СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие внимания учащихся на логопедических занятиях»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие  внимания учащихся на логопедических занятиях»

 Внимание – психический процесс не менее важный, чем восприятие. Ученые также  подчеркивают важность внимания, полагая, что оно не просто является особым психическим процессом, но входит, в качестве составляющей во все остальные способности (память, мышление и др.). Очень  часто  при  выполнении какого-нибудь  задания  мы  требуем  от  ребёнка  внимательности.  Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». 

Просмотр содержимого документа
««Развитие внимания учащихся на логопедических занятиях»»



«Развитие внимания учащихся на логопедических занятиях»

Внимание – психический процесс не менее важный, чем восприятие. Ученые также подчеркивают важность внимания, полагая, что оно не просто является особым психическим процессом, но входит, в качестве составляющей во все остальные способности (память, мышление и др.). Очень часто при выполнении какого-нибудь задания мы требуем от ребёнка внимательности. Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Еще великий русский педагог К.Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Особенности внимания

Под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов - направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предпола­гающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двига­тельной активности.

В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется воз­можным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.

Именно с этой точки зрения мы и будем рассматривать виды, свойства и особенности внимания в отношении детей школьного возраста, а также влияние этой функции на процессы письма и чтения.

Основными функциями внимания являются:

  • выбор психической деятельности и ее сохранение на определен­ный промежуток времени;

  • сосредоточенность, углубленность в деятельность;

  • контроль и регуляция деятельности.

Существуют разнообразные подходы к классификации видов внимания.

По характеру направленности, внимание можно разделить на внешнее направленное (объект которого находится во внешнем мире) и внутреннее (направленное на собственные ощущения, мысли, переживания).

В зависимости от активности личности можно выделить непро­извольное (возникает спонтанно, без участия воли), произвольное (возникает при наличии цели, требует участия волевых усилий) и послепроизвольное (возникает как произвольное, но по мере углубления в деятельность приобретает черты непроизвольного) внимание:

Непроизвольное внимание - оно возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид внимания характерен для позна­вательной деятельности школьника младшего возраста. То, что ярко, эмоционально, интересно, вызывает повышенное внимание ребенка, заставляет его сконцентрироваться на какое-то время на объекте.

Произвольное внимание - оно требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание не появляется с рождением, само собой. Оно формируется с возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми. Оно является неотделимой составляющей произвольности ребенка, когда необходимо делать не то, что хочется, а то, что надо.

Послепроизвольное внимание - этот вид внимания возникает из произвольного в процессе обучения, выполнения какой-то очень интересной работы, когда человек увлекается и волевое напряжение, необходимое для возникновения произвольности, снижается.

Значение внимания для всех психических явлений огромно, потому как ни одно из них не может существовать без внимания.

К свойствам внимания относятся:

Устойчивость - способность сохранить долгое время сосредо­точенность в деятельности, способность не обращать внимания на посторонние раздражители. Антипод - отвлекаемость внимания.

Распределение - умение; выполнять несколько видов деятель­ности одновременно.

Переключение - сознательный переход от одного объекта к дру­гому. Быстрота такого переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и должна учитываться педагогом.

Объем внимания - это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъ­является большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. (Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с крат­ковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объе­мом кратковременной памяти.)

С возрастом происходит развитие внимания ребенка. У младшего школьника по сравнению с дошкольником увеличивается объем внимания, его устойчивость.

Но по-прежнему лучше развито непроизвольное внимание. Оно особенно становится устойчивым и с высокой степенью концен­трации, когда учебный материал отличается яркой наглядностью, вызывает эмоциональное отношение. Это надо учитывать педагогу при подаче материала во время обучения.

Дошкольники и учащиеся первых классов обладают небольшой устойчивостью внимания, так как в силу возраста процессы тормо­жения характеризуются слабостью.

Психологи давно отметили связь между степенью проявления, устойчивости свойств внимания и успехами в учебе. Если на момент начала обучения в школе свойства внимания ребенка (концентрация, активность, переключаемость, устойчивость) недостаточно сформи­рованы, то это может затруднять обучение письменной речи.

В письменных работах детей отмечаются ошибки на уровне букв, слов, предложений: перестановки, пропуски букв, недописывание слов, сращение предложений (могут написать начало одного и конец другого предложения). При чтении они допускают много ошибок: заменяют буквы, теряют строчку, не прочитывают слово до конца, а пытаются угадать его.

Обучение письменной речи требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, и он заставляет себя выполнять требуемое. Задача педагогов помочь школьнику постепенно перейти от преобладающего на начальных этапах обучения непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного и устой­чивого внимания.

Развивают детское внимание игры и задания «Найди отличия», «Что изменились?», «Найди пару», «Найди такой же предмет», «Рисунок по точкам», «Клетчатый рисунок», «Чья тень?», «Найди силуэт», «Прятки»(поиск на картинке «спрятавшихся предметов, букв, цифр), «Подбери фрагмент к картинке», «Лабиринт», «Перепутанные линии»» (прослеживание взглядом линии от начала до конца), «Шифровка» (расстановка значков в соответствии с образцом), «Движение по команде», сортировка крупы, сортировка и нанизывание бус и т.д. Специальные методики предназначены для диагностики и коррекции тех или иных свойств внимания. «Корректурная проба» и используемая аналогичным образом офтальмологическая таблица Ландольта (на бланке вместо букв будут изображены кольца с разрывами, направленными в разные стороны). Ниже приведены упражнения, которые также развивают внимание и будут полезны для использования на логопедических занятиях. Всё то, что усвоил ребенок на коррекционно-развивающих заня­тиях, он должен научиться реализовывать в любой обстановке: при взаимодействии со сверстниками, с учителями, дома с родителями.

На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно развивать с помощью двигательных упражнений. Учащиеся могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому



Задание 1

Цель: обучить комплексу специальных упражнений, которые способствуют формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и внимания.

Вначале ученику следует показать и выполнить совместно с ним двигательные упражнения из методики «И: О. Д.» (избавимся от двоек)1. Они носят название «разминка для мозга» и способству­ют формированию межполушарного взаимодействия. По мнению И.Друбачевской: «Движение в сочетании с умственной деятельно­стью делает процесс обучения внутренне мотивированным, подкре­пляет его положительным стимулом»2. Упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения, повышению концентрации для выполнения других упражнений. Надо отметить, что этой раз­минкой для мозга хорошо воспользоваться в любой ситуации, тре­бующей сосредоточенности и внимания. Рассмотрим их подробно. Практика показывает, что регулярное выполнение этих упраж­нений синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению процессов памяти и внима­ния, облегчает процесс освоения письма и чтения.

Упражнение 2. «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соеди­няя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке (от указа­тельного пальца к мизинцу рис. 5.4), а затем в обратном (от мизинца к указательному пальцу, рис. 5.5).

Рис. 1. Рис. 2



Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, за­тем вместе.

Упражнение 3. «Лезгинка»

Левую руку ребенок складывает в кулак, большой палец отставляет в сторону, а кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой пря­мой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо менять положение рук 6-8 раз и добиваться высокой скорости выполнения (рис. 5.6).


Упражнение 4.« Кулак- ребро-ладонь»


Упражнение 5. «Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Дайте ребенку в обе руки по карандашу или фломастеру и попросите рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения ребенок должен почувствовать, как расслабляются глаза и руки. При синхронизации деятельности обоих полушарий повышается эффективность работы всего мозга.

Упражнение 6. «Ухо-нос»

Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши. Затем положение рук следует поменять «с точностью до наоборот».

Упражнение 7. «Змейка»

Ребенок скрещивает руки (рис. 5.7) ладонями друг к другу, паль­цы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Последовательно в упраж­нении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Рис. 5.7



Этот комплекс упражнений мы рекомендуем ребенку выполнять ежедневно утром и днем перед выполнением домашних уроков. Про­должительность занятий - 8-10 мин.

Упражнение 12. «Корректурная проба»

На занятии логопед предлагает ребенку выполнить кор­ректурную пробу в течение 3-5 минут. Это упражнение направлено на развитие зрительного внимания и памяти, что важно для овладения навыками письма и чтения.

В первый день ученик вычеркивает заданные буквы в печатном тексте (любая старая детская книга, журнал, в которых шрифт не меньше, чем в учебнике по чтению); на другой день те же буквы вычеркиваются в письменном тексте. Для этого задания можно ис­пользовать шрифт «Прописи».

Выбор букв для этого упражнения, их количество и порядок за­висит от проблем ребенка. Например: ребенок путает Г1-Б, тогда ему предлагаете букву П обводить в кружок, а Б вычеркивать. Про­должительность - 3-4 минуты.

При низком уровне концентрации внимании ребенок вычерки­вает по одной букве.

Если у ребенка есть проблемы в написании какой-либо орфо­граммы, то можно предложить ему вычеркивать эту «проблемную» орфограмму, например:

  • Вычеркни все жи, ши, которые встретятся в предложенном письменном тексте.

Перед ребенком обязательно нужно положить листок бумаги, на котором крупными буквами будет написано то, что ему надо найти и вычеркнуть. Возможно, за это время ему ни разу не встретятся эти слоги, но их «образ» будет перед глазами и сыграет свою роль.

  • обведи все (ой, ый и т.д.) в конце слов;

  • обведи все тся в кружок, а ться вычеркни и т.д.

Это упражнение рекомендуем выполнять ученику каждый день в любое время, но не позднее 1,5-2 часов до сна. Допускается пере­рыв в выполнении этого упражнения не более двух дней.

Упражнение 14. «Цифровой ряд»3

Перед ребенком лежат карточки с цифрами от 1 до 9. Логопед называет ребенку слова.

а) Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре, произ­нося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря :«В этом слове пять звуков»4.

1 2 3 4 5 6 7 8 9


Сок, лиса, горох, рубашка ( 3,4,5,7)

б) далее, так же можно проводить игры со звуками. Называть какой цифре соответствует заданный звук. Другой вариант, записать цифры соответствующие гласным или согласным буквам в словах.


1 2 3 4 5 6 7 8 9

Каша- 2,4




Для развития слухового восприятия и избирательности внимания подойдут задания типа «Запретное слово». Заранее оговаривается «запретное» слово, после чего логопед называет ряд слов, а дети хлопают в ладоши, когда слышат «запретное» слово.

В упражнении «Поймай слово» логопед просит ребят хлопнуть в ладоши (положить фишку) тогда, когда они услышат правильно произнесенное

слово.

Упражнение «Отметь слово» может быть построено на грамматическом материале. Учитель зачитывает ряд слов, ученики ставят в тетрадь галочку (плюсик, любой значок), если услышат, например, слова с сочетанием –ЧК-.-чн-, нч и т.д.

Упражнение «Запомни картинки» разовьёт не только внимание, но и непосредственную произвольную зрительную память. Ученику предлагается рассмотреть и запомнить предметы, изображённые на картинках. Предъявляется 5-7 картинок, через несколько секунд картинки убираются, их просят назвать по памяти, затем ученик должен отыскать их среди 10-12 похожих, беспорядочно разложенных картинок.

Так, например, при изучении существительных можно каждому ученику раздать пустой квадрат и попросить закрасить одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим цветом



«Волшебный квадрат


ученик

туча

кит

книга

белка

орех

липа

сосед

пальто

папа

трамвай

стрекоза

У ученика получится такой вариант



















2 вариант , на изучаемые звуки, запомнить слова-картинки и вписать в пустой квадрат названия картинок, которые запомнил.























Избирательность внимания можно тренировать по специально разработанным таблицам. Например, необходимо зачеркнуть слова, которые начинаются с гласных первого ряда, и в колонке 1записать, сколько раз эти слова встретились на каждой строке.

Например при изучении темы «Буква мягкий знак –показатель мягкости , ученики из таблицы выписывали все слова с мягким знаком в конце и середине слова.




0

Л

Е

Н

Ь

П

0

Л

0

М

Ы

Л

Ь

Н

И

Ц

А

3

Е

Ь

Р

Е

Л

Ь

С

П

Ь

Ь

Б

Е

Н

Ь

Т

Ы

Е

Я

Л

У

Д

А

Н

Ю

Р

Р

0

Е

Л

У

П

Ь

Л

0

Ь

К

Р

0

Т

С

Ь

Л

Я

Я

У

Е

Г

Н

Я

Ь

Р

У

Б

Н

Ж

0

А

Ц

Ь

Л

Ы

П

Ь




Оценить такие свойства, как концентрация* переключаемость можно с помощью «Корректурной пробы Бурдона»

Приведем пример. Ребенка просят зачеркнуть букву в и обвести в кружок букву б.

Эта проба позволяет оценить:

  • как быстро ребенок может сконцентрироваться;

  • много ли он пропускает заданных букв или символов;

  • при переходе на другой шрифт (вид работы) застревает на предыдущем задании или своевременно переключается.

Если ребенок допустил 1-2 ошибки — это хороший результат; 4-6 — Средний.

Более 8-ми — в индивидуальную коррекционную программу надо ввести задания, направленные на коррекцию свойств внимания, так как проблемы письменной речи могут быть обусловлены и несформированностью свойств внимания в том числе.



Упражнения на развитие зрительного внимания.

Для того чтобы бегло читать, ребёнок должен научиться удерживать взглядом порядок букв в слове, затем — строку, абзац; следить глазами за главным в тексте, отвлекаясь от второстепенного. Для грамотного письма ребёнок должен научиться чётко различать графический образ букв. Для этого и нужно развивать устойчивое произвольное зрительное внимание.

Игры этого раздела помогают профилактике нарушений чтения, развитию устойчивого произвольного внимания, синтеза трёх-, четырёх-, пятибуквенных слов. Графические упражнения способствуют закреплению зрительного образа букв и формированию выносливости мышц кисти.

Путаница (анаграммы)

Напиши буквы в клеточках, проследив линию, и прочти получившееся слово.

Бусы

Проследи глазами по ниточке и собери слова из бусинок.


Далее можно усложнить задание , например списать загадку


Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности. Состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. Таким образом, формирование внимания у детей происходит в условиях обучения. Наблюдения показывают, что в ходе воспитания и коррекционного обучения свойства детей изменяются и что средства, направляющие эти изменения, находятся в руках логопеда.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что, «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,— делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». В школьной практике поэтому необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание и, опираясь на непроизвольное, воспитывать произвольное.












1

2

3

4