Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 26» муниципального образования города Братска
СБОРНИК ВОКАЛЬНЫХ РАСПЕВОК И ИГР НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Подготовила: Музыкальный руководитель Ястремская Арина Николаевна
Братск, 2024г.
Введение
Пение - основной вид музыкальной деятельности детей, а также основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Этот эмоциональный всплеск заряжает детей жизненной энергией.
Актуальность данной темы предопределена практикой работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе певческой музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Цель: выявление наиболее эффективных приёмов и методов развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста, овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.
Задачи:
1. Воспитать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;
2. Развить эмоциональную отзывчивость у детей;
3. Формировать певческие навыки;
4. Развить исполнительское мастерство;
5. Расширить музыкальный кругозор и представления об окружающем мире;
6. Развить детское песенное творчество.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что был изучен и систематизирован материал по теоретическим основам развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Игры для развития дыхания.
1. «Весенний ветер»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением дерева с листочками, прикреплёнными на ниточке.
Подуй на дерево и увидишь, как весенний ветер шевелит листочки.
2. «Добрый гном»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке.
Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца"
3. «Сочный арбуз»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением арбуза и вырезанного от него кусочка, прикреплённого на ниточке.
Подуй на арбуз и узнай, сочный ли он внутри.
4. «Морское дно»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением морского дна, водорослей, сделанных из полиэтиленового пакета.
Подуй на картинку и узнаешь, как волны шевелят водоросли на дне моря.
5. «Ветерок подул в лицо»
Цель: развитие дыхания.
Материалы: картинка с изображением портрета девочки, чёлка которой сделана из фольги.
Подуй на картинку и узнаешь, что бывает, когда ветерок дует в лицо.
6. «Звуки в лесу»
Цель: развитие речевого дыхания.
Материалы: картинки с изображением леса, лесной чащи.
Просим ребёнка произнеси плавно и длительно на выдохе звуки: аa; аaoo; аaуу; ууыы, ыыуу.
7. «К старту готов»
Цель: развитие речевого дыхания.
Материалы: картинка с изображением ракеты.
Просим ребёнка на выдохе длительно произнести цифры в обратном порядке от 10 до 1. (десять, девять…).
8. «У кого больше»
Цель: развитие речевого дыхания.
Материалы: картинки с изображением медведя, малины, капусты.
Просим ребёнка на выдохе посчитать мишек, малину, капусту. С каждым разом стараться насчитать как можно больше предметов.
Например: один мишка, два мишки, три мишки, четыре мишки…
Одна малинка, две малинки, три малинки, четыре малинки…
Одна капуста, две капусты, три капусты, четыре капусты…
9. «Делай как я»"
Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.
Материалы: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.
Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).
10.Дождь в лесу
«Агния Барто»
Мы хо-ди-ли по гри-бы,
За-би-ра-лись под ду-бы.
Вдруг-дождь! Да ка-кой!..
Ста-ла про-се-ка ре-кой!
Я гля-жу из-под пла-ща,
Как, тре-ща и тре-пе-ща,
Гну-тся ве-тки на ве-су.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не-ту боль-ше ти-ши-ны.
Мы сто-им ог-лу-ше-ны:
Ли-вень с веет-ром по-по-лам
Бьёт по веет-кам, по ство-лам!
Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,
Листь-я все пе-ре-лис-тал.
Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!
Не гри-бы до-мой не-су —
Од-ни дож-дин-ки на но-су.
«Радуга»
Е. Благинина
Дож-дик, дож-дик, не дож-ди,
Не дож-ди ты, по-дож-ди!
Вый-ди, вый-ди, сол-ныш-ко,
Зо-ло-тое до-ныш-ко!
Я на ра-ду-гу-ду-гу
По-лю-бу-юсь по-бе-гу —
Се-миц-вет-ную-цвет-ную
На лу-гу под-сте-ре-гу.
Я на крас-ну-ю ду-гу
Наг-ля-деть-ся не мо-гу,
За о-ран-же-вой, за жёл-той
Ви-жу но-ву-ю ду-гу.
Э-та но-ва-я ду-га
Зе-ле-не-е, чем лу-га.
А за не-ю го-лу-ба-я,
Точ-но ма-ми-на серь-га.
Я на си-ню-ю ду-гу
Нас-мот-реть-ся не мо-гу,
А за э-той фи-о-ле-то-вой
Возь-му да по-бе-гу…
Сол-нце се-ло за сто-га,
Где ты, ра-ду-га-ду-га?
«Мамята»
Виктор Полянских
Раз зас-по-ри-ли ре-бя-та,
Что у ку-ро-чек — ку-ря-та,
У со-ба-чек — со-ба-ча-та,
У о-ве-чек — ов-че-ня-та,
У ло-ша-док — ло-ша-дя-та.
Нет, ре-бя-та.
Так вы-хо-дит, что у мам
Вы — ре-бя-та — не ре-бя-та,
А ка-ки-е-то ма-мя-та.
Так, ре-бя-та:
У со-ба-чек — ще-ня-та,
У о-ве-чек — яг-ня-та,
У ло-ша-док — же-ре-бя-та,
А у ку-ро-чек — цып-ля-та..
Вот, ре-бя-та.
Игры для развития темпа и ритма речи.
1. «Хлопки в ладоши»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.
Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)
2. «Мыльные пузыри»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.
Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.
(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)
3. «Пчёлы и мёд»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.
Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.
(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)
4. «Одуванчики»
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.
Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.
(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)
5. «Барабан»
Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Барабан — это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук.
(Большой кружок — стукнуть по барабану сильно, маленький — слабо)
6. «Кошачьи следы»
Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Кот Васька любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)
7. «Маленькие ножки топают по дорожке»
Материалы: картинки с изображением следов разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.
(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)
8. «Звёздное небо»
Материалы: картинки с изображением ночного неба и звёздочек разной величины.
Цель: развитие темпа и ритма речи.
Ночью на небе появляются звёзды. Иногда звёздочки падают. Посмотри на картинки и покажи, как это происходит.
(Большая звёздочка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо).
9. «Часы»
Цель: развитие темповой организации речи.
Тик – так, тик-так. Часы большие так идут. (Хлопают или говорят медленно)
Тики – таки, тики- таки. Маленькие так бегут часы. (Хлопают или говорят быстро).
10. «Поехали, поехали»
Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами». Затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».
Игры на развитие интонационно – выразительной стороны речи
Упражнение 1. Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.
Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.
Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.
Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.
Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.
Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.
Упражнение 2. Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.
Упражнение 3. Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).
Упражнение 4. Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.
Упражнение 5. Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.
Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»
Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»
Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».
У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».
Упражнение 6. Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).
Упражнение 7.Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.
Краткое описание:
Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.
Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.
Упражнение 8. Цель. Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Взрослый предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).
Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:
- Заяц белый,
- Куда бегал?
- В лес зеленый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Кисонька-мурысонька,
- Где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька,
-Что там делала?
- Муку молола. И так далее.
Упражнение 9. Чей домик?» - отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»
Упражнение 10. «Угадай, кто пришел» - выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь - «толстым» голосом).
Игры на развитие голоса
1.Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав¬ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас¬ных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
2. Игра «Самолет»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].
3. Игра «Тихо — громко»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: бубен или барабан.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба¬на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле¬дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно¬сить следующие слова:
Мы идем и топаем:
«Топ — топ — топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп — хлоп — хлоп».
4. Игра «Спуск с горы»
Цель игры: учить детей изменять силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по¬степенно повышая голос.
5. Игра «Котята»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:
Тише, тише
Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).
И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).
Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)
А котята кувырком.
Кот принес всем молока, (говорить следует громко)
Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)
В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле¬дует менять силу голоса.
6. Игра «Жук»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо¬бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто¬роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од¬новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.
Можно разрешить детям немного покружиться.
7. Игра «Дружные ребята»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти¬хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:
Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо¬творение)
Дружно песню поем.
Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско-рить) поднимая ножки.
Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).
А потом встали и молчок! (встать и замолчать)
8.Игра «На велосипеде»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте¬пенно замедляется до медленного:
Сели и поехали все быстрей,
Быстрей, быстрей,
Быстро съехали с горы.
Снова в гору едем мы,
Вот па гору поднялись,
И довольно смотрим вниз.
9. Игра «В лесу»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.
Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).
Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».
Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Педагог произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.
10.Игра «Бум»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.
Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького
Описание игры: педагог объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.
Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия.
Игры на ускорение или замедление силы голоса
1.Игра «Пароход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.
Оборудование: рисунок парохода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де¬тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто¬ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со¬всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра¬вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.
Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.
2.Игра «Вездеход»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Оборудование: рисунок вездехода.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:
Вы сегодня что, проспали?
И на поезд опоздали!
Вы садитесь в вездеход.
Самый лучший вездеход.
Всюду он вас довезет.
Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи¬мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.
3.Игра «Поход в лес»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:
Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)
И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)
В этот солнечный денек (руки опустить вниз)
Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)
Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.
4.Игра «Коровка»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».
Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:
«Му» — коровка по утру
Замычала на лугу.
Травку там она жует,
А дома молочко дает.
Или:
Рано утром пастушок
Весело трубит в рожок,
Коровы смотрят вслед ему
И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).
5. Игра «Дом»
Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла¬мируют стихотворение, одновременно делая движения.
Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)
Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).
Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)
Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)
***
Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)
Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).
Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).
Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)
6.Игра «Кто дольше»
Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про¬тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.
7.Игра «Самолет»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].
8.Игра «Тихо — громко»
Цель игры: развить у детей силу голоса.
Оборудование: бубен или барабан.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба¬на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле¬дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно¬сить следующие слова:
Мы идем и топаем:
«Топ — топ — топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп — хлоп — хлоп».
9.Игра «Спуск с горы»
Цель игры: учить детей изменять силу голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по¬степенно повышая голос.
10.Игра «На велосипеде»
Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте¬пенно замедляется до медленного:
Сели и поехали все быстрей,
Быстрей, быстрей,
Быстро съехали с горы.
Снова в гору едем мы,
Вот па гору поднялись,
И довольно смотрим вниз.
Игры на изменение высоты голоса
Упражнение 1.
Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».
Упражнение 2.
Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.
Игра «Самолет».
Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).
Упражнение 3.
Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.
Летит поезд во весь дух:
—Ух! Ух! Ух!
(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).
Загудел тепловоз:
«У-у-у-у».
(Низким голосом, останавливаются и гудят).
Домой деток повез:
«Ду-ду-ду ».
(Приседают).
«Ой! — воскликнул окунек,
— Я попался на крючок».
Произносят высоким голосом.
Сом сердито проворчал:
«Из-за шалости попал».
Низким голосом.
Ф. Бобылев
Маленькие ножки.
Бежали по дорожке:
Топ! Топ! Топ!
(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).
Большие ноги -
Шли по дороге:
Топ! Топ! Топ!
(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).
4.Игра «Ракета»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи¬нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж¬но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.
5.Игра «Поезд»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос-лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.
Поезд мчится во весь дух:
— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:
«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).
6.Игра «Ножки»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:
Бегут по дорожке
Нашей Маши ножки.
Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).
А вот папины ноги
Идут по дороге.
Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).
7.Игра «Клоун»
Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста¬новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи¬нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо¬бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.
8.Игра «Угадай, кто сказал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».
Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Педагог произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.
Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».
9.Игра «Малыши»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.
Описание игры: показать картинки, читает рифмовку.
Наш малыш кричит с утра.
Уа – уа – уа –
Вот и все его слова.
10.Игра «В больнице»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.
Описание игры: педагог показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.
Предложить ребёнку внимательно послушать и определить, кто вздохнул.
Эту игру можно предложить в начале индивидуального занятия после изучения темы «Звук [о ], буква “О”».
Список источников информации
Литература
Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 2012.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2010. – 240 с.
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2010 – 270 с.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 2013
Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2012.
Выготский А.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.
Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 2012, №6, стр.89.
Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 2011.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 2014.
Интернет-ресурсы
Музыкальные занятия в ДОУ: сайт [Электронный ресурс]http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-pevcheskih-navykov-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-muzykalnye-igry-i-uprazhnenija.html (дата обращения 04.06.2014)
Копилка музыкальных занятийhttp://www.uchmet.ru/library/material/158922/ (дата обращения 12.09.2015)
Сайт музыкального руководителя http://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 20.09.2015)
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/177314-diplomnaja-rabota-na-temu-razvitie-pevcheskih
Подготовила: Музыкальный руководитель Ястремская А.Н.