СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. 6 класс. Подготовка к сжатому изложению. Приемы сжатия текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи позволяет повторить алгоритм написания сжатого изложения, продолжить работу по формированию навыка анализа текста, выделению основных тезисов и аргументов, развивать творческие способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. 6 класс. Подготовка к сжатому изложению. Приемы сжатия текста»

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению. Приемы сжатия текста

Цели:

  • повторить алгоритм написания сжатого изложения;

  • продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте тезисов и аргументов;

  • подготовить учащихся к написанию сжатого изложения;

  • развивать творческие возможности учащихся;


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (склонение существительных, разносклоняемые существительные)

  3. Словарная работа.

Изнемочь от бремени, дорожить временем, от имени общественности, древко знамени, учёный с мировым именем, герой нашего времени, в пламени костра, история племени, семена растений, золотые стремена, синим пламенем, трепетать при одном имени барыни, пятно на темени, до поры до времени, вырастить из семени, нет времени, назвали улицу именем героя, былые времена

  1. Работа по теме урока.

А) Вступительная беседа с классом. 
- Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?
-Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга?
-А зачем в школе учатся писать изложения и сочинения?

Б) "Приемы сжатия (компрессии) текста".

Запись темы на доске и в тетрадях.

- Каковы же наши цели и задачи? (научиться писать сжатое изложение, применяя приемы компрессии или сжатия, тем самым подготовиться к сдаче ГИА)

Учитель:

- Как вы понимаете термин “сжатое изложение”?

(Это тот же текст, что и исходный, только переданный более кратко, лаконично. Краткий пересказ исходного текста).

Учитель:

- Лаконично. Лаконичная речь. Каково значение этого выражения?

Учащиеся:

(Жители Лаконии, области Древней Греции, отличались не только суровыми нравами, но и краткостью речи. Именно от названия этой области и происходит слово “лаконично”, то есть кратко, ясно и точно).

Учитель:

- Известны ли вам другие фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, в которых утверждается ценность краткой и ясной речи? 

Учащиеся:

( “Краткость – сестра таланта” (Чехов), “Кратко да ясно, оттого и прекрасно” (пословица), “ В правдивой речи хороша и гладкость, но как прекрасна слов правдивых краткость”) (Навои).


I вариант способ сжатия – обобщение.

Дан исходный текст.  Жители поселка проводят свой досуг по-разному. Кто-то прочитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

После сжатия.   Жители поселка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

– нельзя сказать, чтоб стар, однако ж, и не так, чтоб слишком молод – средних лет;

– озаренные тощим освещением – тускло освещенные;

– говорил с заметною скромностью – говорил скромно;

– избегал много говорить – говорил мало;

– отправился делать визиты – посетил

– сказал что-то очень лестное – польстил;

– сделал ему приглашение – пригласил;

– просил убедительно сделать ему честь своим приездом – убедительно приглашал


II вариант способ сжатия – исключение. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

 Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись.


До сжатия.   Он знал разные языки: немецкий,  французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нем русского.

После сжатия. Он знал разные языки: никто не мог распознать в нем русского

До сжатия. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

После сжатия. У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.


  1. Домашнее задание: записать текст упражнения №220, используя приемы сжатия текста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!