Развитие речи
и коммуникативных навыков
Одно из удивительных достижений человека – это сознание и использование языка. Хотя животные и могут общаться друг с другом, их ограниченный набор криков и жестов лишь изолированные сигналы, передающие приветствие, угрозу или призыв к сбору. Напротив, человеческие языки удивительно гибки и продуктивны. От небольшого количества по отдельности ничего не значащих сигналов дети приходят к порождению тысяч значимых слуховых паттернов (слогов, слов и даже уникальных вокабул), которые, в конечном счете, группируются согласно набору грамматических правил (с небольшими ошибками), чтобы создать бесконечный набор сообщения. Язык – это инструмент, с помощью которого мы выражаем мысли и интерпретации (или неправильные интерпретации) того, что мы видели, слышали или переживали как – либо еще. Но большая часть того, что говорят дети, не является повторением – говорящие создают новые выражения, связанные с конкретными ситуациями, а темы, о которых они говорят, могут не иметь ничего общего с их текущим состоянием. Уже 3-4 летние дети способны достаточно хорошо разговаривать друг с другом, если их заявления согласуются с правилами и социальными условностями языка, на котором они говорят.
Хотя язык – это наиболее абстрактный из разделов наших знаний, дети во всех культурах приходят к пониманию и использованию сложных форм коммуникации на очень ранних этапах жизни. Некоторые дети начинают говорить еще до того, как научатся ходить. Как это возможно? Запрограммированы ли дети к усвоению языка биологически? Какой тип лингвистической информации на входе они должны получать, чтобы обучится языку? Существует ли связь между гулением, жестикуляцией и лепетом детей и последующим продуцированием осмысленных слов? Каким образом младенцы и дети, только начинающие ходить, приходят к пониманию значения слов? Проходят ли все дети по мере обучения родному языку через одинаковые уровни? И какие практические уроки должны выучить дети, чтобы стать эффективными коммуникаторами?
Пять компонентов языка
Один из главных вопросов, это вопрос «что»: чему должны научиться дети, чтобы овладеть родным языком? После тысячи исследований, проводившихся в течение многих лет, ученые сделали вывод, то в основе развития лингвистических способностей лежат пять типов знания: фонология, морфология, семантика, синтаксис и прагматика.
Фонология
Фонология – это система основных звуковых единиц (фонем), которые используются в языке, и правила их комбинирования. В каждом языке используется только часть звуков, которые люди способны генерировать, и не существует двух языков с абсолютно одинаковой фонологией. Чтобы пользоваться языком, дети должны овладеть его звуковой системой.
Морфология
Морфология – это система правил словоизменения, свойственных тому или иному языку. Так, в английском языке морфология включает правила образования времен глаголов (например, прошедшего времени путем добавления - ed), правило образования множественного числа путем добавления – s, правила использования других суффиксов и префиксов и правила, которые определяют правильные комбинации звуков для формирования осмысленных слов.
Семантика
Под семантикой понимаются значения слов и предложений. Наименьшая значимая единица языка – это морфема. Существует два вида морфем – свободные морфемы могут употребляться самостоятельно в качестве слов (например, «собака»), тогда как связные морфемы не могут употребляться изолированно, но их сочетания со свободными морфемами меняют значения слов (например, замена в слове «собака» связанной морфемы – а на связную морфему – и дает понять, что собак больше, чем одна). Прежде чем начать понимать чужую речь и быть понятыми, дети должны узнать, что слова и связанные грамматические морфемы выражают значение, т.е. символизируют определенные объекты, действия и отношения, и могут комбинироваться для образования больших и более сложных значений – предложений.
Синтаксис
Язык также включает синтаксис, т.е. правила, которые определяют, как следует комбинировать слова для формирования осмысленных фраз и предложений. Рассмотрим три предложения:
Вова Никиту бьет
Вова бьет Никиту
Никита бьет Вову
Даже очень юный человек признает, что первое предложение нарушает правила, хотя такой порядок слов будет вполне приемлемым для языков с другим синтаксисом, например французского. Второе и третье предложения – грамматически правильные предложения, которые содержат одинаковые слова, но выражают совершенно разные значения. Они также иллюстрируют, как значение слова (семантика) взаимодействует со структурой предложения (порядок слов), чтобы придать смысл целому предложению.
Прагматика
Дети также должны усвоить прагматику языка – знание о том, как использовать язык для эффективной коммуникации. Представьте себе шестилетнюю девочку, которая пытается объяснить новую игру своему двухлетнему брату. Очевидно, она не может говорить с ребенком, только начинающем ходить, как со взрослым или с ровесником; чтобы быть понятой, ей придется приспособиться к его лингвистическим способностям.
Прагматика так же включает в себя социолингвистическое значение – культурно определяемые правила, которые диктуют то, как язык должен использоваться в определенном социальном контексте. Трехлетний ребенок может еще не осознавать, что наилучший способ получить у бабушки печенье – это сказать: «Бабушка можно я возьму печенье?», а не приказать «Дай мне печенье, бабушка!» Для того чтобы общаться наиболее эффективно, дети должны стать «социальными редакторами» и принимать во внимание, где они находятся, с кем говорят, что уже знает их слушатель, в чем он нуждается и что хочет услышать.
Наконец, задание стать эффективным коммуникатором требует не только знания пяти аспектов языка, но и способности правильно интерпретировать и использовать невербальные сигналы (мимику, интонацию, жесты и т.д.), которые часто помогают прояснить значение вербального сообщения и являются важными средствами коммуникации сами по себе. Это приводит нас ко второму вопросу: как маленькие, когнитивно незрелые дети и дошкольники приобретают все эти знания так быстро?