Реализация личностных УУД
через внеурочную деятельность Слайд № 1
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время.
УУД – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.
Внеурочная работа– составная часть учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения .
Слайд №2 Цель внеурочной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Слайд №3 Основные задачи организации внеурочной деятельности детей перед вами на слайде:
1.Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся.
2.Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
3.Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
4.Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
5. Воспитать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Слайд №4 В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, которые вы видите на слайде:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное) в таких формах, как:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования
индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки
индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий.
Слайд №5 Для реализации в школе доступны виды внеурочной деятельности, представленные на слайде:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество;
трудовая деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, коллективными творческими делами (КТД), беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы.
На собрании родители учащихся определяли направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации классного руководителя о кружках, курсах, их задачах, содержании и ожидаемых результатах. Она должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Слайд №6 Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Слайд №7
2а | Айтыкина А.Х. | Радуга речи | 5 | Среда 1720 | Общеинтеллект. |
Я познаю мир | Пятница 1720 | Духовно-нравственное |
Засыпкин О.А. | Шахматы | Вторник 1720 | Спортивно-оздоровит. |
Айтыкина А.Х. | Информатика и Lego | Понедельник 1720 | Общеинтеллект. |
Шендря К.Е. | Мир общения | Четверг 1720 | Социальное |
Слайд №8 Хочу представить свое видение и опыт реализации личностных УУД через внеурочную деятельностью. Программа внеурочной деятельности «Я познаю мир», «Радуга речи», «Информатика и ЛЕГО» разработаны и ведутся мною для учащихся начальной школы 2а класса.
Слайд №9-10 Духовно-нравственное направление реализуется через кружок «Я познаю мир», это тематические классные часы, организация и проведение экскурсий, акций, встреч с интересными людьми. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Поэтому этот кружок я объединила
Слайд №11 с курсом «Истоки», т.к. некоторые темы программы «Я познаю мир» перекликаются.
Слайд №12 Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки «Радуга речи», «Информатика и Лего». Содержание занятий внеурочной деятельности носит творческий характер, использую разнообразные формы внеурочной деятельности (слайды с фотографиями).
Систему занятий дополняет воспитательная работа по организации познавательного досуга, проведения внеклассных мероприятий, экскурсий, взаимодействие с библиотекой, КСК «Сияние Севера»,участие в общешкольных мероприятиях.
Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли. В процессе учебных занятий формируются такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность. Для формирования указанных выше УУД предлагается много вариантов образовательных технологий, таких как: участие в проектах, творческие задания, экскурсии, дневники достижений, портфолио, участие в конкурсах, олимпиадах. Слайд №13
Каковы первые итоги в результате совместной деятельности?
Представляем свои первые индивидуальные и коллективные проекты; участие в олимпиадах и призовые места; участие в литературных конкурсах, открытые уроки внеурочной деятельности.
Слайд №14 При работе в кружках использовались такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. Слайд №15 Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учились договариваться, развивалась речь, обогащался словарный запас.
Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков….».
ВЫВОДЫ: Слайд №16
1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС ООО.
2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся.
Ребенок- это музыкальный инструмент, а мы, взрослые, мастера по настройки этого инструмента. От того, как мы настроим этот инструмент, зависит чистота его звучания. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности. Учитель должен нести детям добрую энергию и всегда помнить, что «ученик это не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь, а зажечь его может тот, кто горит сам».