СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Первый этап обучения чтению».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей, по формированию звукового анализа и синтеза. Игры и упражнения на развитие фонематического слуха.

Просмотр содержимого документа
«« Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Первый этап обучения чтению».»

Консультация для родителей.

« Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Первый этап обучения чтению».

Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.

Фонематический слух-это врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем : БАНКА-КАБАН НОС-СОН ; различать слова, отличающиеся только одной фонемой : СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.

Таким образом, необходимо у дошкольников развивать слуховое внимание.

Узнавание и различение неречевых звуков.

Различение высоты, силы, тембра голоса.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Дифференциация слогов.

Цель: учить детей различать слоги. Слова делятся на части (слоги). Слово отличается от слога и звука тем, что имеет значение ( слово – папа, слог – па, звук – п, а)

Дифференциация фонем. Гласные звуки. Звуки, которые можно петь, тянуть, которые произносятся легко, свободно, без преграды и с голосом, называются гласными. Обозначаем их фишками красного цвета.

Согласные звуки. При произнесении согласных звуков на пути воздушной струи образуется преграда. Твёрдые согласные звуки обозначаем фишками синего цвета, а мягкие согласные – зелёными фишками.

2 этап. Развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова: определение первого / последнего звука в слове; местоположение звуков в слове; определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Определение первого (последнего) звука в слове: выделение первого ударного (безударного) гласного звука в слове; выделение последнего согласного звука в слове; определение ударного гласного звука после согласного в односложных словах.

Назвать первый звук в словах. Дать характеристику звука.

Назвать последний звук в словах. Дать характеристику звука.

Определить позицию звука в слове.

Определить последовательность звуков в слове. Выделять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. МММАК МАААК МАККК. Определить количество и последовательность звуков в слове с опорой на звуковую решётку.

Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности — игры.

Несколько упражнений, которые помогут овладеть навыками звукового анализа. Кстати, такие упражнения замечательно позволяют скрасить время во время дороги из детского сада домой, вынужденного ожидания, например, в поликлинике.

«Нужный звук»

Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком. Например, папа говорит: «Представь, сын, что ты пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т.п.).

Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т.п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось).

«Поймай мяч»

Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».

Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».

«Отгадай, какое слово задумано»

Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука (.ак: рак, мак, бак, лак), а ребенок отгадывает и показывает правильно и громко произнося все слово.

«Кто больше?»

Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой.

Игра «Узнай слово»

Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

«Цепочка»

Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Например: сок — карандаш — шарик — кот...

«Пазлы»

Написать слово на бумаге, разрезать, перемешать и попросить ребенка собрать слово из получившихся частей.

Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности предъявления слов:

1. Слова, где первый звук А, У, И, Э, О, подбирайте только с ударением на первый слог, например: ОБЛАКО, ОЗЕРО, ОВЦЫ, но не ОЧКИ, не ОГОНЬ, не ОБЕЗЬЯНА.

2. Слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.).

3. Слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: А, О, У, Ы, Э.

4. Слова, начинающиеся на мягкий согласный в слоге-слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: И, Е, Ё, Ю, Я.

5. Слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я, лучше по возможности вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не 1 звук, а сразу 2, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики трудно объяснить дошкольнику.

Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно сформировать у ребёнка навыки звукового анализа и синтеза и в дальнейшем, грамотного чтения и письма.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!