СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие игровых технологий в обучении школьной географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследования тенденции игровых технологий и практики их использования помогают совершенствованию педагогического опыта.

Просмотр содержимого документа
«Развитие игровых технологий в обучении школьной географии»

МОУ « Больше - Бутырская основная общеобразовательная школа»





Выступление на МО

Доклад



Тема: «Развитие игровых технологий в обучении школьной географии»





Подготовила:

Коршикова И.М



















2014 год

Развитие  игровых  технологий в обучении школьной  географии

В современной практике обучения  географии  большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество  игровых  сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты  игровых  способов обучения.

Игра- особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил .Игра всегда предполагает принятие решения- как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребёнка игра- увлекательное прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей .В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий -всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обращать внимание учитель. В процессе игры он может по-новому открыть ребёнка для себя, так как в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития  игровых  технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности обучающихся, представляет интерес выявление особенностей развития  игровых  технологий, мнений обучающихся и учителей о педагогических играх. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках  географии . Использование игр в обучении  географии  решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность обучающих на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.

Включение в структуру урока  игровых  моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно слабых и неуверенных в себе.

Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе  игровых  методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры  по   географии  в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.

Конечный успех любой игры зависит от правильной её организации и подготовки к ней. Большинство учителей географии и учёных – методистов в ходе подготовки и проведения игр выделяют три взаимосвязанных этапа. 1 этап. Подготовка к игре. Игру провести значительно сложнее, чем урок, так как требуется значительная предварительная работа учителя географии и школьников. Участники игры должны ознакомиться с игровыми правилами. Основная задача учителя –ввести участников игры в игровые ограничения, что способствует предотвращению нарушений в ходе игры. Для проведения игры необходимо определить цель, создать игровую ситуацию, разработать сценарий, продумать на каком этапе урока будет проведена игра, учитывать особенности класса и интересы отдельных обучающихcя.

Игры достаточно сильно различаются по многим параметрам: областям деятельности, игровым методикам, характеру педагогического процесса, по игровой среде, целям, существуют различные их классификации. Опираясь на исследования психологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.К Бабанский, Д.Б. Эльконин, Т.Р. Яновская), можно выделить две большие группы игр: игры с правилами (дидактические) и творческие игры.

Игры могут делиться на академические и неакадемические (обучающие). Деление академических игр на имитационные и не имитационные связано с технологией их использования. Если моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к подгруппе имитационных игр. Из них на уроках  географии  используются различные ролевые игры и игры - состязания. Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Ролевая игра успешна в том случае, если обучающиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Так, для 7 класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий (примеры: «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантическому океану», «Будущее Антарктиды»). В 8-9 классах ролевые игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, «круглые столы»). При организации ролевых игр, игр- состязаний подготовка к игре начинается, как правило , за 3-4 недели до игры( за исключением настольных игр). На этом этапе учитель организует самостоятельную работу обучающихся: сообщает тему, план, условия игры, необходимую литературу, круг рассматриваемых проблем, распределяет роли, определяет время консультации. Консультации формируют у школьников положительное психологическое отношение к играм, позволяют вселить уверенность в свои возможности. Консультации учителя обычно включают две части: беседы по содержанию, правилам игры и инструктивные по самой методике. Заслуживает внимание опыт преподавателей, которые привлекают для консультации специалистов той или иной профессии. Это усиливает воспитательные возможности игры.

2 этап. Проведение игры.

Необходимым элементом проведения игры является наличие эмоционального фона, заинтересованности обучающихся. С этой целью целесообразно в классе произвести перестановку столов, включить музыкальные произведения, использовать технические средства обучения, оформить класс плакатами, схемами, картами. В ходе игры должна разрешаться проблемная ситуация. Специфическими формами общения являются дискуссия и диалог, которые могут возникнуть в ходе решения проблемы. Начинается игра со вступительного слова учителя, которое нацеливает обучающихся на активную и творческую познавательную деятельность. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.

3 этап. Подведение итогов игры.

При подведении итогов следует исходить из конечного результата игры, то есть степени усвоения темы, формирования убеждений обучающих, развитие их самостоятельного творческого мышления. Подводя итоги, учитель указывает, что в игре удалось, а на что следует обратить внимание. Игра используется как на уроке, так и в других формах организации учебной деятельности- лекциях, семинарах, экскурсиях, факультативах по географии. Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в проверку и закрепление изученного материала.

Во внеурочной работе игровые методы эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы. Игра, в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе, занимает время от 5-10 до 45 минут. Как показывает опыт, проведение игр свыше 45 минут отрицательно сказывается на интересе к игровой и познавательной деятельности: снижает интерес, появляется утомление.

Эффективность проведения игр зависит от соблюдения ряда условий: чётко продумывать цель игры; осуществлять мотивацию игровой деятельности; чётко организовать подготовку, проведение и подведение итогов игры; сочетать самостоятельную, групповую, индивидуальную, фронтальную работу в процессе игры ;осуществлять постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, организовывать дискуссии; обеспечивать игры необходимыми средствами обучения; вовлекать в игру всех обучающихся класса; формулировать вывод и оценивать полученные результаты; управлять ходом игры.

Типы игр в школьной географии :

Настольные игры

К настольным играм относят кроссворды, ребусы чайнворды, игровые кубики, лото, домино и т.д. Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. В настольных играх всегда имеется элемент соревновательности, в них закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения использовать справочную, научно-популярную литературу, географическую карту. Вот некоторые примеры игр.

Пример 1. «Где находится?»

Учитель зачитывает краткие описания различных природных комплексов, городов страны, экономических районов. Играющие записывают на листках названия объектов, к которым относится описание. В дальнейшем зачитанные описания разбираются. Выигравшим считается давший наибольшее количество правильных определений.

Пример 2. «Правильно отбери».

Суть игры состоит в том, чтобы обучающийся, получив несколько открыток, рисунков, сумел правильно отобрать открытки и рисунки с представителями какой-либо природной зоны. За каждый правильный ответ ученик получает очко. По данной модели можно организовывать игры при изучении полезных ископаемых регионов, экономических районов страны.

Игры-состязания.

Игры- состязания применяются как в учебной так и во внеурочной работе. Они одинаково интересны для обучающихся всех возрастных групп. Эти игры привлекают детей желанием выиграть. Причём важным мотивом для обучающихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре.

Пример 1. Географический конкурс «КВН».

Само название «КВН» говорит о творческом подходе к применению географических знаний. Соревнования чаще всего проходят между командами одного класса или классами одной параллели. Для проведения КВН следует выбрать тему, например «Человек и природа», «Край родной», «По материкам и океанам». Каждая команда выбирает капитана и знатоков по определённым областям знаний -географа ,геолога климатолога, ботаника . Примерная программа КВН:

1.Приветствие команд-участников.

2.Разминка.

3. Проверка домашнего задания.

4.Конкурсы по заданиям жюри.

5. Конкурс капитанов.

6.Конкурс болельщиков.

7. Подведение итогов КВН, награждение победителей.

Пример 2.Конкурс знатоков географии.

В конкурсе проверяется эрудиция в определённой области географии, а также общая эрудиция участников конкурса. Этот конкурс может проходить как самостоятельная игра или входить в состав КВН и других игр. Задание этого конкурса может быть сформулировано с набором 3-5 ответов, из которых лишь один правильный. Например, для обучающихся 6 класса предложить следующие вопросы:

1.Кто совершил первое кругосветное путешествие?

Колумб, Магеллан, Птолемей.

2.Магматические горные породы

А.Гранит, Б.Мрамор, В.Известняк.

3. Место, в котором река берёт своё начало.

А. Устье, Б. Водораздел, В. Исток.

4. Самый глубокий океан

А. Тихий, Б. Атлантический, В.Индийский.

Викторины

Одной из популярных и любимых обучающимися игр является викторина. Её основная цель- повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, получаемые в процессе обучения географии.

Пример 1. « В мире географии».

  1. Назови « цветные» моря планеты.

  2. Какая река может гореть.

  3. Какой полуостров говорит о своей величине?

  4. Назовите самое глубокое море России.

  5. О каком мореплавателе идёт речь: совершил первое кругосветное путешествие.

Наиболее распространённой формой проведения географических викторин являются устные викторины. Ведущий задаёт вопрос. Отвечает тот кто быстрее поднимет руку. Жюри производит оценку ответа. Хотя устные викторины можно проводить в любых условиях( на экскурсиях, на привале, на уроке), у них есть существенный недостаток- неравные условия для участников: многие робкие, нерешительные обучающиеся задерживаются с ответом, хотя могут верно ответить на вопрос. Поэтому, если имеются условия, чтобы рассадить всех участников викторины, лучше проводить письменную викторину.

Олимпиады

Наиболее популярная форма внеурочной работы по географии -олимпиада. Широкий круг вопросов, затрагиваемых на олимпиадах, способствует приобщению школьников к самостоятельной работе. Обычно олимпиада проводится либо в составе « Недели географии», либо как самостоятельное мероприятие.

Ролевые игры по географии

Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном содержании ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки, пронизывающие школьную программу: экономические, экологические, социальные, политические или комплекс названных проблем. Ролевая игра успешна в том случае, если обучающиеся в ходе её дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для обучающихся 6-8 классов наиболее интересными являются сюжетно- ролевые игры типа пресс- конференции, игры- путешествия. Старшеклассники наряду с сюжетно- ролевыми играют и в ситуативные игры по созданию моделей и проектов. Обычно ролевые игры проводятся на уроках обобщения знаний, семинарах, практических работах.

Пример: «Путешествие в Австралию»(7 класс) Ролевые игры: «Юный менеджер», урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание и т. д.). Практически все разработки имеют четко оформленные правила, их легко использовать в педагогической практике или, при необходимости, адаптировать к другой теме или курсу  географии . В 1991 г. Г.С. Кулинич и В.В. Николина [2] разделяют игры на группы и дают их описание, а в 1996 г. С.П. Спичак и С.В. Тесленко [4] расширяют это описание. Но и в том, и в другом случае это только достаточно разнообразные наборы дидактических игр, которые еще не образуют единую систему.

Более эффективное использование игр в учебном процессе предполагает выявление мнений обучающихся об игровой деятельности.

Среди обучающихся 6-9 классов было проведено анкетирование, цель которого - выявить отношение обучающихся к различным формам уроков и мотивов, определяющих этот выбор. Результаты анкетирования отражены в диаграмме 1

Диаграмма 1. Мнение учащихся о разных  формах  урока.

Мотивация выбора учащимися игровой формы урока

Таблица 2

Мотивы выбора

6-е

7-е

8-е

9-е

Всего

Интересно

12

18

18

15

63

Получение новых знаний

16

9

6

9

40

Легче усваивается и запоминается материал

2

8

6

10

26

Хорошая возможность для повторения

10

5

-

-

15

Удовольствие, отдых, развлечение, азарт

4

3

5

6

18

Общение, совместная работа, возможность совещаться

2

1

3

-

6

Меньше нагрузка

-

-

-

3

3

Хорошие оценки

-

-

3

2

5

Не смогли объяснить

6

7

2

-

15

По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

1. Из предложенных форм урока, наибольшее число обучающихся, независимо от возраста, отдают предпочтение игровым. Максимальный выбор этой формы приходится на 6 и 9 классы.

2. Различия в выборе игровых уроков между классами одной параллели различаются по уровню незначительно и составляют 10-15%.

3. Связи между выбором игровой формы и успешностью обучения данных учащихся не отмечается. Выбор игр больше связан с личностными характеристиками: общительностью, активностью, социальным статусом, занимаемым в классе.

4. Значительны различия относительно выбора других форм урока. Так, предпочтение обычному (комбинированному) уроку отдают учащиеся 7 и 9 классов, причем различия в выборе такой формы существуют и между классами одной параллели. Так, в параллели 7 классов наибольшее число обучающихся выбирают комбинированную форму в слабом классе (52%), а в классе, который в начальной школе обучался по системе Д.Б. Элько-нина - В.В. Давыдова, выбирают всего 16% обучающихся. Средний по уровню класс занимает промежуточное положение (44%). В 9 классах ситуация обратная: комбинированную форму выбирают 58% обучающихся сильного класса физико-математического профиля и только 31% более слабого гуманитарного.

5. Достаточно интересна ситуация, связанная с уроками-практикумами. Большой интерес они вызывают у обучающихся 6 и 7 классов (34% и 37%), а в 8 и 9 классах он постепенно снижается. Аналогичная ситуация с уроками зачетной формы. Но между классами в параллелях относительно урока-практикума существуют значительные различия. Так в 6, 7 и 8 классах эту форму урока выбирает значительное число обучающихся сильных классов (52%, 50%, 30%), а в 9 классах большее предпочтение отдают учащиеся слабого класса (37% против 21%). Отношение к урокам-зачетам между классами в параллелях различается незначительно. Анализ мотивов выбора обучающимися игровых форм урока показывает следующее:

1. Обучающиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции во всех классах занимают следующие мотивы:

-интерес к такой форме урока;

-усвоение новых знаний;

-более лёгкое усвоение и запоминание материала.

2. Существуют некоторые возрастные различия. Так, обучающиеся 6 и 7 классов выделяют возможность повторения материала, а в 8 и 9 классах этот мотив отсутствует. Объяснить это, очевидно, можно тем, что в 6 и 7 классах доминируют игры-состязания, большая часть которых используется на уроках обобщающего повторения. А в 8 и 9 классах эти игры постепенно замещаются имитационными, которые применяются на других этапах обучения. Мотивы отдыха, развлечения, получения удовольствия занимают незначительное место среди других мотивов, но количество обучающихся, указывающих их, несколько увеличивается с возрастом.

В 6 и 7 классах несколько человек свой выбор этой формы урока объясняют возможностью общения. В 8 и 9 классах для 5 человек значимым является получение хороших оценок.

Более полно мотивы выбора обучающимися показаны в табл. 2.

Процесс развития  игровых  способов обучения  географии  можно проследить по публикациям в методическом журнале «География в школе» (диаграмма 2). Анализ статей журнала за последние 18 лет (период наиболее активного освоения  игровых  технологий), с 1985 по 2002 гг., выявил следующие тенденции:

1. На протяжении всего этого периода наблюдается постепенное повышение интереса учителей  географии  к игровым формам и методам, которое проявляется в росте количества публикаций.

2. Постепенно меняется выбор  игровых  сюжетов учителями  географии , существуют значительные отличия в разработках разных лет.

В 80-е годы чаще используются настольные игры типа кроссвордов, ребусов, лото,  игровых  кубиков, почты. В этот же период появляются описания игр-состязаний и ролевых игр, но большинство из них предлагается для 6-7 классов, они достаточно однотипны и с нечетко прописанными правилами. В 90-е годы заметно увеличивается количество публикаций с описанием игр-творческого содержания - соревнований и ролевых игр, причем их формы становятся более разнообразными (Игры-соревнования «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Лего-го», «Звёздный час», «Геобизнес», «Геошанс», «По следам Робинзона», «Морской бой», «Австралийский серпантин», «Роза ветров»,

«Остров сокровищ». Ролевые игры: «Юный менеджер», урок-ярмарка, пресс-конференция, урок-суд, урок-путешествие, урок-сказка, урок-инсценировка, урок-совещание и т. д.). Практически все разработки имеют четко оформленные правила, их легко использовать в педагогической практике или, при необходимости, адаптировать к другой теме или курсу  географии .

3. Во второй половине 90-х годов начинается разработка  игровых  систем. В 1996 году О.О. Жебровская [1] предлагает первый игровой комплекс для 6 класса, в который включены игровые методы по всем темам курса, логически связанные между собой. В эти же годы появляются игры для 9-10 классов. В 2001 году В.В.Мартемьянов [3] предлагает игровую -систему для 6-8 классов.

4. За период 2000-2002 гг. в журнале описывается наибольшее число [29] разработок игр. Они становятся еще более разнообразными. Л.М.Дмитриева («Дидактические игры по теме «Природные зоны мира». 2000. №7) предлагает описание 6 вариантов игр, направленных на тренировку памяти, внимания, воображения, мышления.

Как видно, развитие  игровых  методов продолжается и идёт от описания отдельных разрозненных игр к постепенному созданию целых комплексов и систем игр, которые связаны между собой едиными дидактическими целями и задачами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Исследование тенденций развития игровых технологий и практики их использования помогает совершенствованию собственного педагогического опыта. В первые годы своей работы я основной целью ставила повышение интереса к учению и активности обучающихся с помощью игр, стимулирование деятельности школьников, игры носили эпизодический характер и использовались только на этапе повторения. Постепенно накапливалось количество игровых моделей, описанных в методической литературе и адаптированных мною к определённым темам и курсам, собственных разработок. Появились возможности для расширения их использования и создания небольших игровых комплексов по некоторым курсам. Применение уже созданных и описанных в литературе систем затруднительно. Каждый учитель должен сам решать, что включать в такой комплекс, учитывая содержание программ и учебников, которые он использует, особенности классов, с которыми работает. Модели, описанные в литературе, могут служить основой для создания собственных комплексов.

Большая часть игр в моей практике по-прежнему приходится на обобщение и контроль знаний. Но я стараюсь их включать и в процесс изучения нового материала и закрепления умений и навыков. Чаще использую игры в 6-х - 8-х классах, но ощущаю необходимость в их использовании и в старших классах.

Есть потребность в исследовании влияния игровых технологий на развитие личностных качеств обучающихся. Представляло интерес выяснить, насколько активно используют в своей практике накопленный опыт работающие учителя; от каких факторов зависит выбор учителем форм урока; в чем он видит достоинства и недостатки игровых технологий; какие проблемы существуют в развитии игровых технологий в настоящее время.

Для ответа на эти вопросы было проведено анкетирование учителей разных предметов, работающих в школе.

Диаграмма 3. Частота использования учителями игровых форм урока

Учителя отмечают как достоинства игровых технологий, так и трудности в их использовании. По мнению учителей, они заключаются в следующем:

Таблица 3 Достоинства и недостатки игровых форм обучения с точки зрения учителей

Достоинства

Недостатки

Этапы обучения, на которых используются игры

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

1. Обобщение-повторение

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

2. Закрепление

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

3. На любом этапе

4. Объединение коллектива

4. Требуют много подготовки

4. Контроль знаний

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся

5. Изучение нового материала

6. Разрядка напряжения, смена деятельности

6. Не позволяет формировать систему знаний

6. Постановка цели, проблемы

7.Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся


8. Развитие творческих способностей



9. Формирование ответственности



10. Хороший способ закрепления



Из анализа анкет можно сделать следующие выводы:

1.Учителей, совсем не использующих в своей практике игровых методик, не выявлено.

2. Активность использования игровых технологий от преподаваемого предмета зависит незначительно.

3. Большая зависимость существует от личностных особенностей учителя, частично от его возраста (чаще используют молодые) и от возраста обучающихся (чаще в 6-7 классах).

4. Большинство учителей главными целями использования игровых технологий выделяют повышение интереса и активизацию обучающихся, и только небольшой процент учителей отмечают обучающие и развивающие возможности игр.

5. Среди недостатков называют более сложную организацию урока, большие затраты времени на подготовку и проведение урока.

Влияние недостатков, на которые указывают учителя, можно снизить созданием каждым учителем своего игрового комплекса, связанного едиными целями с планированием. Таким образом, современными проблемами, существующими в развитии игровых технологий, можно считать более полное осознание познавательных возможностей игры и формирования личностных качеств. Необходимо продолжать развитие системного подхода к игровой деятельности.

Сейчас многое меняется в нашей стране и конечно же меняется система образования. Основная цель изменения географического образования направлена на усиление творческих возможностей обучающихся, на развитие их интереса к географии. А развитие и раскрытие творческих способностей ребёнка происходит в процессе взаимодействия учебной и игровой деятельности, именно в таком сочетании находится успех обучения.

Список литературы

1. О. О. Жебровская. Игровой комплекс. География в школе 1996. № 6.

2. С. Г. Кулинич, В. В. Николина. Географические игры. География в школе. 1991. №1.

3. В. В. Мартемьянов. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. № 1

4. С. П. Спичак, С. В. Тесленко. Игры на уроках географии. География в школе. 1996. № 2.