновременные качественные действиями разноименных рук (письмо, рисование кардинально разных геометрических фигур), сосредоточением на мелких движущихся объектах (секундная стрелка часов, полет мухи), развитие фотографической памяти, и т.д. Все эти методики оказывают должный эффект только при постоянном их повторении.Методики развития внимания напрямую связаны с развитием воли. Ведь для удержания сосредоточения и тренировок по его развитию нужна именно воля.Нельзя не заметить очевидную практическую пользу от подобных занятий, которые способны существенно повысить качество вашей жизни и объем усваиваемой информации. Однако, если, не смотря на все старания, улучшений в восприятии не наблюдается, то вам необходимо обратиться к психологу.
В качестве основного методического, стимульного материала для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания младших школьников выбраны кольца Ландольта. И это сделано потому, что они являются универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания детей разного возраста, от младшего до старшего школьного, и взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Детям, поступившим в школу, чьи особенности внимания определяются с целью установления степени готовности к обучению, желательно предъявлять кольца величиной, примерно равной высоте строчной буквы в букваре. Эта величина приблизительно равна размеру колец в том случае, если вся матрица с кольцами Ландольта ( 173) размещается в приделах стандартного листа бумаги( рис. 1.). С права на этом листе обязательно должны указываться фамилия, имя, возраст, класс ребёнка,
а также дата проведения обследования. Для практической оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же лист бумаги с кольцами Ландольда, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась не заполненной.
Ребёнку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции: «сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется “будь внимателен и работай как можно быстрее”. В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей». Далее ребёнку показывается бланк с кольцами Ландольда и объясняется, что он должен внимательно просматривать кольца передам, находить среди них такие в которых имеются разрывы расположены строго в определённом месте и зачёркивать их. Работа проводится в течении пяти минут. Через каждую минут экспериментатор произносит слово «черта», в это момент ребёнок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольда где его застала эта команда. После того, как пять минут истекли, экспериментатор произносит слова «стоп». По этой команде ребёнок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда поставить двойную вертикальную черту.
Использование игровых методов для формирования внимания оправдано огромным значение игры для психического развития детей в любом возрасте Д.Б.Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определённом этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познание ребенка мира взрослых. Дети повторяю в играх то, к чему относятся с полным внимание то, что доступно их наблюдению и пониманию (именно «картины» окружающего мира находят отражения в сюжетах и содержаниях детских игр)
В нашей работе мы рассмотрим следующие виды игр:
1)на развитие распределения внимания.
2)на развитие продуктивности и устойчивости внимания.
3)на развитие концентрации внимания.
4)на развитие объёма внимания.
5)на развитие переключения внимания.
Игры на развитие распределения внимания.
Цель данного вида игры способствовать развитию распределения внимания.
1)Игра «сказка»
Цель: способствовать развитию распределения внимания.
Оборудование: текст, кассета со сказкой.
Ход игры: ученику предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в то же время ставят детскую кассету, с какой - либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ученик пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ученика протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Игра на развитие продуктивности и устойчивости внимания.
Цель данного вида игры способствовать развитию продуктивности и устойчивости внимания.
1)Упражнение игра «исправь ошибки»
Цель: повысить уровень устойчивости внимания.
Оборудование: приготовленные тексты, содержащие определённое количество ошибок.
Ход игры: учащиеся за 3 минуты должны найти все ошибки и исправить их. Русский лес в асенние дни очень красиф. Падают с берёс лёгкие лисьтья. От дерива к дериву пратянуты тонкие нити либкой паутины. Вот шляпка познего гриба. Свестит ряпчик. Солнце золатит вершыны берёс. Осеню вода влесных ручьях прозрачьная. Хорошо в осенем лесу! Не хочется ухадить из леса.
Игра на развитии концентрации внимания.
Цель данного вида игры способствовать развитию концентрации внимания.
1)Игра «не собьюсь »
Цель: способствовать развитию концентрации внимания.
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Игра на развитие объёма внимания.
Цель данного вида игры способствовать развитию объёма внимания.
1)Игра «ищи безостановочно»
Цель: способствовать развитию объёма внимания.
Ход игры: в течении 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. По сигналу ребенок начинает перечисление.
Игра на развитие переключения внимания.
Цель данного вида игры способствовать развитию переключения внимания.
1)Игра «летает - не летает»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Насколько эффективными будут такие тренировки, в большой степени зависит от индивидуальных особенностей личности, более всего -- от свойств высшей нервной деятельности. Также очень большое значение имеют волевые качества человека. Любые упражнения на развитие внимания будут эффективны только при их постоянном повторении. Наша повседневная жизнь и работа дает нам самые разнообразные возможности для тренировки внимательности. Например, если вы идете по улице, внимательно посмотрите на картину, которую вы видите, затем закройте глаза и представьте увиденное. Проводить такие тренировки следует не меньше 10 в день по 15-20 секунд.
Итак, данные методы мы будем использовать в организации опытно - экспериментальной работы по формированию внимания у детей младшего школьного возраста.