СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

По разному можно организовать учебную деятельность учащихся.

Рассмотрим педагогические технологии и некоторые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности с целью развития познавательного интереса учащихся на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса на уроках математики»

Из опыта работы учителя математики «МБОУ Новогригорьевская СОШДС» С.М. Мыслицкой.

«Развитие познавательного интереса на уроках математики»


По разному можно организовать учебную деятельность учащихся.

Рассмотрим педагогические технологии и некоторые приёмы, которые я использую в свой педагогической деятельности с целью развития познавательного интереса учащихся на уроках математики:

·        проблемное обучение;

·        творческие работы;

·        специальные приемы учителя: наглядность, занимательность и др.

 Проблемное обучение является одним из стимулов познавательного интереса. Его сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряженную мыслительную деятельность.

Приведу примеры. Перед доказательством теоремы Пифагора (8 кл) можно создать проблемную ситуацию с помощью задачи индийского математика ХII века Бхаскары.

На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в этом месте река В четыре лишь фута была широка Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?

Вот примеры совсем небольших проблем-вопросов:

1.            Почему треугольник назван «треугольником»?

2.            Как можно объяснить название «развернутый угол»?»

 На уроке, где закрепляется и повторяется материал, ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают, поэтому применяю для проведения таких уроков различные нестандартные виды работы, в частности игры. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Дидактические игры также стимулируют познавательную активность учащихся на уроке.  Например: решить анаграммы и исключить  лишнее слово или задачи со спичками.

 Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, я использую различные приёмы активизации учащихся на уроке.

Например:

·              Занимательность.

·              Методические уловки (стихи, схемы для запоминания формул, определений).

В отличие от дидактических игр игровая ситуация на уроке не требует дополнительного времени на разъяснение правил игры и создается разнообразными подходами: жизненными фактами, проблемными ситуациями, историческими экскурсиями, проблемными ситуациями и практическими заданиями – все это позволяет ввести элементы игры на уроке.

Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике. Такие задания, как правило, учащиеся получают в качестве домашнего задания, на выполнение которого отводится 2 – 3 дня.

1)   Придумывание, а точнее, составление математических задач. Это занятие увлекает учащихся любого возраста. В средних и старших классах возрастают не только возможности учеников, но и встающие перед ними трудности: например, как избежать лишних данных, каким образом согласовать данные, чтобы они не противоречили друг другу и т.д. Самостоятельный опыт учащихся в этом направлении, разбор допущенных ошибок очень полезен для развития конструктивных способностей и практического мышления.

2) Доклады и рефераты. Тематика их очень разнообразна. Они могут содержать биографические и исторические сведения, раскрывать сущность определённых методов, раскрывать приложение изученных тем на практике и т.п.

3) Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. Изучая тему «Координатная плоскость» (6 кл.) учащиеся выполняют творческое задание на составление какой-либо «красивой» фигуры и определение координат её узловых точек. В 5 классе в начале изучения темы «Натуральные числа» можно предложить нарисовать «веселых человечков» состоящих из натуральных чисел.

Большое значение в формировании познавательного интереса по математике приобретает внеурочная познавательная деятельность.

С большим удовольствием ребята участвуют в познавательно-развлекательных мероприятиях. Однако для воспитания познавательной активности необходима внеклассная форма самостоятельной работы ученика над развитием своих познавательных способностей.

При индивидуальной внеурочной работе необходимо введение исследовательского метода. Он также активизирует мыслительную деятельность и способствует формированию творческого отношения к учебной деятельности

Естественно, что каждый вид познавательной деятельности: урочной или внеурочной, предполагает различные навыки и умения, формируемые по годам обучения в условиях нарастающей трудности. Работа, связанная с ученическим поиском будет успешной, только если она проводится не эпизодически, а в системе под направляющей и организующей ролью учителя.

Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности.

  И в заключении следует сказать. Не являясь непосредственным источником познавательного интереса, огромное влияние на развитие и формирование интересов, на мой взгляд, оказывает облик учителя, глубина и широта его познаний, умение эмоционально излагать материал, способность увлечь ребят своим рассказом. Отношения, складывающиеся на уроке, создают (благоприятный или неблагоприятный) микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать (радоваться, огорчаться, испытывать страх и т.п.).