ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»
«Реализация компетентностного подхода»
Рогатюк Г.Ф., заведующий методическим отделом
Июнь 2018 года
Компетенция - это
совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности.
Гладкова Е. М. Всестороннее развитие преподавателя в системе среднего профессионального образования // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции [ТЕКСТОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ] / сост. Н.А. Степина, Т.В. Воронина, Е. В. Прохорова. Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ ВКУиНТ, 2018. – 787 с.
Профессиональное развитие личности педагога - это
процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.
Гладкова Е. М. Всестороннее развитие преподавателя в системе среднего профессионального образования // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции [ТЕКСТОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ] / сост. Н.А. Степина, Т.В. Воронина, Е. В. Прохорова. Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ ВКУиНТ, 2018. – 787 с.
Профессиональный рост (развитие) - это
становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, приводящих к новому способу деятельности.
Зернова Г.П. Педагогические риски в профессионально- личностном росте учителя // История и педагогика естествознания, 2017 №2. С. 11-14.
Личностный рост - это
интеграция деятельности субъекта, направленная на развитие характера, способности и индивидуальности.
Зернова Г.П. Педагогические риски в профессионально- личностном росте учителя // История и педагогика естествознания, 2017 №2. С. 11-14.
Развитие личности педагога (основные тезисы):
- культура преподавания (мировоззрение);
- психология преподавания (педагогическое самосознание;
- предмет преподавания (содержание конкретного предмета);
- процесс преподавания (способы доведения информации до обучающихся).
Вербитская Ирина Владимировна Профессиональное развитие личности педагога в системе среднего профессионального образования // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции [ТЕКСТОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ] / сост. Н.А. Степина, Т.В. Воронина, Е. В. Прохорова. Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ ВКУиНТ, 2018. – 787 с.
Этапы профессионального роста педагогов:
1 стадия – ВЫЖИВАНИЕ (первый год работы)
1 стадия – ВЫЖИВАНИЕ (первый год работы)
2 стадия – АДАПТАЦИЯ
2 стадия – АДАПТАЦИЯ
3 стадия – ЗРЕЛОСТЬ
3 стадия – ЗРЕЛОСТЬ
4 стадия - СПАД
4 стадия - СПАД
Формы работы по развитию профессиональной компетентности педагога:
1) мастер - классы педагогов-новаторов;
2) семинары практикумы с выходом в пилотные образовательные учреждения;
3) система постоянно действующих проблемных семинаров;
4) индивидуальные консультации - тематические и по обращению;
5) работа временных творческих коллективов по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики для педагогов, ориентированных на самообразование как форму развития профессионализма;
6) индивидуальные стажировки на базе опорных методических площадок;
7) консалтинговые услуги по заявкам образовательных учреждений и отдельных педагогов с определением востребованного количества часов;
8) курсы повышения квалификации без отрыва от работы ;
9) удовлетворение специфических образовательных потребностей, заявок на работу с ведущими учёными через курсы повышения квалификации;
10) реализация модульно накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога, и т. д.
Панкова Кристина Вячеславовна Развитие профессиональной компетентности педагога как условие эффективной реализации современных педагогических технологий // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции [ТЕКСТОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ] / сост. Н.А. Степина, Т.В. Воронина, Е. В. Прохорова. Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ ВКУиНТ, 2018. – 787 с.
Формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:
- курсы повышения квалификации и тренинги различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности;
- курсы ИКТ-технологий как форма проверки и обучения ИКТ-компетентности учителя;
- выступления, участие в научно-практических конференциях;
- участие в профессиональных конкурсах;
- подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных технологий;
- проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
- мастер-классы и предъявление методических достижений педагогическому коллективу в рамках методических объединений;
- участие в сетевых сообществах педагогов;
- самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие.
Гладкова Е. М. Всестороннее развитие преподавателя в системе среднего профессионального образования // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции [ТЕКСТОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ] / сост. Н.А. Степина, Т.В. Воронина, Е. В. Прохорова. Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ ВКУиНТ, 2018. – 787 с.
Пути повышения и развития профессиональной компетентности:
- проведение исследовательской деятельности,
- освоение новых педагогических технологий,
- инновационная деятельность,
- работа в рамках сетевых сообществ,
- участие в работе методических объединений,
- участие в конкурсах педагогического мастерства,
- трансляция своего собственного педагогического опыта.
Гладкова Е. М. Всестороннее развитие преподавателя в системе среднего профессионального образования // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции [ТЕКСТОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ] / сост. Н.А. Степина, Т.В. Воронина, Е. В. Прохорова. Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ ВКУиНТ, 2018. – 787 с.
Современные образовательные технологии :
- технология уровневой дифференциации обучения;
- групповые технологии;
- технологии компьютерного обучения;
- игровые технологии;
- технология проблемного и исследовательского обучения;
- технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала;
- педагогика сотрудничества.
- личностно-ориентированное обучение;
- блочно-модульное обучение, тестовые формы итогового контроля знаний;
- метод проектов и кредитно-модульная система оценки знаний;
- дистанционные технологии обучения
Шкуратова О.П. Современные технологии обучения студентов в системе профессионального образования // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции [ТЕКСТОВОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ] / сост. Н.А. Степина, Т.В. Воронина, Е. В. Прохорова. Волгоград: РИО «Перспектива» ГБПОУ ВКУиНТ, 2018. – 787 с.
Современные образовательные технологии :
адаптивная технология обучения (А.С.Границкая).
Одновременная работа преподавателя по:
- управлению самостоятельной работой всех студентов;
- работе с отдельными студентами — индивидуально;
- осуществлению учета и реализации индивидуальных особенностей и возможностей студентов;
- максимальному включению всех в индивидуальную самостоятельную работу.
Активные методы обучения (А.М. Смолкин )
Активные методы обучения
неимитационные
имитационные
игровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с
неигровые
заранее запланированными ошибками, лекция
деловая игра;
коллективная
пресс-конференция; эвристическая беседа;
педагогические
поисковая лабораторная учебная дискуссия;
ситуации;
мыслительная
деятельность;
самостоятельная работа с литературой;
педагогические
задачи и т.п.
семинары; дискуссии
ТРИЗ работа
Методики исследования в области адаптации молодых специалистов
- Анкета «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности».
- Анкета «Затруднения молодого специалиста и пути их решения».
- Анкета «Оценка работы наставника».
- Анкета педагога – наставника.
Качества, способствующие профессиональному личностному самоопределению молодого педагога (обобщенный профиль)
Затруднения молодых специалистов (по компетенциям, мах. степень выраженности - 6)
Пути решения затруднений молодых специалистов (средние значения кол-ва выборов)
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности педагога
Основные
направления
Что я могу сделать
самостоятельно
Молодые специалисты
«Точки» роста
Что я сделаю с
провести занятие,
Наставники
тренировку,
Молодые специалисты
помощью наставника
самообразование, продолжение спортивной карьеры
Наставники
Результат
заполнить документацию (электронный и бумажный журнал)
рабочие программы,
(видение наставников)
календарно-тематическое планирование
консультации, повышение уровня профессионального мастерства, работа с литературой, взаимопосещение
самосовершенствование, повышение уровня методической грамотности
Индивидуальный план развития профессиональной компетентности педагога
Основные
направления
Что я могу сделать
Молодые специалисты
самостоятельно
Устранение
улучшить качество уроков, пройти курсы повышения квалификации, самообразование
«пробелов»
Наставники
Что я сделаю с
Молодые специалисты
помощью наставника
самообразование, индивидуальный план развития, посещение занятий, мастер-классов
Наставники
Результат
устранение методических ошибок при проведении уроков, практических работ (грамотное применение методов и приемов, соблюдение структуры урока)
(видение наставников)
консультации, беседы, взаимопосещение занятий, составление плана повышения профессиональных компетенций
устранение (минимизация) пробелов, повышение уровня профессиональных компетенций
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Галина Федоровна Рогатюк , заведующий методическим отделом [email protected] 89062142562