СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развивающая психолого- педагогическая программа "Радуга возможностей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочная развивающая психолого -педагогическая программа "Радуга возможностей" для детей дошкольного возраста в условиях временного детского коллектива. Публикация предназначена для педагогов работающих с детьми дошкольного возраста. среди которых есть дети с ОВЗ.Применяя  простые технологии, которые сособствуют сохранению и укреплению психосоматического здоровья детей, коррекции и развитию личности в деятельности, гармонизации детско -родительских отношений.

Просмотр содержимого документа
«Развивающая психолого- педагогическая программа "Радуга возможностей"»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа – интернат № 9»

р.п. Переяславка







Краевой конкурс

лучших психолого-педагогических программ и технологий

в образовательной среде – 2019




Номинация «Развивающие психолого – педагогические программы»



«Радуга возможностей»

Развивающая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в условиях временного детского коллектива (включая детей с ТМНР и РАС).





Авторы

Боднар Татьяна Николаевна

педагог - психолог

Еремина Ольга Александровна

учитель - дефектолог





р. п. Переяславка


2019 г.

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………………………………4

1.1.Описание проблемной ситуации………………………………………………..4

1.2.Аннотация………………………………………………………………………..5

1.3.Описание целей и задач программы……………………………………………6

1.4.Описание участников программы………………………………………………7

1.5.Научно – методологические и нормативно –правовые основания программы……………………………………………………………………………7

2. Перечень и описание программных мероприятий……………………………...8

2.1Структура и содержание программы…………………………………................8

2.2.Учебно-тематический план программы………………………………………10

2.3.Описание используемых методик, технологий…………………………........12

3.Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав ее участников.13

4. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы…………………………………………………………………………..14

5.Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы……………16

6.Сроки и этапы реализации программы………………………………………….17

7.Ожидаемые результаты реализации программы………………………….........18 8.Система организации внутреннего контроля над реализацией программы.. 19

9.Критерии оценки достигнутых результатов……………………………………19

10.Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения………………………………………………………………………….20

11.Результаты, подтверждающие эффективность программы…………………..20

12.Литература……………………………………………………………………….22

Приложение 1………………………………………………………………………21

Приложение 2……………………………………………………………………….26

Приложение 3…………………………………………………………………….....27

Приложение 4……………………………………………………………………….30













































1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Большое количество детей с ОВЗ в том числе с РАС и ТМНР в условиях сельской местности не посещают дошкольные образовательные учреждения. Они изолированы от взаимодействия со сверстниками. Их родители, как правило, находятся в тяжёлом психологическом состоянии.

Участие в творческих занятиях дадут детям с ОВЗ ощущение нужности, успеха. Развитие творческого потенциала, в конечном итоге, должно позволить снять с таких детей клеймо социальной бесперспективности.

Программа ограниченной во времени творческой инклюзивной площадки прежде всего позволяет родителям приобрести небольшой, но очень необходимый позитивный опыт общения с собственным ребёнком. Покажет возможности и перспективы развития ребёнка. Выведет семью из изоляции и активизирует её внутренние ресурсы.

Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок и т. д.) повышает самооценку ребенка с проблемами в развитии. Именно это и обеспечивает решение важнейшей задачи: адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с ОВЗ в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира детей с проблемами развития, утверждению в них чувства социальной значимости.



1.2.АННОТАЦИЯ

Развивающая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в условиях временного детского коллектива (дети с ТМНР, с расстройствами аутистического спектра) направлена на создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ путём вовлечения их в совместную творческую деятельность, при сопровождающей роли педагогов и родителей.

Актуальность программы обусловлена тем, что с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с тяжелыми множественными нарушениями и расстройствами аутистического спектра).

Несмотря на большие позитивные изменения в области ранней помощи, семьи с детьми ОВЗ, зачастую, не имеют возможности получить квалифицированную медицинскую, социальную, психолого-педагогическую помощь, Семьи продолжают оставаться изолированными от общества, не видят выхода из сложной ситуации, в которой оказались после рождения ребёнка с особенностями в развитии.

Социально-педагогические возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами развития связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний детей, обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит ребенка к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Программа также способствует расширению абилитационных и реабилитационных компетенций родителей, обогащение их опыта взамодействия с ребёнком арттехнологиями, обеспечивающими «врастание» в культуру, социализацию ребенка с ОВЗ и коррекцию имеющихся нарушений развития посредством искусства.

Программа получила одобрение родителей и специалистов, может представлять интерес для педагогических работников, представителей СОНКО, осуществляющих краткосрочные социально-педагогические проекты направленные на поддержку семей с детьми ОВЗ.

1.3 ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ

Цель программы: приобретение опыта эмоционального благополучия детей путём вовлечения их в совместную творческую деятельность, при сопровождающей роли педагогов и родителей.

Задачи:

- создание условий для успешной социализации детей, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и их социально-реабилитационных компетенций, формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей;

- привлечение внимания неравнодушных людей, общественности к содействию в организации комфортного пространства для социальной интеграции особенных детей и их семей;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.4 ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Участниками данной программы являются дети с ОВЗ (легкая умственная отсталость), в том числе имеющие расстройства аутистического спектра и ТМНР, дошкольники, не посещающие образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования.

1.5. НАУЧНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

Получение качественных абилитационно - реабилитационных услуг на самых различных этапах развития ребенка с особыми потребностями является гарантированным правом всех детей и их семей. Реализация этого права осуществляется путем создания целостной системы помощи ребенку и сопровождения его семьи в русле проектов реализуемых Министерством просвещения РФ, Министерства образования Хабаровского края, а также путём эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества.

Деятельность по реализации проекта «Радуга возможностей» осуществлялась в рамках реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», в соответствии с Программой развития КГКОУ ШИ 9 и рекомендациями Хабаровского центра психолого-педагогической медицинской и социальной помощи.

Выбор арт-терапевтических методик для решения задач социализации и развития ребёнка с ОВЗ, а также повышения компетентности родителей - научно обоснован и апробирован на практике.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с ОВЗ указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра). Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

Так, у учащихся с умственной отсталостью в процессе занятий музыкой, пением активизируется мышление, формируются целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С. М. Миловская, И. В. Евтушенко). Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О. В. Гаврилушкина, И. А. Грошенков, О. В. Боровик), дошкольников с задержкой психического развития (Е. А. Екжанова), детей, страдающих ДЦП (Г. В. Кузнецова), аутичных детей (О. С. Никольская) показало, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Большие возможности изобразительной деятельности для развития познавательной сферы глухого и слабослышащего ребенка, формирования и совершенствования его речи, слухо - зрительного восприятия подтверждают работы М. Ю. Рау, Е. А. Сошиной. Влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий школьников с нарушением слуха на развитие речевой функции, слухового восприятия, моторики раскрывается в работах Е. З. Яхниной.

У детей с задержкой психического развития занятия театрализованной деятельностью (Е. А. Медведева, 1997) дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечиваются становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также развитие многих компонентов личности детей данной категории.

2. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

2.1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

При организации занятий, включающих различные виды деятельности, необходимо соблюдать ряд требований:

  1. соблюдение санитарно-гигиенических норм;

  2. планирование каждого занятия в единстве коррекционно- развивающих, воспитательных и образовательных задач;

  3. рациональный отбор содержания, предполагающего синтез разных видов деятельности;

  4. выбор методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности детей в течение занятия;

  5. структурная четкость и завершенность каждого занятия;

  6. использование наглядности в соответствии с педагогическим замыслом, содержанием и индивидуальными психофизическими особенностями;

эмоциональная насыщенность занятий.


Комплектация группы на каждом этапе реализации программы:

  • Диагностический этап проводится в индивидуальной форме с обязательным включением родителей;

  • Коррекционно-развивающий этап, этап социализации, включающий коррекционно-развивающую работу, в группе с участием родителей. Этап допускает дифференциацию и предполагает последовательное включение ребёнка в микрогруппу и, при условии успешной адаптации, происходит переход на подгрупповую и ли групповую форму работы;

  • Контрольный этап проводится в индивидуальной форме с обязательным включением и опросом родителей.

Наполняемость группы: от 4 детей (подгрупповая форма) до 12 детей (групповая форма работы).

Вид занятия: интегрированное занятие.

Ведущие: педагог-психолог и учитель-дефектолог.

Программа включает в себя три функциональных модуля (12 часов).

  • Диагностический модуль (1час) содержит:

1.Обследование детей, диагностические тесты, предложенные Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. Обследование уровня сформированных знаний об основных сенсорных эталонах.(1 час) Приложение 1

  • Коррекционный - развивающий модуль (10 час)

В основу модуля легла апробированная методика использования арт - технологий педагогических и терапевтических, обеспечивающих социализацию ребенка с ОВЗ посредством искусства, а так же приемы психологической помощи используя технологии изотерапии, сказкотерапии, куклотерапии детям данной категории и их семьям.

Формирование сенсорных эталонов позволит научить детей дощкольного возраста классифицировать предметы по форме, величине, цвету.

Структура занятий:

  • Ритуал приветствия – позволяет организовывать детей, настроить на работу.

  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную деятельность, в своей работе мы используем нейропсихологические приемы.

  • Основное содержание занятия – фронтальная творческая работа учителя – дефектолога при тьюторском сопровождении психолога и родителей.

  • Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния детей к занятию.

  • Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.

Оборудование: мольберты, акустическая колонка или музыкальный центр, принадлежности для рисования, лепки, аппликации, атрибуты для кукольного театра, театрализации.

Заключительный модуль (1 час)

Полное повторное проведение диагностического модуля, выводы по результатам тестирования. Оценка динамики в овладении навыками на занятиях с использованием арт –терапевтических методик. Оценка динамики знаний об основных сенсорных эталонах. Опрос родителей об изменениях в социально–коммуникативном и познавательном развитии ребенка.

2.2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ


Наименование блоков и тем

всего часов

Деятельность детей

1

Диагностический блок

1.1

Знакомство с детьми. Обследование уровня сформированных знаний об основных сенсорных эталонах.

1 час

Диагностика. Свободная творческая деятельность детей и взрослых.

2

Коррекционный - развивающий модуль


2.1

Открытие творческой площадки. «Путешествие в страну цвета и фантазий».

1 час

Участие в игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков и межличностного взаимодействия.

Использование различных художественных техник и материалов: акварель, гуашь.

Рисование рядом.

2.2

Использование техник нетрадиционного рисования.

«Живопись кончиками пальцев»

1 час

Работа с разными материалами. Изображение по представлению и по наблюдению собственных эмоций. Рисование пальчиками.

2.3

«Был лист белый - стал цветной!» основы нетрадиционных техник живописи для детей.

1 час

Рисование акварелью с помощью трубочек и ватных палочек, кляксография. Рисование рядом родителей и детей.

2.4

«Солнышко».

В Стране Тестопластики.

«Жар птица» пластилинография.

1 час

Закрепить умение лепить модель по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Уметь представить свою работу (с помощью).

2.5

Работа в нетрадиционной технике «Волшебная страна» Мастер – класс

Сюжетное рисование как средство формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

1 час

Изображение себя и своей семьи в волшебной стране. Размещение всех дорогих и близких ребёнку на листе по отношению к нарисованному себе. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Работа с карандашами , фломастерами, красками Игровые упражнения. Рисование рядом родителей и детей.

2.6

«Такая разная бумага!»

В Стране Бумагопластики.

Игры с бумагой.


1 час

Сборка модели по плану (схемам). Оформление композиции по теме. Представление своей работы.

2.7

«Царство красок».

Техники правополушарного рисования.


1 час

Выражение отношения к природе, человеку, обществу средствами худ-го языка Передача настроения

в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Рисование акварелью, гуашью, используя нетрадиционные техники рисования. Рисование рядом.


2.8

Мастер- класс «Живопись легко!»

Цветовой игротренинг.

1 час

Развитие творческого самовыражения детей. Рисование с помощью ниток и краски.

Музыкальное моделирование. Изображение на бумаге своих эмоций.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП



3.1

Организация отчетной выставки «Радуга возможностей».

Закрытие творческой площадки.

Обследование уровня сформированных знаний об основных сенсорных эталонах. Опрос родителей.

1 час

Анализ работы детей и взрослых. Результаты деятельности творческой площадки. Диагностика.

Опрос родителей об изменениях в социально –коммуникативном и познавательном развитии ребенка.



итого

12 часов



2.3. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК, ТЕХНОЛОГИЙ.

Образовательная технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов,

определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс.

1.Технологии.

При реализации программы использовались: игровые технологии, технологии социально-личностного развития, информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие и технология взаимодействия с родителями в современных условиях, технологии арт - педагогики.

Данные технологии учитывают ведущий вид деятельности данного возрастного периода, способствуют сохранению и укреплению психо - соматического здоровья, коррекции и развитию личности в деятельности, направлены на гармонизацию детско-родительских отношений.

2.Методы.

Для реализации намеченных целей программы использовались следующие методы:

- Наблюдение.

- Упражнения (творческого и подражательно исполнительского характера).

- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

- Дидактические, развивающие игры.

- Метод совместного рисования.

- Правополушарное рисование.

- Сюжетное рисование.

- Нейропсихологические упражнения (дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения).

- Театрализованные игры.

- Анкетирование.

- Консультирование.

3.ОПИСАНИЕ СПОСОБОВ, КОТОРЫМИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ГАРАНТИЯ ПРАВ ЕЕ УЧАСТНИКОВ.

Гарантия прав участников программы (работники школы - интерната, дети и их родители) обеспечивается обязанностью специалиста знать и соблюдать права детей и родителей, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ; Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ; Этическим кодексом практического психолога (рекомендован Министерством образования и науки, инструктивное письмо от 27.06.03 № 228-51-513/16), СанПиНом 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г., Уставом и локальными актами КГКОУ ШИ 9.

Во время проведения занятий педагоги несут ответственность за безопасность среды и качество профессиональной деятельности.

Гарантии прав родителей регламентированы Договором между образовательным учреждением и родителями детей дошкольного возраста, не посещающими образовательные учреждения, на психолого-педагогическое обследование и сопровождение конкретного ребенка в рамках реализуемой программы. Родители имеют право знакомиться с содержанием развивающей программы. 

Права педагога-психолога и учителя - дефектолога определены Должностными инструкциями специалистов. «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников». (ФЗ «Об образовании»).

Статья 5 ФЗ «Об образовании» определяет государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».

4. ОПИСАНИЕ СФЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОСНОВНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Взаимодействие сторон осуществляется на основных принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:

  • Родители (законные представители обучающихся) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед другими лицами.

  • Образовательное учреждение (педагогический коллектив) оказывает помощь родителям (законным представителям обучающихся) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей, осуществляет необходимые коррекционно-развивающие мероприятия и процедуры.

  • Образовательное учреждение (педагогический коллектив) обеспечивает доступ к информации для ознакомления с уставной документацией и локальными актами, регламентирующими организацию и осуществлению образовательной деятельности.

  • Образовательное учреждение (педагогический коллектив) обеспечивает надлежащее предоставление услуг, предусмотренных Договором об образовании.

Требования к специалистам, реализующим программу

Специалисты, осуществляющие реализацию данной программы, должны:

  • Знать психофизические и возрастные особенности развития детей дошкольного возраста в норме, а также специфику и основные принципы работы с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

  • Знать психофизические особенности детей с тяжелыми множественными нарушениями, а также специфику и основные принципы работы с ними.

  • Уметь использовать различные методы и формы коррекционной и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

  • Владеть навыками планирования, организации, проведения коррекционно-развивающих занятий.





5. РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Требования к специалистам: профессионализм, квалификация, личностные качества. Специалисты должны иметь профессиональную подготовку по методам диагностики, обладать теоретическими знаниями по возрастной и педагогической психологии, хорошо знать и уметь правильно применять в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста методики и технологии обучения.

Материально-техническое оснащение (помещение, оборудование, инструментарий).

Для успешной реализации развивающей программы необходим  отдельный кабинет для творческих занятий.  Помещением для занятий может служить специально оборудованная игровая комната. Помещение должно быть хорошо проветрено, достаточно свободно и разделено на зоны:

  • игровая – игрушки для сюжетных, театрализованных игр, наборы дидактических игр;

  • творческая – столики, детская мебель для рисования, лепки, конструирования, аппликации, детские мольберты.

  • зона технического обеспечение: компьютер, принтер, ксерокс, музыкальный центр с набором дисков (аудиокассет) с записями звуков природы, аккустическая колонка;

  • зона отдыха – палатка, уголок с ширмой, ковровое покрытие;

  • зона уединения – кресло для уединения;

  • гигиеническая зона – санузел с умывальником;

  • раздевалка - кабинки, лавочки, вешалки.


Оборудование:

Аппаратные средства:

- акустическая колонка, музыкальный центр для проведения занятий, мероприятий, музыкотерапии

-компьютер

-фотоаппарат

Не аппаратные средства:

- мольберты

- оборудование для творчества: рисования, лепки, аппликации

-кукольный театр, настольный, магнитный пальчиковый, куклы к известным детским сказкам.

6. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа продолжительностью 12 часов.

Частота встреч: в течение двух недель, ежедневно.

Продолжительность встреч:1 час

У программы три этапа:

I ЭТАП: Диагностический – 1 час.

  • В диагностический этап входят диагностика обследование детей, диагностические тесты, предложенные Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой

Обследование уровня сформированности знаний об основных сенсорных эталонах (Приложение 1).

II ЭТАП: Коррекционно - развивающий – 10 час.

Данный этап включает в себя следующие задачи:

  • Познавательной сферы: сенсорное развитие (научить детей различать предметы по форме, величине, цвету).

  • Формирование устойчивой связи «намерение – движение – эмоциональная оценка результата» (осознание ребенком алгоритмов деятельности, получение положительного опыта контроля над своим поведением в группе).

  • Предметно-манипулятивная деятельность. Овладение работой с художественными материалами. Действия по инструкции педагога.

  • Художественная деятельность. Научить ребенка совместно различным видам творчества: рисованию, лепке, аппликации, участвовать в театрализованных мини постановках, праздниках.

  • Коммуникативная деятельность. Уметь находиться в группе сверстников и взаимодействовать.

III ЭТАП: Заключительный – 1час.

Полное повторное проведение диагностического модуля, выводы по результатам тестирования. Оценка динамики знаний об основных сенсорных эталонах. Опрос родителей об изменениях в социально – коммуникативном и познавательном развитии ребенка.



7.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребёнка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения развивающей программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения коррекционно-развивающей работы.

Дети с особыми образовательными потребностями могут иметь качественно неоднородные уровни познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны учитывать не только возраст ребёнка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития.

Ожидаемые результаты при реализации данной программы могут быть сформулированы следующим образом:

- адаптация детей к условиям группы;

- коррекция и развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер детей;

-расширение знаний родителей в области возрастной педагогики и психологии.

Критерии оценки

Качественными критериями являются: желание детей и родителей посещать коррекционно-развивающие занятия по программе, благоприятный микроклимат на занятии, положительный эмоциональный фон у участников занятий в процессе организованной и в свободной деятельности.

Количественными критериями является увеличение количества детей, демонстрирующих стабильную положительную динамику в познавательном, эмоционально-личностном и коммуникативном развитии.

8. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Контроль над реализацией программы осуществляют директор специального (коррекционного) образовательного учреждения и заместитель директора по учебно - воспитательной работе. Психолого-педагогическая развивающая программа утверждается директором специального (коррекционного) образовательного учреждения. Также контроль над реализацией данной программы осуществляют специалисты, которые проводят занятия, наблюдают и отслеживает динамику изменений, происходящих у воспитанников в ходе всего курса развивающих занятий, а также по данным итоговой диагностики и опроса родителей. 

По итогам реализации программы организуется творческая выставка работ детей и родителей, проводится родительское собрание с консультациями специалистов по дальнейшей работе с детьми в домашних условиях и необходимые рекомендации в Службу ранней и пролонгированной помощи учреждения.

По завершении занятий специалисты составляют итоговый отчет, в котором отражают качественные и количественные результаты реализации программы, а так же презентуют опыт работы на методическом объединении или педагогическом совете учреждения.

9. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки программы достаточно просты, динамику легко отследить по результатам опроса родителей и диагностике. Так на первом этапе программы мы проводим диагностику Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой и получаем результаты в баллах.

Так мы определяем представления учащихся (цвет, форма, величина) о сенсорных эталонах в начале реализации программы.

На заключительном этапе мы опять проводим диагностику по тем же методикам Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой и опять получаем результаты в баллах.

10. СВЕДЕНИЯ О ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Данная психолого-педагогическая программа была апробирована на базе КГКОУ ШИ 9  р.п. Переяславка в июне 2018- 2019 учебного года в рамках минипроекта КГКОУ ШИ 9 «Особая забота».

Срок апробации:

Продолжительность занятий: 2 недели.

Начало занятий: с 1 июня 2019 года.

Окончание занятий: 15 июня 2019 года.

Количество участников:

Дети ОВЗ дошкольного возраста - 12 человек.

педагог - психолог - 1 человек

учитель – дефектолог – 1 человек

1.    Реализация данной программы способствовала сенсорному развитию участников (в том числе дети с ТМНР и РАС), что обеспечило формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Программа способствовала обогащению чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы детей.

2. Коррекция эмоционально-волевой сферы. Произошло формирование устойчивой связи «намерение – движение – эмоциональная оценка результата» (осознание ребенком алгоритмов деятельности).

3.Предметно-манипулятивная деятельность. Овладели (или пользуются с помощью) работой с творческими материалами (губка, ватные палочки, кисточки, краски, бумага, ножницы), могут выполнять действия по инструкции педагога.   

4. Программа способствовала успешной адаптации детей в детском коллективе, нормализации состояния особенных детей, налаживанию отношений родитель – ребенок.

11. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

В данном учебном году по развивающей программе «Радуга возможностей» занимались 12 детей с ОВЗ в том числе с ТМНР и РАС.

Результативность работы специалистов отслеживается через мониторинг сенсорного развития воспитанников.

На начальном этапе работы по психолого-педагогической программе воспитанники, показывали крайне низкий уровень сформированности сенсорных эталонов.

В программе приняли участие 12 детей, только четыре ребенка смогли показать правильно цвета, трое не показывали цвета вообще, правильно показать формы смогли пять детей, понятия величины то же отсутствовало. По диагностике Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой в среднем группа набрала (от 6 до 24 баллов).

Итоговый мониторинг по окончании работы по психолого-педагогической программе отражает повышение уровня сформированности сенсорных эталонов.

Восемь детей четко показывают на цвета, точно различают формы, два ребенка запутались с раскладкой бумажных полосок (понятия величин). По диагностике Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой в среднем группа набрала (от 18 до 30 баллов).


По результатам опроса родителей в конце реализации программы об изменениях в социально – коммуникативном и познавательном развитии ребенка (приложение 2).

На вопрос: «Можно ли сказать, что ваш ребёнок хочет ходить в творческую группу и делает это с удовольствием, его базовое настроение хорошее» положительно ответили 100% родителей.

Откликаются на инициативу взрослого в общении и деятельности – 82% детей;

Интересуются чем либо, любознательны и имеют сферу индивидуальных интересов – 60% детей;

Проявляют инициативу в деятельности и в общении со сверстниками и взрослыми -52% детей

Получают удовольствие от продуктивных занятий – 100% воспитанников;

Любят играть совместно со взрослым и со сверстниками -75% детей;

Понимают слово «нельзя» - 85% ;

Способны заниматься самостоятельно или с незначительной помощью взрослого осмысленным делом в течение 10—15 минут – 78% воспитанников.

Таким образом, проведенное исследование (диагностика, опрос родителей, наблюдение специалистов) показало, что дети дошкольного возраста с ОВЗ и ТМНР показали положительную динамику в формировании адаптационных механизмов при условии реализации комплексной развивающей программы «Радуга возможности», разработанной с учетом индивидуальных психологических особенностей.

12. ЛИТЕРАТУРА

  1. Конвенция ООН « О правах ребёнка»

  2. Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 г.

  3. Методические рекомендации «Разработка специальных образовательных условий для детей, имеющих нарушения в развитии аутистического спектра, в дошкольных образовательных учреждениях/Под ред. Манелис Н.Г., МГПППУ г. Москва.

  4. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с.

  5. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384).

  6. Программы воспитания и обучения дошкольников с

  7. интеллектуальной недостаточностью/Под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарина. – СПб.: СОЮЗ, 2003.

  8. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П.Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.

  9. Психологические особенности мыслительной деятельности детей 6-7 лет, развивающихся в нормальном и задержанном темпе / Ульенкова У.В. // Ульенкова У.В. Актуальные проблемы развития психики ребенка на этапах раннего онтогенеза. - 2006.

  10. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н. В. Нищева. 3-е издание, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

  11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образо­вания (одобрена федеральным УМО по общему образованию 20 мая 2015 г.).

  12. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007 - 474 с.

  13. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ.

  14. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Фе-дерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // сост.: А.А. Кельцева, О.О. Маловицина, Н.А. Наххас. – М.: ЭКСМО. 2013. 716 с.






Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Диагностика по Метиевой, Э. Я. Удаловой

Обследование уровня сформированных знаний об основных сенсорных эталонах у неговорящих детей с ТМНР.

Цель: выявить первоначальные знания детей, с ТМНР в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

Задачи:

1. Провести диагностическое обследование детей  в восприятии цвета, формы, величины.

2. Зафиксировать полученные данные.

При обследовании детей, взяли за основу диагностические тесты, предложенные Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой:

• тесты цветоразличения;

• тесты различения формы;

• тесты восприятия величины.

1.Тест цветоразличения.

Цель: определить знание цветов и их названий.

Оборудование: 6 цветных карточек.

Инструкция: перед тобой карточки я буду называть цвета, а ты будешь их мне показывать.

Процедура проведения: экспериментатор показывает все цветные карточки ребёнку и называет цвета, начиная с основных цветов (белый, чёрный, красный, жёлтый, синий, зелёный). Ребенок показывает на цвет названый педагогом. Каждый ответ ребёнка фиксируется.

2. Тест различения формы.

Цель: определить знание геометрических форм и их названий.

Оборудование: набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Инструкция: я назову тебе геометрическую фигуру, а ты покажи мне эту геометрическую фигуру.

Процедура обследования: экспериментатор демонстрирует ребёнку геометрические фигуры и даёт инструкцию. Каждый ответ ребёнка фиксируется.

3. Тест восприятия величины.

Цель: выявить способность ребёнка определять величину предметов.

Оборудование: три полоски бумаги (ширина - 2 см, длина самой длинной - 15 см, самой короткой - 5 см).

Инструкция: сложи полоски так, чтобы получилась лесенка.

Процедура обследования: перед ребёнком выкладывают полоски, дают инструкцию.

Задание выполнено правильно, если ребёнок сложил полоски последовательно (по нарастанию или убыванию).

Обработка результатов.

Показатели сформированности сенсорных эталонов оценивают по следующей шкале:

• 3 балла –за каждое правильно выполненное действие;

• 0 баллов– за невыполненное задание.

В соответствии с оценкой действий ребёнка по каждому тесту следующие уровни сформированности сенсорных эталонов

• высокий уровень 27-33 балла;

• средний –18-24 балла;

• низкий уровень – 0–15 баллов.



















Приложение 2.

Опросник для родителей

«Изменения в социально- коммуникативном и познавательном развитии ребенка».



    1. Можно ли сказать, что ваш ребёнок хочет ходить в творческую группу и делает это с удовольствием, его базовое настроение хорошее;

    2. Откликается на инициативу взрослого в общении и деятельности;

    3. Любознателен и имеет сферу индивидуальных интересов;

    4. Инициативен в деятельности и в общении со сверстниками и взрослыми;

    5. Получает удовольствие от продуктивных занятий;

    6. Любит и умеет играть совместно со взрослым и со сверстниками;

    7. Понимает слово «нельзя»;

    8. Способен заниматься самостоятельно или с незначительной помощью взрослого осмысленным делом в течение 10—15 минут.





















Приложение 3.

Деятельность детей и взрослых (специалисты и родители) в творческой развивающей группе «Радуга возможностей»

(фотографии с занятий)









Приложение 4.

Конспекты мероприятий творческой смены.

Открытие творческой площадки «Радуга возможностей»

«Путешествие в страну цвета и фантазий».


Дети рассаживаются в зале. Сбоку в зале стоит ширма, за которой спрятаны цветные шары.

Появляется Клоун.
Звучат фанфары
Добрый день, дорогие друзья. Мы приветствуем всех вас на открытии нашей творческой площадки Радуга возможностей . Сейчас на дворе лето, сколько замечательного и прекрасного можно увидеть и нарисовать.

-Кстати, вы меня узнали? Я ваш любимый клоун, которого вы рисовали на наших прошлых занятиях
(разворачивает указ)
Все с сегодняшнего дня в студию допускаются!
Ведь занятия наши летние начинаются!
И большим, и маленьким,
Грустным и веселым,
Худеньким и толстеньким,
С веснушками и без
Приказано учиться,
Стараться, не лениться,
Чтоб было чем гордиться!
Здесь даже подпись есть.
Приглашаю всех без исключения в нашу творческую студию: веселую, сюрпризную. Там вас ждут  интересные занятия по аппликации, лепке, рисованию.
Нам надо очень постараться,
Чтоб поскорей попасть туда.
Вы этого хотите?.. да!
Тогда поедем на паровозике.
Наши ноги – это колесики.
А руками там держаться,
Где будем продвигаться.
Держитесь крепко друг за друга…
(ребята встают паровозиком. Звучит музыка. Паровозик отправляется)
Игра «Паровозик» 

Впереди горы плечистые…(берутся за плечи)
Справа раскинулась широким поясом река …(руки на пояс)
Слева болотные кочки, торчат, как локоточки…
И кузнечики прыгают с острыми коленками…
Двигаемся еле-еле…
Прибыли! На место сели.
(дети рассаживаются по местам)
Вот мы дети и на месте!
И сейчас мы с вами вместе
Все под радугой пройдем
В нашу студию попадем.
Здравствуй, радуга – красавица!
(смотрит на пустую арку)
Что – то мне она не нравится…
Куда же девались все цвета?
Потерялись?  Вот беда.

Надо что-то делать срочно!

Должен нам помочь мешочек.

Он все тут болтался где – то

Такой красный… У вас нету?

Поищите у друг друга за спиной! (дети ищут).

Нету? А может под ногами? (ищут)

Подшутил я над вами!

Говорят, что правды нет в ногах,

Мешочек у меня в руках.


Мы его сейчас пустим по рядам. Пока играет музыка, он передается из рук в руки. как только музыка замолчала, мешочек остановился. Тот, у кого он в руках, достает себе один предмет, а мешочек отправляется дальше.

ИГРА  «МЕШОЧЕК»

(дети достают из мешка: цветную бумагу, альбом для рисования (краски), пластилин, книгу, тетрадь, ручку и конверт с запиской)

Странно, и где же тут подсказка? Не будем унывать! Если мы не знаем ответ, а делать что то надо, давайте, попробуем собрать портфель ученика творческой студии.

· Как вы думаете, что нам пригодится для занятий аппликации? (цветная бумага, ножницы)

· Для занятий рисования (альбом, краски)

· Для лепки (пластилин)

· А для чего же нам нужен конверт?


Наверно, в этом конверте и скрывается подсказка. Давайте посмотрим, что в нем лежит.

(открывает конверт, достает записку)



ЖДУТ, РЕБЯТА, ВАС  ЗАДАНЬЯ

ТВОРЧЕСКИЕ  ИСПЫТАНИЯ.

ИСПЫТАНИЯ  ПРОЙДЕТЕ –

ЦВЕТА  ДЛЯ  РАДУГИ  НАЙДЕТЕ.

А  ЦВЕТА  ВСЕ  СОБЕРЕТЕ

ТОГДА  В  «СОЛНЫШКО»   ПОПАДЕТЕ


Ребята, вы знаете, сколько у радуги цветов? А какую поговорку надо сказать, чтобы вспомнить как расположены в радуге цвета? (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). Тогда давайте искать цвета для радуги.

Блок КРАСНЫЙ  ЦВЕТ

Первый цвет красный  и начинается он на букву «К». Вы какие слова на эту букву знаете? (ответы детей)


А у меня есть слово «Красота». Красота – это, когда все ярко и по сезону.

Когда все расположено по порядку.

Вот вам огород, а вот вам овощехранилище.  Надо все овощи равномерно развесить на просушку.


Игра «Осенний  огород»

ГОЛОС: Задание выполнено! Цвет найден! (появляется красный шарик, который помощники укрепляют на арке)

Молодцы, ребята, первый цвет нашли. А какой же следующий?


Блок ОРАНЖЕВЫЙ  ЦВЕТ

Верно, оранжевый. Скажите слово на букву «О», вам какое больше нравится?

Слово «Отражение»

Поскорее поднимайтесь

Свободненько располагайтесь.

Повторяйте все движения,

Чтоб у всех сложилось мнение,

Что вы – мое отражение.

Танец «Учитель танцев»

ГОЛОС: Задание выполнено! Цвет найден! (появляется оранжевый  шарик)

Блок ЖЕЛТЫЙ  ЦВЕТ

Вы уже нашли красный и оранжевый цвет. Следующий – желтый. Тогда придумайте и скажите любимое слово на букву Ж. А мое любимое слово - «Животные». Вы умеете разговаривать на зверином языке? Тогда продемонстрируйте свое умение.

Игра «Кто?»

Пеппи: К нам пришли сюда играть…

Дети: Кто?

Пеппи: Сытые вальяжные коты

Дети мяукают

Пеппи: к нам пришли сюда играть…

Дети: Кто?

Пеппи: злые немецкие овчарки

Вороные кони

Упитанные поросята

Маленькие серенькие мышки

ГОЛОС: Задание выполнено! Цвет найден! (появляется последний фиолетовый шарик)

Блок ЗЕЛЕНЫЙ  ЦВЕТ

Итак, каждый охотник желает …

Дети: Знать!

Пеппи: точно! Значит, сейчас мы ищем зеленый цвет. Придумайте и скажите слово на букву З. А мое слово -  «Загадка»

Мои загадки, ваши отгадки.

Мы слезам его не верим.

Называем хищным зверем,

Рыбку мигом проглотил

И заплакал ... (Крокодил)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

Ответ: арбуз

Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть ее всегда готовы.

(Трава)

Зимой и летом зеленым цветом.

(Ёлка)

Кто играет в прятки

На осенней грядке?

Весь под листиком Хитрец

Пупырчатый, зеленый … (Огурец.)

У царя Гороха дочки

Спят в зелененьком стручочке

Кругленьки хорошеньки,

Всех зовут…(Горошинки)

Ранним утром на полянку

Прыг, Прыг, Прыг!

И ногами наизнанку

Дрыг,  Дрыг, Дрыг!

Попрыгучий человечек

Как зовут тебя? (Кузнечик)

Быстро плавает в пруду,

Ловит целый день еду.

"Кто же ты? Шепни на ушко".

" Ква! " – ответила    (лягушка).

Давайте сыграем в зеленую игру. Команда справа от меня так громко кричала ответ «кузнечики», что они становятся кузнечиками. А команда слева так дружно отвечала «лягушки», что все ребята становятся лягушатами. Вы знаете, что и те и другие умеют хорошо прыгать. Поднимитесь со стульчиков, покажите, как прыгают лягушки и кузнечики.

(дети выполняют)

ГОЛОС: Задание выполнено! Цвет найден! (появляется зеленый шарик)

Блок ГОЛУБОЙ ЦВЕТ

А теперь какой цвет будем искать? (голубой). Вы уже, наверно, придумали свои слова, назовите их хором.

А мое слово – «небо». Удивились? Но ведь небо оно голубое, когда нет туч и облаков. Давайте мы их разгоним. (разгоняем тучи руками)

ГОЛОС: Задание выполнено! Цвет найден! (появляется голубой шарик)

Блок СИНИЙ  ЦВЕТ

А теперь будем искать синий цвет. Придумали про себя слово на букву с и шепнули его друг другу на ушко. А я вам свое слово вслух скажу.  Самостоятельность. Вот можете вы без подсказок родителей отыскать на моих картинках цифры, которые от нас спрятались

Игра «Спрятавшиеся цифры»

Молодцы! Все цифры угадали! (нарисовать цифры) или спрятавшиеся предметы

ГОЛОС: Задание выполнено! Цвет найден! (появляется последний фиолетовый шарик)

Блок ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ

Нам осталось найти последний цвет. Какой?  (фиолетовый)

Задумайтесь на минутку и вспомните хотя бы одно слово на букву «Ф». кто уже вспомнил, говорите. А у меня очень современное слово «Факс» - это такое сообщение, которое можно послать по телефону.

Давайте мы тоже с вами пошлем факс вашим родителям.

Вы рады, что сюда пришли? Тогда хлопаем в ладоши  8 раз.

Вы будете в студии 5 получать? Тогда покажите мне пятерки (растопыренные ладошки) и покажите, как честным трудом вы их будете зарабатывать – хлопаем по своим коленям 8 раз.

А товарищам помогать будете? Тогда по соседским коленям похлопали 8 раз.

А как поощрениям будем радоваться? Руки над головой – 8 хлопков

А за соседа справа порадуемся? – 4 хлопка с наклоном вправо

А за соседа слева порадуемся? – 4 хлопка с наклоном влево

И повторим все сначала.

ГОЛОС: Задание выполнено! Цвет найден! (появляется последний фиолетовый шарик)

Молодцы ребята, все цвета нашли.

А сейчас представляем, кто же будет заниматься с вами все 12 дней. Представление педагогов.

А теперь наступает торжественный момент перехода из простых дошкольников в учеников творческой студии.

Поздравляю! Уважаемые дети, вы приняты в веселую команду учеников студии. Наша студия начинает свою работу и мы предлагаем Вам интересный мастер класс.

Проведение мастер класса.





Сценарий закрытия творческой площадки

«Радуга возможностей»



Видеоролик № 1 «Я рисую этот мир!»

(После показа выходит ведущий)


Ведущий: Здравствуйте детишки:

Девчонки, да мальчишки.

Шалуны, да шалунишки!

Добрый день, дорогие друзья! У нас сегодня праздник!

Пришло время подвести итоги нашей творческой смены .

«Радуга возможностей» - это интересные игры и занятия!

«Радуга возможностей» - это веселые участники!

«Радуга возможностей» - это выставки!

«Радуга возможностей» - это песни и пляски!

«Радуга возможностей» - это школа творчества!

И солнышко за окном радуется вместе с нами!

Сияет радуга, но не над нами,

А в уютном нашем зале!

Это вы, замечательные радужата, сияете-сверкаете гранями своих талантов! Результатом наших занятий стала выставка наших работ. Рассматривают выставку работ.


-Посмотрите, какой у меня есть забавный нос.

Я его надеваю и в игру с вами поиграю

Игра «Нос, пол, потолок» (я буду говорить слова, а вы мне показывать - что, где находится; будьте внимательны, могу и запутать)

А у меня к вам задание на смекалку.

Нужно отгадать сказку-загадку.

1. Есть у деда огород, зеленые грядки.

Урожай с него берет как всегда в достатке. (Репка)

2. Серый волк пришел в их дом, и детей нашел он в нем.

Всех детей их мать спасла, эту сказку как назвать? (Волк и семеро козлят)

3 .Трудно девочке живется, хоть в труде всегда она.

Только мачехе неймется не похвалит никогда. (Золушка)

4. Бабе мало показалось: злою стала и сердитой,

А в итоге ей досталось лишь разбитое корыто. (Золотая рыбка)

5. В лес с подружками пошла, ягоды, грибы нашла,

От подружек отделилась, в чаще леса заблудилась. (Маша и медведь)

6. Испугались злого волка, страшно он зубами щелкал,

Братьев спас один из них, дом построил за троих. (Три поросенка)

Ай, да малыши.

Порадовали, удивили –

И громкие аплодисменты

Заслужили!


Ведущий: Радуга… Сколько цветов у радуги? (дети отвечают: 7)

7 – это число магическое и очень распространенное в нашей жизни: 7 цветов радуги, 7 дней недели (А у кого-то – и 7 пятниц на неделе!), 7 чудес света…

Физминутка. Давайте вместе посчитаем! (ведущий читает стихи, а зрители дружно считают хором: раз, два, три …)

Ребята, вы устали? Давайте с вами поиграем. Игра называется «Как живем». На каждый мой вопрос вы дружно отвечаете «вот так» и жестом показываете нужное действие. Начинаем:

- Как живешь?

- Как идешь?

- Как бежишь?

- Как плывешь?

- Утром спишь?

- Как шалишь?

- ждешь обед?

- Машешь в след?


Нужно рано просыпаться, (раз!)

Зарядку делать,(два!) закаляться, (три!)

Нужно правильно питаться, (четыре!)

Часто спортом заниматься, (пять!)

Привычки вредные – метлой,

чтоб не угнались за тобой! (шесть!)

И улыбаться миру надо! (семь!)

Здоровье – лучшая награда!


Игра Нарисуй на шарике.

Ведущий:

За усердие и талант

Вас, наши юные художники

За ваши творенья

И звонкий смех –

Хотим наградить всех!


Ведущий: Летняя творческая площадка «Радуга возможностей» закрывается. Но мы с вами не прощаемся, потому что в новом учебном году!

До новых встреч!