ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
Реализация личностных УУД через внеурочную деятельность
(Совещание при директоре)
Докладчик:
Божко С.А.
Валуйки, 2022 г
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании УУД, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время.
УУД – это не только формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию.
Внеурочная работа– составная часть учебно-воспитательного процесса школы. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятелность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников.
Цель внеурочной работы – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни, развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей
1.Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся.
2.Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
3.Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
4.Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.
5. Воспитать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором. В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательной организации выступает план внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией и должен быть направлен, в первую очередь, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность в нашей школе не отличается от образовательной школы и организуется по следующим направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «Я – пешеход и пассажир».
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся начальной школы. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Целью программы внеурочной деятельности является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Данное направление предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.).
Коррекционные занятия по ритмике, АФК, лечебная физкультура, предметно – практическая деятельность поддерживают спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. На занятиях формируются умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, управлять темпом движений, делать движения целесообразными, стройными и уверенными, происходит повышение мобильности слепого и слабовидящего обучающегося.
Духовно-нравственное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «Этика. Азбука добра»
Необходимость реализации данного направления в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной действовать в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами общения и нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что для них крайне важны идеи добра и справедливости, проблемы общения.
Основная цель курса – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Содержание программ курсов в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого содержание программ курсов обеспечивает возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).
Социальное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «Экономика: первые шаги»
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребѐнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаѐтся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
С учѐтом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Социальное направление внеурочной деятельности даёт возможность развития у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде, включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программы курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Социально-бытовая ориентировка, ориентировка в пространстве помогают осуществлять социальное направление внеурочной деятельности. На занятиях формируются навыки самостоятельной жизни.
Общеинтеллектуальное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «Занимательная математика»
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель: развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Курсы внеурочной деятельности общеинтеллектуального спектра направлены на достижение планируемых результатов коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, планируемых результатов формирования у обучающихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Общекультурное направление. В нашей школе это направление реализуется посредствам курса «В мире книг»
Данная программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель программы – создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг, расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Общекультурное направление внеурочной деятельности предполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства.
Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли. В процессе учебных занятий формируются такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность. Для формирования указанных выше УУД предлагается много вариантов образовательных технологий, таких как: участие в проектах, творческие задания, экскурсии, дневники достижений, портфолио, участие в конкурсах, олимпиадах.
При работе использовались такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учились договариваться, развивалась речь, обогащался словарный запас.
Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.
ВЫВОДЫ:
1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС НОО для детей с ОВЗ.
2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся.
Ребенок- это музыкальный инструмент, а мы, взрослые, мастера по настройки этого инструмента. От того, как мы настроим этот инструмент, зависит чистота его звучания. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности. Учитель должен нести детям добрую энергию и всегда помнить, что «ученик это не сосуд, который нужно заполнить, это факел, который нужно зажечь, а зажечь его может тот, кто горит сам».