СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проекты помогают заинтересовать ребят, вдохновить на поиск, творческие решения. Результаты проектной деятельности – призовые места в районных, областных конкурсах. А работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно используются на уроке и во внеклассной работе. 

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

М.В.Павлова

МОУ «Новоусманская СОШ №4», Новая Усмань

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, к активной деятельности. Возрастной потребностью младшего школьника является исследовательское поведение – склонность к любопытству, исследованиям. Учителю начальных классов важно не упустить этот сензетивный период, поддержать интерес и зажечь увлечённость детей, так как сохранение и развитие навыков исследовательского поведения учащихся – основное средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.

Интерес к исследовательским методам обучения в образовании чрезвычайно высок и потому, что условия современного, быстро меняющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, решать проблемы в различных сферах деятельности, ставить цель и добиваться её, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Начинать заниматься такой деятельностью нужно с самого раннего детства – умения и навыки, полученные в раннем детстве, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Учебная исследовательская деятельность – это деятельность творческая, поэтому ведущую роль в обучении должны играть творческие методы обучения. Методика организации исследовательской деятельности ориентирована, как правило, на старшеклассников, а начальная школа осталась несколько в стороне. Однако, для формирования умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности, исследовательская деятельность является решением.

Материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных учителей начальных классов помогают создать систему работы в данном направлении. Конечно, возраст накладывает определенные ограничения на организацию исследовательской деятельности, но привлекать к ней младших школьников нужно обязательно. Для того, чтобы научить каждого ребенка мыслить и добывать знания, как нельзя кстати, подходит проектная деятельность. Она позволяет реализовать проблемное обучение, активизирует и углубляет познание, позволяет приобрести навыки работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучает самостоятельному мышлению и деятельности, самоорганизации, формирует навыки проведения исследований, навыки работы делового общения, развивает инициативу учащихся. Именно проектирование называют технологией 21 века, которая развивает ключевые компетенции учащихся.

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале это доступные творческие задания – составление схем, выполнение моделей из различных материалов, выставки детских работ, наблюдения по плану, работа с энциклопедией. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно – исследовательской деятельности каждого ученика.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников может быть организована по-разному. По количеству участников она может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной. По срокам реализации – кратковременной и продолжительной. Темы работ должны вытекать из содержания учебных предметов и близких к ним областей. По целевым установкам в практике используются следующие виды проектов:

  1. исследовательские – по структуре напоминают научные исследования. Примером такого исследования могут служить проекты «Почему вулкан проснулся?», «Народные приметы Новоусманского края», «Солнце, растения и мы с вами».

  2. информационные – направленные, на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, с целью их анализа и обобщения. «Не все следы порастают травой, не все слова уносятся ветром» - о братской могиле в селе Новая Усмань, «Пишу родные травы. Хохлома» - о народном творчестве, «Фольклор Новоусманского края» - об истории народной песни в селе Новая Усмань.

  3. творческие – предполагают нетрадиционный подход к оформлению результатов (видеофильмы, книжки-малышки, рисунки, прикладное творчество). Это такие проекты как «Мода во времена Шарля Перро», «Традиция моей семьи», «Семейная реликвия», «Азбука Новоусманского края».

  4. практико-ориентированные – ориентированы на социальные интересы. «Завести себе собаку или, может быть, кота?» - о проблеме бездомных животных, «Что читают мальчики и что читают девочки?» - о читательских предпочтениях школьников, экологические проекты «Спаси дерево!», «Защитим Усманку от мусора!»

Учителя начальных классов всё чаще задают себе вопрос, с чего начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Учебное исследование младшего школьника, также как и исследование, проводимое взрослым, включает в себя следующие этапы:

  1. подготовка – определение темы, целей, выбор рабочей группы.

  2. планирование – анализ проблемы, определение источников информации.

  3. принятие решений – сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

  4. выполнение – работа над проектом, оформление его.

  5. защита проекта – подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, защита проекта.

  6. рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов, анализ достижений поставленной цели.

Одним из средств эффективности организации проектной деятельности младших школьников является привлечение внимания родителей к этой проблеме, ведь большую часть времени учащиеся работают над проектом именно дома, а не в школе. Большинство родителей понимают необходимость формирования исследовательских навыков учащихся и активно сотрудничают с учителем. Но важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность – это обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Метод проекта – самое рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Основными результатами применения проектно-исследовательской деятельности являются осознание учениками ценности совместного труда, овладение умениями организовать, планировать и осуществлять решение возникших задач, умение работать с информацией. Проекты помогают заинтересовать ребят, вдохновить на поиск, творческие решения. Результаты проектной деятельности – призовые места в районных, областных конкурсах. А работы, полученные в ходе исследовательской деятельности, активно используются на уроке и во внеклассной работе.

Список литературы

  1. Зеленская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. - Журнал Начальная школа, 2005год, №9

  2. Савенков А.И. Виды исследований школьников. - Одаренный ребенок, 2005 год, №2.

  3. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. - Журнал Начальная школа, 2007год, №2