Тема: Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы
Цель:
– развитие умений находить орфограммы-буквы согласных, орфограммы-буквы ь и ъ по опознавательным признакам, писать слова с названными орфограммами и графически обозначать орфограммы.
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Бб бб Бб бБ
би бм аб лб
болото береза брусника барбарис
Без дела жить – только небо коптить.
Словарная работа.
1. Упр. 21. Выполняется по заданию.
– Какая орфограмма есть в каждом из выделенных слов?
Ученики выписывают слова, подбирают и записывают проверочные, обозначают орфограмму:
людоед (людоеды), обед (обедал), сосед (соседи).
– Как подобрать проверочное слово? (Изменить само это слово или подобрать однокоренное слово, где после согласного звука идёт гласный.)
– На основе выписанных слов назовите тему урока повторения. (Орфограмма-буква согласного в конце слова.)
– Почему слова обед, сосед вынесены отдельно на странице учебника? (Это словарные слова, в них есть ещё одна орфограмма – непроверяемая буква безударного гласного в корне.)
– Прочитайте последнее задание в упр. 21. Выпишите однокоренные слова, обозначьте орфограмму.




Обед, обедать, обеденный, пообедал.



Сосед, соседка, соседний.
2. Запись под диктовку:
Хорош обед после побед.
– Как вы понимаете эту пословицу?
– Какую букву безударного гласного вы написали в словах хорош, обед, побед?
– Можно ли её написание проверить? Сделайте вывод. (Написание буквы гласного в этих словах надо запомнить.)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
– На основе сделанного вывода сформулируйте тему сегодняшнего урока.
ΙΙI. Развитие умений – применение знания.
Работа по учебнику.
• Упр. 22 – Письмо по памяти.
1) Стихотворение Б. Заходера построено на игре слов лежать и прилежанье. Это однокоренные слова с корнем -леж-, которые разошлись в значениях.
– Что такое прилежание? (Усердие к труду, учёбе.)
– Кого называют прилежным человеком? (Того, кто старательно учится, усердно занимается каким-то делом.)
– Почему это стихотворение может вызвать улыбку? (Здесь есть игра слов: прилежный тюлень, потому что всё время лежит. Слово прилежный употреблено не в своём значении.)
Ученики выбирают более удачное заглавие. (Заглавие «Прилежный тюлень»
2) – Назовите слова с буквой ь.
– Какие функции выполняет ь в словах?
– Прочитайте подсказку в учебнике. Как графически обозначаются эти орфограммы?
3) Запись по памяти. Обозначение орфограмм в словах: день, тюлень, лежать, не лень, жаль, тюленье, прилежанье, для подражанья.
Упр. 23 После самостоятельной подготовки с вписыванием нужных букв учитель диктует 1–2 предложения.
Упр. 24 – развивается умение объяснять написание слова с разделительным ъ.
1) Главную мысль стихотворения поэт высказал прямо в 3-й и 4-й строчках.
2) В слове съехал выделены приставка и корень, между ними написан разделительный ъ.
3) Самостоятельное выписывание слов: хоть, съехал, сильный, Григорьев.
4) На доске с комментированием выполняется звуко-буквенный анализ слова смех (при недостатке времени можно записать фонетическую транскрипцию и охарактеризовать отдельные звуки). смех [см'эх]
с – [с] – согл., глух. парн., тв. парн.
м – [м'] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
е – [э] – гл., уд.
х – [х] – согл., глух. непарн., тв. парн.
_____________________
4 буквы – 4 звука.
• Упр. 25 Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Образец записи:
1) Коля, Вася, Вакса-Клякса;
2) с братом, в четвёртый;
3) в классе;
4) в третьем;
5) через год (годы);
6) четвёртый (четверо).
ΙV. Итог урока.
– Какую тему повторения вы сформулировали в начале урока?
– Какие ещё орфограммы повторяли сегодня? Сформулируйте точнее тему урока, добавив нужные виды орфограмм. (Повторение орфограмм-букв согласных в конце слова, орфограмм-букв ь и ъ, орфограмм-пробела и большой буквы.)
V. Домашнее задание.
1. Упр. 5, с. 37.