СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие вокальных способностей у дошкольников в Доу

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие вокальных способностей у дошкольников в Доу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 26» муниципального образования города Братска









СБОРНИК ВОКАЛЬНЫХ РАСПЕВОК И ИГР НА РАЗВИТИЕ ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.





Подготовила: Музыкальный руководитель Ястремская Арина Николаевна










Братск, 2024г.

Введение


Пение - основной вид музыкальной деятельности детей, а также основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Этот эмоциональный всплеск заряжает детей жизненной энергией.


Актуальность данной темы предопределена практикой работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе певческой музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении


Цель: выявление наиболее эффективных приёмов и методов развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста, овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.




Задачи:



1. Воспитать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;


2. Развить эмоциональную отзывчивость у детей;


3. Формировать певческие навыки;


4. Развить исполнительское мастерство;


5. Расширить музыкальный кругозор и представления об окружающем мире;


6. Развить детское песенное творчество.




Теоретическая значимость работы заключается в том, что был изучен и систематизирован материал по теоретическим основам развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.







Игры для развития дыхания.

1. «Весенний ветер»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением дерева с листочками, прикреплёнными на ниточке.

Подуй на дерево и увидишь, как весенний ветер шевелит листочки.


2. «Добрый гном»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением гнома и бабочки, прикреплённой на ниточке.

Подуй на гномика и увидишь, как бабочка взлетает с его пальца"


3. «Сочный арбуз»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением арбуза и вырезанного от него кусочка, прикреплённого на ниточке.

Подуй на арбуз и узнай, сочный ли он внутри.


4. «Морское дно»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением морского дна, водорослей, сделанных из полиэтиленового пакета.

Подуй на картинку и узнаешь, как волны шевелят водоросли на дне моря.

5. «Ветерок подул в лицо»

Цель: развитие дыхания.

Материалы: картинка с изображением портрета девочки, чёлка которой сделана из фольги.

Подуй на картинку и узнаешь, что бывает, когда ветерок дует в лицо.


6. «Звуки в лесу»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинки с изображением леса, лесной чащи.

Просим ребёнка произнеси плавно и длительно на выдохе звуки: аa; аaoo; аaуу; ууыы, ыыуу.


7. «К старту готов»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинка с изображением ракеты.

Просим ребёнка на выдохе длительно произнести цифры в обратном порядке от 10 до 1. (десять, девять…).


8. «У кого больше»

Цель: развитие речевого дыхания.

Материалы: картинки с изображением медведя, малины, капусты.

Просим ребёнка на выдохе посчитать мишек, малину, капусту. С каждым разом стараться насчитать как можно больше предметов.

Например: один мишка, два мишки, три мишки, четыре мишки…

Одна малинка, две малинки, три малинки, четыре малинки…

Одна капуста, две капусты, три капусты, четыре капусты…


9. «Делай как я»"

Цель: развитие речевого дыхания, слоговой структуры слова.

Материалы: картинки с изображением леса, грозы, дождя, радуги, домашних животных и их детёнышей.

Прохлопай вместе со мной стихотворение (На каждый слог — хлопок, каждая строчка на одном выдохе).


10.Дождь в лесу

«Агния Барто»

Мы хо-ди-ли по гри-бы,

За-би-ра-лись под ду-бы.

Вдруг-дождь! Да ка-кой!..

Ста-ла про-се-ка ре-кой!

Я гля-жу из-под пла-ща,

Как, тре-ща и тре-пе-ща,

Гну-тся ве-тки на ве-су.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не-ту боль-ше ти-ши-ны.

Мы сто-им ог-лу-ше-ны:

Ли-вень с веет-ром по-по-лам

Бьёт по веет-кам, по ство-лам!

Ве-тер, ве-тер зах-лес-тал,

Листь-я все пе-ре-лис-тал.

Дождь в ле-су! Дождь в ле-су!

Не гри-бы до-мой не-су —

Од-ни дож-дин-ки на но-су.

«Радуга»

Е. Благинина

Дож-дик, дож-дик, не дож-ди,

Не дож-ди ты, по-дож-ди!

Вый-ди, вый-ди, сол-ныш-ко,

Зо-ло-тое до-ныш-ко!

Я на ра-ду-гу-ду-гу

По-лю-бу-юсь по-бе-гу —

Се-миц-вет-ную-цвет-ную

На лу-гу под-сте-ре-гу.

Я на крас-ну-ю ду-гу

Наг-ля-деть-ся не мо-гу,

За о-ран-же-вой, за жёл-той

Ви-жу но-ву-ю ду-гу.

Э-та но-ва-я ду-га

Зе-ле-не-е, чем лу-га.

А за не-ю го-лу-ба-я,

Точ-но ма-ми-на серь-га.

Я на си-ню-ю ду-гу

Нас-мот-реть-ся не мо-гу,

А за э-той фи-о-ле-то-вой

Возь-му да по-бе-гу…

Сол-нце се-ло за сто-га,

Где ты, ра-ду-га-ду-га?

«Мамята»

Виктор Полянских

Раз зас-по-ри-ли ре-бя-та,

Что у ку-ро-чек — ку-ря-та,

У со-ба-чек — со-ба-ча-та,

У о-ве-чек — ов-че-ня-та,

У ло-ша-док — ло-ша-дя-та.

Нет, ре-бя-та.

Так вы-хо-дит, что у мам

Вы — ре-бя-та — не ре-бя-та,

А ка-ки-е-то ма-мя-та.

Так, ре-бя-та:

У со-ба-чек — ще-ня-та,

У о-ве-чек — яг-ня-та,

У ло-ша-док — же-ре-бя-та,

А у ку-ро-чек — цып-ля-та..

Вот, ре-бя-та.


Игры для развития темпа и ритма речи.



1. «Хлопки в ладоши»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением ладошек разной величины.

Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.

(Большая ладошка — громкий хлопок, маленькая — тихий)


2. «Мыльные пузыри»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пузырей разной величины.

Маша любит надувать мыльные пузыри. Но пузыри лопаются. Посмотри на картинки и покажи, как лопаются мыльные пузыри.

(Большой пузырь — громкий хлопок, маленький — тихий)


3. «Пчёлы и мёд»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением пчёл разной величины.

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)


4. «Одуванчики»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Материалы: картинки с изображением одуванчиков разной величины.

Одуванчики — весенние цветы. Из них дети плетут венки и собирают букеты.

(Большой цветок — стукнуть кулачком по столу сильно, маленький — слабо)


5. «Барабан»

Материалы: картинки с изображением барабана и разноцветных кругов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Барабан — это музыкальный инструмент. Палочками бьют по барабану, и получается ударный звук.

(Большой кружок — стукнуть по барабану сильно, маленький — слабо)


6. «Кошачьи следы»

Материалы: картинки с изображением котёнка и следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Кот Васька любит гулять около дома. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть ладошкой по столу сильно, маленький след — слабо)


7. «Маленькие ножки топают по дорожке»

Материалы: картинки с изображением следов разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Наш сосед Артёмка научился ходить. Посмотри, какие следы он оставил.

(Большой след — хлопнуть в ладоши сильно, маленький след — слабо)


8. «Звёздное небо»

Материалы: картинки с изображением ночного неба и звёздочек разной величины.

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Ночью на небе появляются звёзды. Иногда звёздочки падают. Посмотри на картинки и покажи, как это происходит.

(Большая звёздочка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая — слабо).


9. «Часы»

Цель: развитие темповой организации речи.

Тик – так, тик-так. Часы большие так идут. (Хлопают или говорят медленно)

Тики – таки, тики- таки. Маленькие так бегут часы. (Хлопают или говорят быстро).


10. «Поехали, поехали»

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе текст потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами». Затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами».


Игры на развитие интонационно – выразительной стороны речи


Упражнение 1. Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.


Упражнение 2. Игра-упражнение для развития выразительности мимики движений, голоса «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный.


Упражнение 3. Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).


Упражнение 4. Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.


Упражнение 5. Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом.

Те, кого охватит страх, произносят слово «Ах!»

Кто встречается с бедой, произносят слово «Ой!»

Кто отстанет от друзей, произносят слово «Эй!».

У кого захватит дух, произносят слово «Ух!».


Упражнение 6. Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.).


Упражнение 7.Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Краткое описание:

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

Упражнение 8. Цель. Учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Взрослый предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет!). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Одним из эффективных приемов является чтение детьми в лицах стихов, потешек, считалок:

- Заяц белый,

- Куда бегал?

- В лес зеленый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Кисонька-мурысонька,

- Где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонька,

-Что там делала?

- Муку молола. И так далее.

Упражнение 9. Чей домик?» - отработка вопросительной интонации, дикции, голоса. Один ребенок стучит (тук-тук) и спрашивает: «Кто в домике живет?» Ему отвечают голосами лисы, медведя, а он должен узнать, чей это домик. В свою очередь и его спрашивают: «А ты кто?»

Упражнение 10. «Угадай, кто пришел» - выработка умения владеть голосом, интонацией, соблюдать темп и ритм речи. Ребенок входит, имитируя движения одного из животных, птиц, сопровождая это соответственно речью, звукоподражаниями, например: «Долго шел я, устал, хочу меду» (медведь - «толстым» голосом).

Игры на развитие голоса


1.Игра «Эхо»

Цель игры: развить силу голоса ребенка.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав¬ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас¬ных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.


2. Игра «Самолет»

Цель игры: развить у детей силу голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

3. Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.


Оборудование: бубен или барабан.


Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба¬на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле¬дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно¬сить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

4. Игра «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по¬степенно повышая голос.

5. Игра «Котята»

Цель игры: развить у детей силу голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

Тише, тише

Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

А котята кувырком.

Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле¬дует менять силу голоса.

6. Игра «Жук»

Цель игры: развить у детей силу голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо¬бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто¬роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од¬новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

7. Игра «Дружные ребята»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти¬хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо¬творение)

Дружно песню поем.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско-рить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

8.Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте¬пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.


9. Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Описание игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Педагог произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.



10.Игра «Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького

Описание игры: педагог объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Логопед предлагает послушать песенки и определить, кто поет.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия.














Игры на ускорение или замедление силы голоса


1.Игра «Пароход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.


Оборудование: рисунок парохода.


Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де¬тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто¬ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со¬всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра¬вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

2.Игра «Вездеход»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

Оборудование: рисунок вездехода.


Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

Вы сегодня что, проспали?

И на поезд опоздали!

Вы садитесь в вездеход.

Самый лучший вездеход.

Всюду он вас довезет.

Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи¬мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

3.Игра «Поход в лес»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

4.Игра «Коровка»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:

«Му» — коровка по утру

Замычала на лугу.

Травку там она жует,

А дома молочко дает.

Или:

Рано утром пастушок

Весело трубит в рожок,

Коровы смотрят вслед ему

И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).


5. Игра «Дом»

Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла¬мируют стихотворение, одновременно делая движения.

Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)

Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)

Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

***

Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)

Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)

6.Игра «Кто дольше»


Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про¬тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

7.Игра «Самолет»


Цель игры: развить у детей силу голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

8.Игра «Тихо — громко»

Цель игры: развить у детей силу голоса.


Оборудование: бубен или барабан.


Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба¬на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле¬дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно¬сить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

9.Игра «Спуск с горы»

Цель игры: учить детей изменять силу голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по¬степенно повышая голос.


10.Игра «На велосипеде»

Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте¬пенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.






Игры на изменение высоты голоса

Упражнение 1.

Стоя разводить опущенные руки в стороны и произносить низким голосом: «О». Руки у груди, средним, нормальным голосом: «О». Руки вверху, высоким голосом: «О». Так же повторить с другими гласными и в сочетаниях с согласными типа «та—то—ту».

Упражнение 2.

Стоя медленно поднимать руки вверх, а затем опускать, произнося «У…..ту…» и т.д. вначале низким голосом, который постепенно повышается, а затем снижается. Так же и с другими согласными.

Игра «Самолет».

Самолет идет на взлет. (Произносят низким голосом, руки опущены: «У»). Самолет летит, в нем мотор гудит. (Высоким голосом, руки в стороны: «У»); Самолет садится. (Низким голосом, руки опущены, приседают: «У»).

Упражнение 3.

Чтение стихотворного материала, связанного с изменением высоты голоса.

Летит поезд во весь дух:

Ух! Ух! Ух!

(Произносят высоким голосом, делая круговые движения согнутыми в локтях руками).

Загудел тепловоз:

«У-у-у-у».

(Низким голосом, останавливаются и гудят).

Домой деток повез:

«Ду-ду-ду ».

(Приседают).

«Ой! — воскликнул окунек,

Я попался на крючок».

Произносят высоким голосом.

Сом сердито проворчал:

«Из-за шалости попал».

Низким голосом.

Ф. Бобылев

Маленькие ножки.

Бежали по дорожке:

Топ! Топ! Топ!

(Высоким голосом с одновременным легким ритмичным постукиванием двумя пальцами).

Большие ноги -

Шли по дороге:

Топ! Топ! Топ!

(Низким голосом, темп речи замедлен, пальцы тяжело стучат по столу).


4.Игра «Ракета»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи¬нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж¬но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

5.Игра «Поезд»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос-лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

6.Игра «Ножки»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

Бегут по дорожке

Нашей Маши ножки.

Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).

А вот папины ноги

Идут по дороге.

Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).

7.Игра «Клоун»

Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.


Оборудование: специального оборудования не требуется.


Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста¬новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи¬нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо¬бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

8.Игра «Угадай, кто сказал».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Педагог произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

Эту игру можно предложить в организационном моменте фронтального занятия на тему «Звуки [м], [мь]».


9.Игра «Малыши»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование: экран, куклы – девочка и мальчик или карточки с изображением мальчика и девочки.

Описание игры: показать картинки, читает рифмовку.

Наш малыш кричит с утра.

Уа – уа – уа –

Вот и все его слова.


10.Игра «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.

Описание игры: педагог показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.

Предложить ребёнку внимательно послушать и определить, кто вздохнул.

Эту игру можно предложить в начале индивидуального занятия после изучения темы «Звук [о ], буква “О”».

Список источников информации


Литература


Арисмеди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М.: Прогресс, 2012.


Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2010. – 240 с.


Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 2010 – 270 с.


Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 2013


Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2012.


Выготский А.С. Психология искусства. - М.: Просвещение, 2010. - 256 с.


Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 2012, №6, стр.89.


Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. М.: Просвещение, 2011.


Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 2014.



Интернет-ресурсы


Музыкальные занятия в ДОУ: сайт [Электронный ресурс]http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-pevcheskih-navykov-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-cherez-muzykalnye-igry-i-uprazhnenija.html (дата обращения 04.06.2014)


Копилка музыкальных занятийhttp://www.uchmet.ru/library/material/158922/ (дата обращения 12.09.2015)


Сайт музыкального руководителя http://dohcolonoc.ru/cons/4391-razvitie-pevcheskikh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения 20.09.2015)


Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/177314-diplomnaja-rabota-na-temu-razvitie-pevcheskih









Подготовила: Музыкальный руководитель Ястремская А.Н.