Перед воспитателем специальной коррекционной школы на занятиях трудового воспитания, прежде всего, встает задача организации детей. Учащиеся должны уметь выслушивать воспитателя, понимать его инструкцию, повторять ее и выполнять показанные действия так, чтобы получалось изделие, сходное с образцом. Начиная с первых дней работы, я учила детей выполнять некоторые поручения: обращалась с просьбой раздать наглядный материал, а затем его собрать. Ребята выполняли поручения охотно. Некоторые делали это неправильно, небрежно, и я терпеливо объясняла и показывала, как это нужно делать, стремясь воспитать у них культуру и эстетику труда. Я старалась показать ребятам, что их я старалась показать ребятам, что их помощь мне необходима. Так постепенно я вырабатывала у детей привычку помогать мне в организации занятий. Вначале приходилось распределять поручения между детьми; один раздает клеенки, другой раздает клей, кто – то раскладывает бумагу, ножницы и пластилин. Выполнять последовательно одно за другим несколько заданий первокласснику трудно, но к концу года с этой работой уже справлялся дежурный. К этому времени у детей выработались необходимые навыки, и они понимали, что от их работы, от подготовленности рабочего места зависит успешность выполнения задания на занятии. К концу учебного года ребята тщательно убирали свое рабочее место и раскладывали все по своим местам. Дети с удовольствием делают всю работу, обеспечивающую нормальный ход урока, но при этом их старания обязательно должны быть отмечены. Воспитателю не следует окупиться на похвалу, если выполнено даже самое, показалось бы, простое поручение. Для умственно отсталого ребенка любое дело может оказаться достаточно сложным, требующим приложения немалых усилий. Ежедневная многократная повторяемость поручений, их естественность, обусловливаемая ситуацией, способствуют приучению к действиям с хорошо известными предметами и выработке определенных навыков. У них складывается представление о том, что труд должен быть организован и сами они подготовлены к нему. Успех, которого ребята могут достигнуть на занятии, целиком зависит от подготовки воспитателя к занятию, от того, насколько тщательно он продумывает все его детали. Важно с первых минут занятия заинтересовать детей. Они должны приступить к выполнению работы с уверенностью, что она вполне им по силам. Воспитатель готовит красочный образец, предметные карты и совместно с детьми определяет порядок операций – составляет план, причем так, чтобы ребята почувствовали себя его создателями. Вначале года мы с ребятами учились пользоваться пластилином, объект лепили по образцу из единого куска, к концу года уже делали изделия, из отдельных частей соединяя их в целое.
В начале года мы пользовались иглой, нитками, делали простые стежки, которые они выполняли по готовым проколам на картоне, а к концу учебного года выполняли эту работу на бумаге (ткани) самостоятельно. Постепенное усложнение заданий дает возможность ребятам получить прочные навыки в работе. Трудность обучения заключается в том, что наши дети страдают нарушением моторики рук, координацией движений. В плане коррекции этих недостатков полезна работа с нитками – складывание их, завязывание в пучок, узелком (изготовление стимулированных фигурок мальчика и девочки), плетение косички. Эту работу ребята выполняют с интересом так, как фигурки они используют потом в играх. Дети с удовольствием работают с бумагой, тканью, пуговицами, ножницами. Использование обычной пуговицы превращает изделие в руках ребенка в предмет, достойный восхищения.
Основой работы является несложное силуэтное изображение предмета, игрушки из различных материалов (ткань, бумага), части которого скреплены, украшены с помощью пуговиц, различных по величине и способу скрепления. Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми, и обонятельными рецепторами в сложные образы и представления. Работа с бумагой и природным материалом также способствуют развитию мелкой моторики рук. Такое изделие как кораблик, требует от ребят особого внимания: тут необходимы строгая последовательность действий и аккуратность, точность выполнения, от которых зависит конечный результат работы. Первоклассники еще не умеют анализировать образцы изделий и пользоваться предметными картами. Чтобы подвести их к этому, я кроме образцов изделий использую картинки с изображением этих изделий и натуральные предметы. Когда это возможно образцы раскладываю на каждую парту. При ознакомлении с особенностями изделия - образца учащиеся не только на него смотрят, но и выполняют по указанию определенные, анализирующие действия (развертывают, раскладывают детали и т. д.). При этом вопросы задаю так, что в них содержится некоторая подсказка ученикам. Проанализировав изделие – образец, я стараюсь, чтобы каждый ученик с той или иной степенью самостоятельности повторил его характеристику. Затем я объясняю ход работы, выставляю в нужной последовательности предметные образцы, начиная от заготовки, кончая готовым изделием. Повторяю план действий и показываю сами действия несколько раз. При выполнении задания многие из учеников испытывают затруднения, они нуждаются в помощи, но оказывать е нужно так, чтобы у детей сохранялась уверенность в собственных силах, постоянно следует внушать им эту уверенность. Среди учеников бывают такие, которые правильно выполняют работу, но не могут объяснить последовательность операций. Этому они научаются позже. Есть не уверенные и медлительные. Таким детям, необходимы поощрение, похвала. А есть и такие, которые при неудачных попытках выполнить задание отказываются, что либо делать дальше. В этом случае, предвидя реакцию ребенка, я даю ему заготовку и вместе с ним начинаю работу. Зная возможности ребят, подхожу сразу к самым слабым. Таких в классе 2 воспитанника. Сажу их на занятиях на первую парту и дополнительно обсуждаю план работы. В конце занятия обязательно проводится анализ работ учащихся. Ребята сравнивают выполненное изделие с образцом и отмечают допущенные ими ошибки. Если они затрудняются это сделать, я помогаю им своими вопросами. Указав ошибки в работе, надо непременно сказать несколько похвальных слов о выполненной работе. Это воспитывает у ребенка желание трудиться, обязательно отмечаются лучшие работы. Оценка готового изделия может проходить по-разному, но должна быть обязательно, дети должны видеть итог своей деятельности. Творческие работы детей выставляются на муниципальных и региональных выставках.