Развитие зрительной дифференциации букв Л-М в слогах и словах. Возраст 9 лет – 2 класс.
Индивидуальное занятие
Организационный момент
Здороваемся с ребенком, создаем положительный настрой на урок. Проверяем готовность ребенка к занятию (есть ли тетрадь, карандаш, ручка, пенал). Знакомим с дидактическим героем.
Логопед: Егор, сегодня к нам на занятия пришел гость.
Заяц Тоша: Здравствуй, Егор. Я очень рад тебя видеть. Мне нужна твоя помощь. Я хожу в лесную школу, учусь хорошо, но почему-то не могу понять, чем отличаются письменные строчные буквы Л-М. Помоги мне, пожалуйста, разобраться с этим.
Логопед: Егор, поможем Тоше?
Развитие мелкой моторики
Егор, давай покажем Тоше, какие упражнения можно делать, чтобы красиво писать.
Белка
Сидит белка на тележке,
Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки. Продает она орешки.
Лисичке-сестричке,
Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой.
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз),
Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе),
Кому в лапочку. (Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки)
Листопад
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики),
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки),
Листья березы, листья осины, листья тополя, листья рябины, листья дуба мы соберем (загибаем пальцы, начиная с большого).
Развитие зрительно-пространственной координации
Определи, кто в каком доме живет.
Развитие артикуляционной моторики
«Самовар»/»Паровозик»
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек
Выполнение упражнения: Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «пых».
Динамические упражнения для языка
«Часики»(«Маятник»)
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность
Выполнение упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
«Чистим зубы снаружи»
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений, укреплять мускулатуру языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«Чистим верхние зубы»
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка, отрабатывать подъем языка
Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения их стороны в сторону.
«Чистим нижние зубы»
Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами, укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Выполнение упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Развитие фонематического слуха
Егор, слушай меня внимательно и хлопай в ладоши, когда услышишь звук Л, топай, когда услышишь звук М.
Волосы, голова, масло, мыло, клетка, мороженое, лакомка, матрос, малыш.
Работа по теме занятия
Сравнение букв Л и М по начертанию и сравнение звуков [Л] и [М] по произнесению. Конструирование и реконструирование букв.
Построй из элементов печатную строчную и заглавную букву Л, затем «преврати» их в букву М. Выложи из верёвочки рукописную букву Л, затем перестрой её в букву М. Для буквы Л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы М - два элемента.
При произнесении звука [Л] язык прижимается к внутренней стороне верхних зубов, при произнесении звука [М]- смыкаются губы.
Егор, для того, чтобы запомнить, как пишется буква М, предлагаю тебе запомнить маленькое стихотворение.
Палочка и палочка,
Между ними – галочка.
И понятно сразу всем –
Получилась буква М.
А для буквы Л тоже есть стихотворение, но другое.
Букву Л из лыж мы сложим,
Палочку наверх положим,
Одна лыжа стоит прямо,
Другая клонится упрямо.
Прочитать слова. Найти в них и записать слоги с буквами Л-М.
Дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох.
Узнать слова по описанию.
Замёрзшая вода (3б)
Городской транспорт (5б)
Часть головы человека (3б)
Розыгрыш по билетам(7б)
Растение с красными цветками (3б)
Домашние животные, которых используют для перевозки людей или грузов (6б)
Сооружение в форме башни с сигнальными огнями, ориентир для судов(4б)
Слова для справок: лошади, метро, лотерея, лёд, мак, лоб, маяк.
Напиши под цифрой-символом букву М и Л.
Физкультминутка
Пошли пальчики гулять
Стали листья собирать:
Красный листик, желтый
Листик…
А потом давай считать:
Один, два, три, четыре, пять!
Сколько листиков собрали?
Пять!
С листьями осенними
Будем мы играть.
«Пробегаем» пальчиками по
бедрам к коленям.
Поочередно прикасаемся
подушечками пальцев, начиная
с указательного, к большому.
Поочередно загибаем пальцы
на одной руке. . Протягиваем вперед ладошки.
Поднимаем вверх одну руку,
широко раздвинув пальцы.
Записать слова в три столбика. Найти и подчеркнуть обобщающее слово.
Майя, Кирилл, Мария, Михаил, Людмила, Алиса, Галина, Владимир, Матвей, имена, Максим
с буквой Л | с буквой М | с буквами Л, М |
| | |
| | |
Вставить пропущенные буквы в слова, записать их.
-ипа, -арка, -ента, -етро, -ираж, -ев, -ягушка, -ороз, -атрос, -опата, и-я, пи-от, ба-ет, ро-ашка, васи-ёк, ар-ия, со-ат, -ас-о, -а-ыш, -и-он, -арша-, па-ь-а, -а-ина, -а-ютка, -о-ко, фа-и-ия, шко-а, -о-одец, -ебе-ь.
Работа со словами - паронимами.
Мошка – ложка, мак- лак, мама – лама, миля – Лиля, молоть – ломоть.
Подобрать и записать слова (слова должны начинаться на букву Л или М):
противоположные по значению:
плюс -…, правда - …, война - …, сухой - …, глубокий - …, старый (человек) - …, говорил -
близкие по значению:
черта - …, холод - …, колдун -…, умный - …, сильный - …, влажный - …, желал - …
Подведение итогов занятия
Повторение основных отличий дифференцируемых букв. Оценка и самооценка ребенка.
Заяц Тоша: Егор, большое спасибо, что помог мне понять, чем отличаются буквы М и Л. Теперь я все понял и не буду делать ошибок при письме. До свидания!
Домашнее задание
Придумать 5 слов со строчной буквой л, 5 слов со строчной буквой м и три слова с буквами л и м. Записать, выделить буквы м, л.