СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие зрительной дифференциации букв Л-М в слогах и словах.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на тему "Развитие зрительной дифференциации букв Л-М в слогах и словах"

Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительной дифференциации букв Л-М в слогах и словах.»

Развитие зрительной дифференциации букв Л-М в слогах и словах. Возраст 9 лет – 2 класс.

Индивидуальное занятие

  1. Организационный момент

Здороваемся с ребенком, создаем положительный настрой на урок. Проверяем готовность ребенка к занятию (есть ли тетрадь, карандаш, ручка, пенал). Знакомим с дидактическим героем.

Логопед: Егор, сегодня к нам на занятия пришел гость.

Заяц Тоша: Здравствуй, Егор. Я очень рад тебя видеть. Мне нужна твоя помощь. Я хожу в лесную школу, учусь хорошо, но почему-то не могу понять, чем отличаются письменные строчные буквы Л-М. Помоги мне, пожалуйста, разобраться с этим.

Логопед: Егор, поможем Тоше?

  1. Развитие мелкой моторики

Егор, давай покажем Тоше, какие упражнения можно делать, чтобы красиво писать.

Белка

Сидит белка на тележке,

Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки. Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз),

Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе),

Кому в лапочку. (Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки)

Листопад


Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики),

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки),

Листья березы, листья осины, листья тополя, листья рябины, листья дуба мы соберем (загибаем пальцы, начиная с большого).



  1. Развитие зрительно-пространственной координации

Определи, кто в каком доме живет.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«Самовар»/»Паровозик»

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек

Выполнение упражнения: Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «пых».

Динамические упражнения для языка

«Часики»(«Маятник»)

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность

Выполнение упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

«Чистим зубы снаружи»

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений, укреплять мускулатуру языка.

Выполнение упражнения: улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

«Чистим верхние зубы»

Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка, отрабатывать подъем языка

Выполнение упражнения: улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения их стороны в сторону.

«Чистим нижние зубы»

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами, укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Выполнение упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

«Гармошка»

Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Выполнение упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

  1. Развитие фонематического слуха

Егор, слушай меня внимательно и хлопай в ладоши, когда услышишь звук Л, топай, когда услышишь звук М.

Волосы, голова, масло, мыло, клетка, мороженое, лакомка, матрос, малыш.

  1. Работа по теме занятия

  • Сравнение букв Л и М по начертанию и сравнение звуков [Л] и [М] по произнесению. Конструирование и реконструирование букв.

Построй из элементов печатную строчную и заглавную букву Л, затем «преврати» их в букву М. Выложи из верёвочки рукописную букву Л, затем перестрой её в букву М. Для буквы Л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы М - два элемента.

При произнесении звука [Л] язык прижимается к внутренней стороне верхних зубов, при произнесении звука [М]- смыкаются губы.

Егор, для того, чтобы запомнить, как пишется буква М, предлагаю тебе запомнить маленькое стихотворение.

Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно сразу всем –

Получилась буква М.

А для буквы Л тоже есть стихотворение, но другое.

Букву Л из лыж мы сложим,

Палочку наверх положим,

Одна лыжа стоит прямо,
Другая клонится упрямо.










  • Выполнение заданий для дифференциации букв

  1. Прочитать слова. Найти в них и записать слоги с буквами Л-М.

Дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох.



  1. Узнать слова по описанию.

  • Замёрзшая вода (3б)

  • Городской транспорт (5б)

  • Часть головы человека (3б)

  • Розыгрыш по билетам(7б)

  • Растение с красными цветками (3б)

  • Домашние животные, которых используют для перевозки людей или грузов (6б)

  • Сооружение в форме башни с сигнальными огнями, ориентир для судов(4б)

Слова для справок: лошади, метро, лотерея, лёд, мак, лоб, маяк.



  1. Напиши под цифрой-символом букву М и Л.

1

2

2

1

1

2

1

2

2

л

м










Физкультминутка

Пошли пальчики гулять

Стали листья собирать:

Красный листик, желтый

Листик…

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали?

Пять!

С листьями осенними

Будем мы играть.


«Пробегаем» пальчиками по

бедрам к коленям.

Поочередно прикасаемся

подушечками пальцев, начиная

с указательного, к большому.


Поочередно загибаем пальцы

на одной руке. . Протягиваем вперед ладошки.


Поднимаем вверх одну руку,

широко раздвинув пальцы.


  1. Записать слова в три столбика. Найти и подчеркнуть обобщающее слово.

Майя, Кирилл, Мария, Михаил, Людмила, Алиса, Галина, Владимир, Матвей, имена, Максим

с буквой Л

с буквой М

с буквами Л, М









  1. Вставить пропущенные буквы в слова, записать их.

-ипа, -арка, -ента, -етро, -ираж, -ев, -ягушка, -ороз, -атрос, -опата, и-я, пи-от, ба-ет, ро-ашка, васи-ёк, ар-ия, со-ат, -ас-о, -а-ыш, -и-он, -арша-, па-ь-а, -а-ина, -а-ютка, -о-ко, фа-и-ия, шко-а, -о-одец, -ебе-ь.



  1. Работа со словами - паронимами.

Мошка – ложка, мак- лак, мама – лама, миля – Лиля, молоть – ломоть.



  1. Подобрать и записать слова (слова должны начинаться на букву Л или М):

  1. противоположные по значению:

плюс -…, правда - …, война - …, сухой - …, глубокий - …, старый (человек) - …, говорил -

  1. близкие по значению:

черта - …, холод - …, колдун -…, умный - …, сильный - …, влажный - …, желал - …


    1. Подведение итогов занятия

Повторение основных отличий дифференцируемых букв. Оценка и самооценка ребенка.

Заяц Тоша: Егор, большое спасибо, что помог мне понять, чем отличаются буквы М и Л. Теперь я все понял и не буду делать ошибок при письме. До свидания!

Домашнее задание

Придумать 5 слов со строчной буквой л, 5 слов со строчной буквой м и три слова с буквами л и м. Записать, выделить буквы м, л.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!