Развитие речи и активизация словаря детей 2 – 3 лет.
Дети этого возраста любят заниматься, но произвольное внимание у них несовершенно. Они с трудом могут сосредоточиться на всём том, что его не заинтересовало, не удивило, не принесло радости, поэтому нужно продумывать, чему учить и как это лучше сделать. Малыши любят, когда в гости приходят сказочные герои (дед, бабка, девочка, кошка, собака, зайка и др.). Дети говорят со сказочными персонажами, отвечают на вопросы, решают проблемы. Всё это должно происходить в форме игры. Например, малыши предупреждают зайчонка об опасности, утешают, жалеют, кормят или укладывают куклу спать. При этом дети должны быть убеждены в необходимости того, что они делают.
Используя самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, принесите, сделайте то – то и так – то. Эти задания оживляют детей, даёт возможность подвигаться, сменить позу. Это вызывает эмоциональный отклик, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.
Нравятся детям и разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, сказок. Дети любят слушать русские народные песенки «Тили – бом!», «Зайка серенький сидит», «Водичка, водичка». Рассказы Е.Чарушина «Кошка» К.Чуковского «Цыплёнок», В.Сутеева «Три котёнка». Сказки «Колобок», «Теремок» «Репка» «Маша и медведь» «Заюшкина избушка». Стихи «Игрушки» А.Барто.
Важно научить ребёнка не только произносить текст от лица того или иного персонажа, но изображать его мимикой, жестами, пантомимикой. Работа с художественной литературой активизирует словарный запас детей, является эффективным средством совершенствования грамматического строя речи. Ребёнку нужно обязательно читать, произведения художественной литературы, как новые, так и уже знакомые. Их чтение уместно при умывании, приёме пищи, во время прогулок, при укладывании детей спать. При чтении потешки «Ладушки, ладушки» можно завязать разговор с ребёнком о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
Или взять куклу и начать её качать на руках. При этом можно прочитать стихотворение В. Берестова «Больная кукла»
«Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Дети обязательно споют для куклы, пожелают ей скорей поправиться. Пение вместе с детьми детских песенок очень благоприятно сказывается на настроении, поведении и развитии речи детей. Пойте с детьми много и часто, не стесняясь своего исполнения.
Ещё хочется сказать несколько слов о прогулках с детьми. Выходя на прогулку в любое время года, можно найти и повстречать вокруг много интересного. Будь то берёзка, ёлочка, цветок, листик, птичье пёрышко, красивый камешек ит.п. Это всегда тема для беседы.
В конце прогулки можно спросить: «Когда мы вернёмся домой, кому бы ты хотел рассказать про свои наблюдения и находку. Не забудьте рассказать вечером папе, дедушке, бабушке, брату, что интересное вы сегодня увидели на прогулке.
Играя, беседуя вместе с детьми, следует поощрять проявление их творческой инициативы, оставляя возможность пофантазировать им самим. Глядя на взрослого, учась у него, ребёнок со временем научится мыслить самостоятельно, чувствовать и сопереживать, выражать мыли словом. Воспитание ребёнка это диалог и речевое общение с родителями. Чем больше времени вы уделяете ребёнку, тем и большего результата вы добьётесь в речевом развитии вашего ребёнка.