ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕНИКА 2 КЛАССА С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО ПРЕДМЕТУ:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(34 ч.; 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа по развитию речи составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»,2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области.., утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от ______________ 2011 г.
Цели курса:
Обеспечение условий для обогащения пассивного словаря.
Задачи курса:
-совершенствование психических процессов;
-развитие звукоподражательных способностей;
-расширение и уточнение представлений окружающего мира;;
-создание необходимого фундамента для речевого развития посредством совершенствования психических процессов;
Базовые ценности:
Патриотизм будет реализовываться через тему «Стихи о папе.
Социальная солидарность будет реализовываться через тему «Экскурсия в огород».
Гражданственность будет реализовываться через темы: «Школа», «Классная комната», «Учебные вещи».
Семья будет реализовываться через темы: «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Труд и творчество будет реализовываться через тему «Посадка лука».
Природа будет реализовываться через темы: «Осень. Дождь, пасмурно», «Зима», «Весна», «Огород», «Сад», «Домашние животные», «Птицы».
Обоснование программы:
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащегося, а так же осуществления тесной преемственности между уроками чтения, письма, предметно-практической деятельности.
Программа состоит из практических занятий.
Формы и методы, работы:
по способам подачи речевого материала:
-репродуктивный (выполнение системы упражнений);
по источнику знаний:
-практические (упражнения тренировочные, коррекционные);
-игры дидактические;
-наглядные (иллюстративные, натуральные);
-словесные (слово, рассказ учителя);
Содержание программы предусматривает активизацию возможных для ребенка каналов коммуникации:
-рецептивного (понимание);
-организующего (выявление связей и отношений между предметами и словами);
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-понимание понятия «Одежда», «Игрушки»;
-выполнение трудовых дел с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе речевых игр и коррекционных упражнений;
Предметный результат:
-умение различать окружающие предметы,
-умение наблюдать состояние погоды (осадки);
-умение невербально отвечать на вопросы учителя;
-умение слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает. |
Таблично-графическая схема рабочей программы по Развитию речи.
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Сад, огород. Игрушки. Одежда. Обувь. Наблюдение за погодой. Домашние животные. Птицы. | Расширение и уточнение словарного запаса. Создание ситуации, стимулирующей звукоподражания ребенка. Формирование умения понимать значение слов. | Развитие внимания. Развитие мышления. Развитие памяти. Проведение кратких бесед о назначении предметов обихода. | Эмоционально откликаться на рассказ взрослого. Совместно с учителем выполнять действия, связанные с обследованием предметов. Эмоционально откликаться на рассказ взрослого. |
Развитие речи (8 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1.Экскурсия в огород | Рассматривание огорода. Что растет на грядках? Игра «Найдем овощ». |
2.Огород: картофель, морковь, лук. | Рассматривание овощей: картофель, морковь, лук. Упражнение «Погладим, понюхаем». Игра «Почистим овощи». |
3.Различение овощей по форме, цвету. | Внесение овощей. Рассматривание коробочек круглой и овальной формы Упражнение «Что куда положить?» Игра «Разложи по цвету. |
4.Сад (яблоко, груша) | Рассматривание фруктов. Упражнение «Погладим, понюхаем». Игра «Что внутри?». |
5.Различение фруктов по форме, цвету. | Внесение фруктов. Упражнение «Что куда положить?» (с коробочками) Игра «Разложи по цвету». |
6.Фрукты: величина, вкус. | Рассматривание фруктов. Раскладывание фруктов по коробкам: большие в большую, маленькие в маленькую. Игра «Чья долька?». |
7.Осень (пасмурно) | Внесение иллюстраций. Упражнение «Разложи листья по коробочкам» Игра с листьями. |
8.Наблюдение за погодой: идет дождь. | Наблюдение за погодой. Упражнение «Постучим пальчиками» Игра с водой. |
Развитие речи (7 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1.Игрушки: кукла | Рассматривание куклы. Части лица, тела куклы, одежда. Укладываем куклу спать, поем: «А-а-а». |
2.Машинки. | Внесение машинок разного цвета и размера. Чтение стихотворения. Звукоподражание: «Би-би-би». |
3.Игрушки: мячи. | Чтение стихотворения «Мой веселый звонкий мяч». Обследование мячей: резиновый, деревянный, пластмассовый, легкий, тяжелый. |
4. Мягкие игрушки | Рассматривание мягких игрушек. Игра «Кто это?». Сравнение мягких игрушек с другими. |
5. Кубики. | На машине привезли кубики. Строим дом для игрушек. Кукла пришла в гости. «Игра с мячиками». |
6. Зима (холодно, мороз). | Рассматривание иллюстрации. Деревья в снегу, на крышах снег. На улице холодно. |
7.Зима (снег, лед) | Наблюдение за снегом и льдом. Таяние снега и льда в тепле. Словарная работа: холодный, мокрый. |
Развитие речи (7 ч.) IIIчетверть
Тема | Содержание |
1.Обувь: валенки. | Валенки – обувь. Рассматривание. В валенках тепло. Наденем валенки кукле: «Ах, тепло!». |
2.Комната (пол, потолок). | Рассматривание иллюстрации «Комната мальчика». Пол внизу, потолок вверху. Рассматривание комнаты Саши, где пол? Где потолок? Посмотри вверх – там потолок, посмотри вниз, так – пол. |
3.Обувь: сапоги. | Чтение стихотворения: мастер, мастер, помоги, прохудились сапоги. Забивай покрепче гвозди, мы пойдем сегодня в гости. Рассматриваем сапоги. Что есть у сапог? Голенище, подошва. Голенище высокое, подошва – толстая, чтобы было тепло. Какие сапоги у Светы? Белые! У Саши - коричневые сапоги. У девочек светлые сапоги, у мальчиков – темные. |
4.Комната (стены, окна, двери). | Рассматривание комнаты. Есть в комнате пол и потолок. Что еще есть в комнате? Стены, окна, двери. Где стены? Что на стенах висит? Где окно? Какого цвета окно? Где двери? Из чего сделаны? Из дерева, они коричневые. Рассматривание иллюстрации. |
5.Обувь: тапочки. | Внесение детских тапочек. Чья это обувь? Это Светины тапочки. Что есть у тапочек? Верх у тапочек мягкий, теплый. Подошва прочная, твердая. Какого они цвета? Красные. Рассматривание иллюстрации « У кого какие тапочки?». |
6.Учебные вещи: карандаш, кисточка, альбом. | Рассматривание учебных вещей. Это учебные вещи: карандаш, кисточка, альбом. Что можно делать карандашом и кисточкой? Рисовать! Чтобы рисовать кисточкой, нужны краски. Где рисуют карандашом и кисточкой? В альбоме. Какие листы в тетради? Тонкие, мягкие. А в альбоме листы т толстые, твердые. Какие бывают карандаши, кисточки, альбомы. Рассматривание. |
7.Одежда: рубашка, брюки. | Чтение стихотворения: Все расскажем без обмана: у Ивана два кафтана, шапка. Шуба, валенки. Сам он хоть и маленький, но совсем удаленький! А у тебя какая одежда? Рубашка и брюки. Какого цвета рубашка, брюки? Что есть у рубашки? Рукава, пуговицы. У брюк две длинные штанины, застежка. Рассматривание иллюстраций. У кого рубашка и брюки? |
8.Одежда: платье, фартук. | Внесение кукольной одежды: платье, фартук. Чья это одежда? Шнуровка: бабушкин фартук. Рассматривание иллюстраций. Кто носит платье и фартук? Мальчики не носят платье. |
9.Мебель: диван, шкаф. | Рассматривание иллюстрации «Комната». Что стоит в комнате? Диван, шкаф. Какого они цвета? У Саши в комнате есть диван и шкаф? Какого они цвета? Потрогаем диван – он мягкий, теплый. Шкаф какой? Твердый, гладкий и холодный. |
10.Весна: потепление. | Рассматривание иллюстраций «Весна». Пришла весна на улице потеплело. Люди не надевают валенки и варежки. Солнце светит ярко и греет. С крыш капает вода – тает снег, много сосулек. |
Развитие речи (9 ч.) IV четверть
Тема | Содержание |
1.Посадка лука в ящик. | Сегодня мы будем сажать лук. Вот из такой луковки вырастет зеленый лук. Лук можно кушать, добавлять в салаты и суп. Возьмем ящик, насыплем земли, теперь вместе посадим луковицу в землю и польем из лейки. На следующем занятии снова польем лук |
2.Домашние животные: кошка. | Чтение стихотворения: Котик маленький сидит и ушами шевелит. Вот как, вот как, как ушами шевелит. Котик маленький замерз, прикрывает лапкой нос. Котик-котик, Котофей! Быстро мы тебя согреем! Прыг-скок, прыг-скок! Прыгай с пятки на носок! Большая кошка, а маленький – котенок. |
3.Весна: сосульки. | Рассматривание иллюстрации. Короткий рассказ о признаках весны. Обследование сосульки: холодная, мокрая, длинная, прозрачная. |
4.Домашние животные: собака. | Чтение стихотворения: Возле будки дремлет пес, спит, закрывши лапой нос. Накормить его забыли, с поводка не отцепили, И голодный наш Трезор грустно охраняет двор. Я налью побольше щей, накормлю его скорей! |
5.Птицы: голуби. | Рассматривание иллюстрации. Короткий рассказ о голубе. Описание птицы. Обследование пера голубя. |
6.Обувь: ботинки, туфли. | Чтение стихотворения: Паучок из паутинки навязал себе ботинки. Очень любят пауки вязаные башмаки. |
7.Наблюдение за ростом лука. | Посмотри, какой вырос лук. Мы его поливали, землю рыхлили, сорняки убирали. Сорвем лук и отдадим няне на кухню. Няня добавит лук в салат и в суп. |
8.Скоро лето. | Рассматривание иллюстрации «Лето». Короткий рассказ о признаках лета. Обследование муляжей грибов, ягод. |
9. Бабочки. Экскурсия на природу. | Наступает лето. Появляются бабочки. Рассматривание иллюстраций бабочек. Наблюдение за бабочками на улице. |