Реализация программы индивидуальной работы по музыкальному воспитанию с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников.
Реализация программы в МБДОУ ЦРР-Д/С №12 «Улыбка» ведется по программе Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы», а также использую методическую разработку И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Ладушки». Программа нацелена на личностно ориентированный подход к каждому ребенку, она учитывает психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей, содействует охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развивает нравственные, интеллектуальные, эстетические качества, воспитывает самостоятельность, ответственность, обеспечивает поддержку детской инициативы.
Программа обеспечивает:
Коммуникативно-личностное развитие;
Познавательно-речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
ФГОС ДО и ФОП ДО также акцентирует внимание на индивидуализацию дошкольного образования. Индивидуальный образовательный маршрут ребѐнка-дошкольника – один из вариантов индивидуального подхода к детям. Целевыми ориентирами является то, чтобы ребѐнок на этапе завершения дошкольного детства стал инициативным, самостоятельным, активным и творческим. Как распознать музыкальные способности ребѐнка? Совместно с воспитателями мы используем наблюдения, беседы, с психологом анкету способностей ребѐнка (для родителей и педагогов).
Одним из решений в данной ситуации является составления индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) – создание условий для оптимального развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ
Воспитанник подготовительной группы «Северяночка» на 2023-2024 уч.г.
Образовательная область «Музыка»
Маршрут разработан по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой
Музыкальный руководитель: Гавшина Валентина Николаевна
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные
Имя: Иван
Возраст: 6 лет
Проблема в речевом развитии (ЗРР)
Обследование Вани показало, что мальчик интересуется пением, имеет очень хороший голос, что определило использование на индивидуальных занятиях упражнений на развитие певческих навыков (различных распевок), но испытывает трудности при проговаривании слов песен и выполнении музыкально-ритмических движений. При этом Ваня затрудняется с определением жанра прослушанного произведения и инструмента, на котором оно исполняется, характер музыкального произведения. Ребенок не владеет игрой на детских музыкальных инструментах, не проявляет себя в творческой, танцевальной и музыкально-игровой импровизации. Ваня очень замкнутый мальчик, не проявляет творческой активности.
Рекомендации.
Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки, использование различных инструментов для развития как голосовых, певческих способностей, так и речевых.
Цель и задачи.
На основе выводов и рекомендаций, полученных при анализе ситуации развития ребенка, считаем, что целью является формирование у ребенка интереса к музыке, творческой активности в разных видах музыкальной деятельности.
Чтобы осуществить эту цель, поставили следующие задачи:
• Вызывать интерес к разным видам музыкальной деятельности.
• Развивать и совершенствовать музыкальные способности.
• Формировать культуру слушания музыки.
• Формировать певческие и музыкально-ритмические умения и навыки.
• Вовлекать родителей в образовательный процесс и установить с ними сотрудничество.
Материально-техническое обеспечение:
• Наглядно-дидактические пособия;
• Аудиотека;
• Альбом, иллюстрации;
• Музыкальные дидактические игры;
• Музыкальные подвижные игры;
• Детские музыкальные инструменты.
Ожидаемые результаты:
Ребенок:
• Может проговаривать слова песен целиком
• Владеет навыками слушания музыки
• Владеет певческими и музыкально-ритмическими умениями и навыками
• Проявляет творческую активность в разных видах музыкальной деятельности
Родители активно участвуют в образовательном процессе.
Для дальнейшей работы с мальчиком составлен план индивидуальной коррекционной работы совместно с воспитателями, подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей, организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.
Основные направления в работе, игры, упражнения с ребенком. Взаимодействие с семьей.
Дата | ВД | Задачи | Содержание | Результат |
Сентябрь | Диагностическое обследование | Исследование общих музыкальных способностей ребенка: эмоциональная отзывчивость на музыку; Познавательные музыкальные способности; сенсорные (мелодический, тембровый и динамические компоненты музыкального слуха и чувство ритма) и интеллектуальные способности; | Движение Чувство ритма Слушание музыки | Спокойная реакция на музыку. Слушание музыки проходит с улыбкой на лице. Нет желания петь и танцевать. |
Сентябрь – Октябрь - Ноябрь | Музыкальное занятие | Играть на музыкальных инструментах по ритму музыки Выполнить упражнение «Лошадка» Поталовского. Начинать и заканчивать движение с началом и концом музыки. 3.Дидактическая игра: «Большой и маленький колокольчик» - на развитие тембрового слуха. | Слушание Р.н.п. «Две тетери» Поталовский «Лошадка» и т.д. «Большой и маленький колокольчик» и т.д. Игра на ложках, колокольчиках бубнах, барабане под р.н.п. | Спокойная и радостная реакция на музыку. Играет на инструментах активно весело но быстро отвлекается на другие инструменты. |
Декабрь, январь, Февраль | Музыкальное занятие | Формирование музыкальных способностей посредством музыкально-дидактической игры на развитие ритмического восприятия (у взрослого большой бубен у ребенка маленький). Ребенок повторяет ритмический рисунок за взрослым. Развивать крупную моторику 2. Побуждать ребенка выполнять творческие задания. | «Галоп» (поскоки и сильный шаг) муз. М.Глинки «Юмореска» (поскоки с остановкой» муз. А.Дворжака «Музыка со взрослым» Игра «Снежные и ледяные скульптуры» «Зимняя песенка» муз.М.Красева | |
Динамика состояния ребенка:
Состояние на начало учебного года: познавательно- музыкальный интерес устойчив, малоактивен, стремление к самостоятельному выполнению заданий не выражено. Задания выполняет с помощью педагога.
Ребенок зажат, стесняется, складывается, отказывается танцевать и петь. Социальный интеллект малоразвит. В коллективе сверстников не нуждается. С радостью тянется к игре на музыкальных инструментах, но при этом нет чувство ритма. Наличие гипертонуса мышц. С трудом расслабляется.
Результативность занятий покажет на конец учебного года.