Консультация для родителей.
« Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Первый этап обучения чтению».
Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов.
Фонематический слух-это врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем : БАНКА-КАБАН НОС-СОН ; различать слова, отличающиеся только одной фонемой : СЫР – СОР, БОЧКА – ПОЧКА.
Таким образом, необходимо у дошкольников развивать слуховое внимание.
Узнавание и различение неречевых звуков.
Различение высоты, силы, тембра голоса.
Различение слов, близких по звуковому составу.
Дифференциация слогов.
Цель: учить детей различать слоги. Слова делятся на части (слоги). Слово отличается от слога и звука тем, что имеет значение ( слово – папа, слог – па, звук – п, а)
Дифференциация фонем. Гласные звуки. Звуки, которые можно петь, тянуть, которые произносятся легко, свободно, без преграды и с голосом, называются гласными. Обозначаем их фишками красного цвета.
Согласные звуки. При произнесении согласных звуков на пути воздушной струи образуется преграда. Твёрдые согласные звуки обозначаем фишками синего цвета, а мягкие согласные – зелёными фишками.
2 этап. Развитие фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова: определение первого / последнего звука в слове; местоположение звуков в слове; определение линейной последовательности и количества звуков в слове.
Определение первого (последнего) звука в слове: выделение первого ударного (безударного) гласного звука в слове; выделение последнего согласного звука в слове; определение ударного гласного звука после согласного в односложных словах.
Назвать первый звук в словах. Дать характеристику звука.
Назвать последний звук в словах. Дать характеристику звука.
Определить позицию звука в слове.
Определить последовательность звуков в слове. Выделять последовательность звуков в слове нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонированным выделением каждого звука. МММАК МАААК МАККК. Определить количество и последовательность звуков в слове с опорой на звуковую решётку.
Лучше всего организовать развитие звукового анализа в виде самой привлекательной деятельности — игры.
Несколько упражнений, которые помогут овладеть навыками звукового анализа. Кстати, такие упражнения замечательно позволяют скрасить время во время дороги из детского сада домой, вынужденного ожидания, например, в поликлинике.
«Нужный звук»
Предложите ребёнку подбирать слова с заданным звуком. Например, папа говорит: «Представь, сын, что ты пошел с мамой или бабушкой на рынок и покупать вы стали только овощи и фрукты, в названии которых обязательно есть звук «Л». Какие бы вы стали покупать овощи и фрукты?». Ребенок называет (свекла, яблоко, лук, салат и т.п.).
Другой вариант этой игры. Взрослый говорит: «У нас есть зоопарк, но необычный. В нем живут звери, в названии которых есть звук «Р». Что же это за звери?» (тигр, зубр, рысь и т.п.). А теперь соберем зверей, в названии которых есть звук «Л». (слон, лось).
«Поймай мяч»
Задание для ребёнка: «Я буду бросать мяч, а ты будешь его ловить, только если названое мною слово будет начинаться со звука «С»».
Затем взрослый говорит: «А теперь новые правила игры. Ты будешь называть слова. В конце слова должен быть звук «К».
«Отгадай, какое слово задумано»
Взрослый называет слова, в которых недостает первого звука (.ак: рак, мак, бак, лак), а ребенок отгадывает и показывает правильно и громко произнося все слово.
«Кто больше?»
Кто придумает больше слов на заданный звук. Можно усложнить задание, ограничившись определенной темой.
Игра «Узнай слово»
Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
«Цепочка»
Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.
Например: сок — карандаш — шарик — кот...
«Пазлы»
Написать слово на бумаге, разрезать, перемешать и попросить ребенка собрать слово из получившихся частей.
Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности предъявления слов:
1. Слова, где первый звук А, У, И, Э, О, подбирайте только с ударением на первый слог, например: ОБЛАКО, ОЗЕРО, ОВЦЫ, но не ОЧКИ, не ОГОНЬ, не ОБЕЗЬЯНА.
2. Слова, где первый звук - отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.).
3. Слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: А, О, У, Ы, Э.
4. Слова, начинающиеся на мягкий согласный в слоге-слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.), т. е. в которых вторая буква - одна из следующих: И, Е, Ё, Ю, Я.
5. Слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я, лучше по возможности вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не 1 звук, а сразу 2, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики трудно объяснить дошкольнику.
Только таким образом, поэтапно, постепенно, маленькими шагами можно сформировать у ребёнка навыки звукового анализа и синтеза и в дальнейшем, грамотного чтения и письма.