Место работы : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кэскил» с.Туора-Кюель МР «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия)»
Ф.И.О воспитателя – Гуляева Оксана Николаевна
Тема проекта: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством развития и формирования мелкой моторики рук» Тип проекта: Образовательный . Проблема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Продолжительность проекта: 3года
Участники проекта:
Образовательная область:
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие ,познавательное развитие ,художественно-эстетическое развитие.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга».
И.П.Павлов
Углубленным изучением моей деятельности в образовательной области является познавательное развитие , исходя из этого тема моего проекта : « Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством развития и формирования мелкой моторики рук»
Актуальность заявленной мною темы обусловлено с тем, что дети с плохо развитой ручной моторикой чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. В последнее время мы сталкиваемся с большим количеством детей с нарушением в звукопроизношении. Одна из причин - это двигательные нарушения речевого аппарата. . Вследствие этого они долгое время не могут различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. И.И.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес и яркий эмоциональный настрой.Моя инновационная деятельность является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью моделирование системы работы воспитателя обеспечивающий условия и систему формирования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам специальных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики, массажа, продуктивной деятельности. Мною были подобраны тесты и упражнения для выявления и формирования мелкой моторики рук у детей. Перед тем , как приступить к решения поставленной перед собой задачи я провела тестирование для выявления уровня сформированности ручной умелости у детей. Диагностика показала что 25%-низкий, 40%-средний и только 35%-высокий уровень. Данные показали ,что необходимо срочно создать условия для системного подхода формированию мелкой моторики рук и внедрению новых образовательных технологий. Необходимость индивидуального подхода к обучению и совершенствования навыков ручной умелости в развитии моторики заложена в технологиях разработанных учеными: В.В. Цвынтарным, О.Н. Крупенчук, Н.В. Гатановой, С.Е.Большаковой, О.Н.Громовой, М.М. Безруких. Исследования ученых института физиологии детей и подростков Санкт-Петербурской академии психоогических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук (комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости).
Цель проекта:
формирование речевой деятельности детей старшего возраста через развитие мелкой моторики и создание условий для их развития .
Задачи для детей:
Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка
Задачи для родителей:
Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
Задачи для педагога:
Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
Анализ и сбор информации из различных источников.
Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
Создание и обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Мониторинг результатов.
Ожидаемый результат:
Пополнение предметно-развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей .
Развитие мелкой моторики у детей .
Формирование речевых навыков у детей .
Интеллектуальное развитие детей.
Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
I. Подготовительный этап.
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение
содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта.
В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Игры с пальчиками и артикуляционная гимнастика
Пальчиковые игры с палочками
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
Пальчиковый и настольный театры.
Ручной труд в развитии мелкой моторики.
Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук
Конструирование из «Лего»
Разработка картотек: «Пальчиковые игры», «Игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики, самомассаж», «Физкультминутки с применением пальчиковой гимнастики».
Разработка и создание самодельных игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
Создание тематического альбома «Игры и пособия на развитие мелкой и общей моторики».
В совместной деятельности со взрослым обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. В ходе предметной деятельности и игр использовались такие игры, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики рук детей, а также способствуют формированию речевой активности. Так, например: «Что внутри?», «Непослушные колечки», «Забавные шнуровки», «Одеваем кукол», «Поиграй на пианино», «Пальчиковый театр», «Кубы-вкладыши», «Набивная подушка» (с различными видами застежек).В процессе экспериментирования с материалами и веществами, использовались упражнения и игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками, что способствует развитию мелкой моторики рук.В ходе общения со взрослым и игр со сверстниками использовались пальчиковые игры и разминки.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей посредством развития мелкой моторики рук, проводились самые разнообразные работы:
Практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях
Тематические консультации
Папки - передвижки
Выпуск памяток с упражнениями
Оформление стенда
Мастер – классы
Родительские собрания
Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики . Ознакомление с особенностями развития речи детей старшего дошкольного возраста помогла консультация «Развитие речи детей посредством формирования мелкой моторики рук ». Семинар – практикум «Мелкая моторика для развития речи дошкольника», где родители расширили свои представления о значимости развития мелкой моторики для развития речи детей. На семинаре – практикуме «Пальчиками поиграем - говорить мы начинаем» родителям в ходе игр и упражнений была показана взаимосвязь развития речи от развития мелкой моторики рук, родители познакомились с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях.
С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук, был проведен мастер – класс «Игры своими руками». В результате данного мастер – класса родители в домашних условиях научились делать пособия для развития мелкой моторики рук, что поспособствовало пополнению предметно-развивающей среды группы.
Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
III . Заключительный этап.
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;
считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов и внедрении в систему работы МБДОУ. Которое позволило осуществлять целенаправленное формирование ручной умелости и в конечном счёте повысивший уровень интеллектуального развития, познавательных способностей у детей.
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми по развитию речи и мелкой моторики
Месяц | Раздел образовательной деятельности | Темы игр-занятий | Оборудование |
Сентябрь |
«Игры из ничего» | «Прищепки в корзинке» | Прищепки, корзина |
«Перекладывание двумя пальчиками» | Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы |
«Скрути нитку в клубок» | Поднос, клубок шерстяных ниток |
«Вышивание на картоне» | Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок |
Октябрь |
«Игры из ничего» | «Игры с карандашом» | Карандаш с гранями |
«Игры со шнурками» | Разноцветные веревочки |
«Игры с шариком» | Шарик, игрушка |
«Идеальный урок» | Кусок плотной ткани, застежки разного типа |
Ноябрь | «Игры из ничего» | «Наждак» | Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости |
«Нанизывание» | Колечки, шнурки |
«Игры на кухне» | «Маленький помощник» | Миска с водой, овощи |
«Взбиваем крем» | Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня |
Декабрь
|
«Игры с крупой»
«Игры с крупой»
| «Помочь Золушке» | Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом) |
«Волшебное сито» | Сито, две миски (в одной из которых рис и манка) |
«Пересыпаем ложкой» |
Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка |
«Рисуем дорожки» | Спички, манная крупа |
Январь
|
«Игры с крупой» | «Сюрприз» | Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки |
«Шуршалки и гремелочки» | Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д. |
«Пальчиковые игры с бумагой» | Игрушки из комканой бумаги | Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки |
Февраль
| «Наш разноцветный мир»
|
«Сгибаем бумагу» |
Листы бумаги |
«Рвем бумагу» | Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман |
«Пальчиковые игры на бумаге» | Лист бумаги, краски, пальчики |
«Рисунки ладошками» | Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои) |
Март |
«Игры в ванной комнате» | «Водяные струйки» | Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками |
«Шариковые бои» | Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками |
«Напои зверей» | Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины |
«Игры с водой» | Поднос, две миски |
Апрель |
«Игры в ванной комнате» | «Игры с водой» | Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка |
«Игры с водой» | Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками |
«Выловим из воды» | Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета) |
«Выжимание губки» | Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка) |
Май |
«Игры в ванной комнате» | «Капли в ячейках» | Поднос, платформа с ячейками, пузырек с чуть подкрашенной водой |
«Расти, расти, цветочек» | Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа |
| «Чудеса на песке» | «Отпечатки наших рук» | Поднос с песком, ванночка с водой |
«Что же спрятано в песке» | Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице |
июнь | Самомассаж | «Массаж своими руками» | Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями |
«Ласковые игры для пальчиков» | Варианты игр | Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п. |
Использованная литература:
Большакова.С.Е.«Формирование мелкой моторики; игры и упражнения».М:ТЦ«Сфера»,2005
Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика». – Москва, 2001
Крупенчук.О.Н. «Пальчиковые игры» СПб Издательский Дом «Литера2005»
Никифорова.Т.И. «Волшебные пальчики» Министерство образования РС( Я)Якутск 2004-32с
Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». – Москва, 2002.
Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
Шанина С., Гаврилова А. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2008.