СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации»

Реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации

Введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1 слайд Актуальность

Одной из важнейших задач основного общего  образования в соответствии с ФГОС  является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ.

2 слайд Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ

Диапазон различий в развитии поступающих в школу детей с ОВЗ чрезвычайно велик. Это наблюдается не только в группе детей с ОВЗ в целом, но и по каждой, входящей в нее категории.

Широкий диапазон различий в развитии и особых образовательных потребностях предусматривает и широкий диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования.

От образования, сопоставимого по уровню и срокам с образованием сверстников без ограничений здоровья, до возможности обучаться элементарным жизненным навыкам на протяжении всей школьной жизни.


3 слайд Федеральные государственные образовательные

стандарты (история ФГОСов)


4 слайд Инновационность ФГОСов

  • закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ, включая инклюзивное образование;

  • в содержании образования выделены два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции»;

  • определены 4 варианта образовательных программ;

  • снятие «постулата необучаемости» по отношению к детям с ОВЗ как таковым.

5 слайд Назначение стандарта

Стандарт обеспечивает формирование личности обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.







6 слайд О концептуальных положениях «специальных ФГОСов»

  • Обеспечение нормативно-правовой базы полномасштабной интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство страны

  • Описание структуры, условий, планируемых результатов обучения 9-ти категорий обучающихся

  • Гарантируется удовлетворение особых образовательных потребностей – специальная помощь детям с ОВЗ, способным получать образование в условиях инклюзии

  • Гарантируется целенаправленная и систематическая организация взаимодействия (интеграция) обучающихся с ОВЗ со сверстниками без таких ограничений


7 слайд «Требования «специальных ФГОСов»


  1. к структуре образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему);

  2. к условиям получения образования, в том числе кадровым, финансово- экономическим, материально-техническим и иным условиям;

  3. к результатам освоения Программ.


8слайд ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

  • Стандарт учитывает:

  1. неоднородность состава обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

  2. наличие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особых образовательных потребностей;

  3. необходимость создания специальных условий получения образования, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


9 слайд

  • В ОСНОВЕ ФГОС:

деятельностный + дифференцированный подходы:

Развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит:

  • от характера организации доступной им деятельности (учебной) в образовательном процессе;

  • разнообразия организационных форм образовательного процесса;

  • индивидуального подхода к каждому обучающемуся с ОВЗ.



10слайд ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - совокупность обязательных требований к начальном общему образованию разных групп детей:

  • глухих,

  • слабослышащих, позднооглохших,

  • слепых,

  • слабовидящих,

  • с тяжелыми нарушениями речи,

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

  • с задержкой психического развития,

  • с расстройствами аутистического спектра



11 слайд Варианты АОП НОО обучающихся с ОВЗ

  • Вариант 1

образование обучающихся с ОВЗ = (сопоставимо) образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения; Развитие приближается к возрастной норме. Обязательной является систематическая специальная помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей.

Родители обучающегося с ОВЗ, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать своего сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также – готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома.

Неспособность обучающегося с ОВЗ полноценно освоить отдельные предметные линии и даже область образования в структуре основной образовательной Программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

  • Вариант 2

образование обучающихся с ОВЗ = (сопоставимо) образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения; Развитие не приближается к возрастной норме, но есть возможность дальнейшего сближения с ней в условиях специального обучения

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания.

Второй вариант ФГОС отличается от первого (инклюзии) также усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях

  • Вариант 3

образование обучающихся с ОВЗ не соответствует = образованию здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения;

Развитие ребенка явно не соответствует возрастной норме и возможность сближения с ней маловероятна даже в условиях специального обучения

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.

  • Вариант 4

обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АОП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительные ограничения. Развитие ребенка не сопоставимо с возрастной нормой и дальнейшее развитие возможно только в условиях специального индивидуального обучения. В четвертом варианте стандарта обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная Программа.

В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребѐнка с одного варианта стандарта на другой
(основанием для этого является заключение ПМПК)

Программы

-основной образовательной программы и поддерживающей ее программе коррекционной работы;

адаптированной образовательной программе,

специальной индивидуальной образовательной программе

12 слайд

  • АОП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования

  • На основе Стандарта организация может разработать один или несколько вариантов АОП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ

  • Реализация АОП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях

  • На основе АОП НОО (3 и 4 варианты) при необходимости разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР)

  • В структуру АОП НОО (1 вариант) обязательно включается Программа коррекционной работы (ПКР)



13 слайд ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –

(далее –Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к общему образованию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

1. легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

2. умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

14 слайд

Стандарт устанавливает сроки освоения АОП ОО обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей


15 слайд (реестр примерных ООП мин. Обр.)

На основе ФГОС начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья разработаны примерные АОП для всех категорий детей и сроки их усвоения


Примерная АОП образования обучающихся с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (интеллектуальными нарушениями)


Слайд 16 Варианты Адаптированных образовательных программ

17 слайд Запрос педагогов на профессиональную поддержку

Диаграмма представлена на основе анкетирования Центра специальных форм образования АО «Издательство «Просвещение». Руководитель центра Сацевич Сергей Вильевич (заведующий редакцией литературы по коррекционной педагогике)


18 слайд

Куда пойти учиться? «Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова.


Богатырь на картине Виктора Васнецова не знает, какую дорогу ему выбрать. Также и родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья думают, где и как получить образование их ребенку.


19 слайд


У каждого из них своя дорога.

  1. варианта получения образования:

  1. Инклюзия в общеобразовательную организацию

  2. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, семейное образование

  3. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам

Нас, педагогов, сегодня интересует 1 вариант (налево)- Инклюзия в общеобразовательную организацию