М.В.Павлова
МОУ «Новоусманская СОШ №4», Новая Усмань
РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, к активной деятельности. Возрастной потребностью младшего школьника является исследовательское поведение – склонность к любопытству, исследованиям. Учителю начальных классов важно не упустить этот сензетивный период, поддержать интерес и зажечь увлечённость детей, так как сохранение и развитие навыков исследовательского поведения учащихся – основное средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.
Интерес к исследовательским методам обучения в образовании чрезвычайно высок и потому, что условия современного, быстро меняющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, решать проблемы в различных сферах деятельности, ставить цель и добиваться её, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Начинать заниматься такой деятельностью нужно с самого раннего детства – умения и навыки, полученные в раннем детстве, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Учебная исследовательская деятельность – это деятельность творческая, поэтому ведущую роль в обучении должны играть творческие методы обучения. Методика организации исследовательской деятельности ориентирована, как правило, на старшеклассников, а начальная школа осталась несколько в стороне. Однако, для формирования умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, исследовательская деятельность является решением.
Материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных учителей начальных классов помогают создать систему работы в данном направлении. Конечно, возраст накладывает определенные ограничения на организацию исследовательской деятельности, но привлекать к ней младших школьников нужно обязательно. Для того, чтобы научить каждого ребенка мыслить и добывать знания, как нельзя кстати, подходит проектная деятельность. Она позволяет реализовать проблемное обучение, активизирует и углубляет познание, позволяет приобрести навыки работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучает самостоятельному мышлению и деятельности, самоорганизации, формирует навыки проведения исследований, навыки работы делового общения, развивает инициативу учащихся. Именно проектирование называют технологией 21 века, которая развивает ключевые компетенции учащихся.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале это доступные творческие задания – составление схем, выполнение моделей из различных материалов, выставки детских работ, наблюдения по плану, работа с энциклопедией. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно – исследовательской деятельности каждого ученика.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников может быть организована по-разному. По количеству участников она может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной. По срокам реализации – кратковременной и продолжительной. Темы работ должны вытекать из содержания учебных предметов и близких к ним областей. По целевым установкам в практике используются следующие виды проектов:
исследовательские – по структуре напоминают научные исследования. Примером такого исследования могут служить проекты «Почему вулкан проснулся?», «Народные приметы Новоусманского края», «Солнце, растения и мы с вами».
информационные – направленные, на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, с целью их анализа и обобщения. «Не все следы порастают травой, не все слова уносятся ветром» - о братской могиле в селе Новая Усмань, «Пишу родные травы. Хохлома» - о народном творчестве, «Фольклор Новоусманского края» - об истории народной песни в селе Новая Усмань.
творческие – предполагают нетрадиционный подход к оформлению результатов (видеофильмы, книжки-малышки, рисунки, прикладное творчество). Это такие проекты как «Мода во времена Шарля Перро», «Традиция моей семьи», «Семейная реликвия», «Азбука Новоусманского края».
практико-ориентированные – ориентированы на социальные интересы. «Завести себе собаку или, может быть, кота?» - о проблеме бездомных животных, «Что читают мальчики и что читают девочки?» - о читательских предпочтениях школьников, экологические проекты «Спаси дерево!», «Защитим Усманку от мусора!»
Учителя начальных классов всё чаще задают себе вопрос, с чего начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Учебное исследование младшего школьника, также как и исследование, проводимое взрослым, включает в себя следующие этапы:
подготовка – определение темы, целей, выбор рабочей группы.
планирование – анализ проблемы, определение источников информации.
принятие решений – сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.
выполнение – работа над проектом, оформление его.
защита проекта – подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, защита проекта.
рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.
Одним из средств эффективности организации проектной деятельности младших школьников является привлечение внимания родителей к этой проблеме, ведь большую часть времени учащиеся работают над проектом именно дома, а не в школе. Большинство родителей понимают необходимость формирования исследовательских навыков учащихся и активно сотрудничают с учителем. Но важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Таким образом, проектная деятельность – это обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Метод проекта – самое рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Основными результатами применения проектно-исследовательской деятельности являются осознание учениками ценности совместного труда, овладение умениями организовать, планировать и осуществлять решение возникших задач, умение работать с информацией. Проекты помогают заинтересовать ребят, вдохновить на поиск, творческие решения. Результаты проектной деятельности – призовые места в районных, областных конкурсах. А работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно используются на уроке и во внеклассной работе.
Список литературы
Зеленская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. - Журнал Начальная школа, 2005год, №9
Савенков А.И. Виды исследований школьников. - Одаренный ребенок, 2005 год, №2.
Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. - Журнал Начальная школа, 2007год, №2