СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие умений находить орфограммы-буквы согласных, орфограммы-буквы ь и ъ по опознавательным признакам, писать слова с названными орфограммами и графически обозначать орфограммы.

Просмотр содержимого документа
«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы»

Тема: Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

Цель:

– развитие умений находить орфограммы-буквы согласных, орфограммы-буквы ь и ъ по опознавательным признакам, писать слова с названными орфограммами и графически обозначать орфограммы.

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Бб бб Бб бБ

би бм аб лб

болото береза брусника барбарис

Без дела жить – только небо коптить.

Словарная работа.

1. Упр. 21. Выполняется по заданию.

– Какая орфограмма есть в каждом из выделенных слов?

Ученики выписывают слова, подбирают и записывают проверочные, обозначают орфограмму:

людоед (людоеды), обед (обедал), сосед (соседи).

– Как подобрать проверочное слово? (Изменить само это слово или подобрать однокоренное слово, где после согласного звука идёт гласный.)

– На основе выписанных слов назовите тему урока повторения. (Орфограмма-буква согласного в конце слова.)

– Почему слова обед, сосед вынесены отдельно на странице учебника? (Это словарные слова, в них есть ещё одна орфограмма – непроверяемая буква безударного гласного в корне.)

– Прочитайте последнее задание в упр. 21. Выпишите однокоренные слова, обозначьте орфограмму.


Обед, обедать, обеденный, пообедал.


Сосед, соседка, соседний.

2. Запись под диктовку:

Хорош обед после побед.

– Как вы понимаете эту пословицу?

– Какую букву безударного гласного вы написали в словах хорош, обед, побед?

– Можно ли её написание проверить? Сделайте вывод. (Написание буквы гласного в этих словах надо запомнить.)


II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

– На основе сделанного вывода сформулируйте тему сегодняшнего урока.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику.

Упр. 22 – Письмо по памяти.

1) Стихотворение Б. Заходера построено на игре слов лежать и прилежанье. Это однокоренные слова с корнем -леж-, которые разошлись в значениях.

– Что такое прилежание? (Усердие к труду, учёбе.)

– Кого называют прилежным человеком? (Того, кто старательно учится, усердно занимается каким-то делом.)

– Почему это стихотворение может вызвать улыбку? (Здесь есть игра слов: прилежный тюлень, потому что всё время лежит. Слово прилежный употреблено не в своём значении.)

Ученики выбирают более удачное заглавие. (Заглавие «Прилежный тюлень»

2) – Назовите слова с буквой ь.

– Какие функции выполняет ь в словах?

– Прочитайте подсказку в учебнике. Как графически обозначаются эти орфограммы?

3) Запись по памяти. Обозначение орфограмм в словах: день, тюлень, лежать, не лень, жаль, тюленье, прилежанье, для подражанья.

Упр. 23 После самостоятельной подготовки с вписыванием нужных букв учитель диктует 1–2 предложения.

Упр. 24 – развивается умение объяснять написание слова с разделительным ъ.

1) Главную мысль стихотворения поэт высказал прямо в 3-й и 4-й строчках.

2) В слове съехал выделены приставка и корень, между ними написан разделительный ъ.

3) Самостоятельное выписывание слов: хоть, съехал, сильный, Григорьев.

4) На доске с комментированием выполняется звуко-буквенный анализ слова смех (при недостатке времени можно записать фонетическую транскрипцию и охарактеризовать отдельные звуки). смех [см'эх]

с [с] – согл., глух. парн., тв. парн.

м [м'] – согл., зв. непарн., мягк. парн.

е [э] – гл., уд.

х [х] – согл., глух. непарн., тв. парн.

_____________________

4 буквы – 4 звука.

Упр. 25 Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Образец записи:

1) Коля, Вася, Вакса-Клякса;

2) с братом, в четвёртый;

3) в классе;

4) в третьем;

5) через год (годы);

6) четвёртый (четверо).

ΙV. Итог урока.

– Какую тему повторения вы сформулировали в начале урока?

– Какие ещё орфограммы повторяли сегодня? Сформулируйте точнее тему урока, добавив нужные виды орфограмм. (Повторение орфограмм-букв согласных в конце слова, орфограмм-букв ь и ъ, орфограмм-пробела и большой буквы.)

V. Домашнее задание.


1. Упр. 5, с. 37.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс