СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевая готовность ребёнка к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность ребёнка к школе»

      Речевая готовность ребёнка к школе         Иванова Галина Дмитриевна

Речевая готовность ребёнка к школе

Иванова Галина Дмитриевна

 Наша речь – это процесс общения,  поэтому готовность или неготовность  к обучению в школе во много  определяется уровнем речевого развития.  Чем лучше у него будет развита речь  до поступления в школу, тем быстрее  ученик овладеет чтением и письмом.

Наша речь – это процесс общения,

поэтому готовность или неготовность

к обучению в школе во много

определяется уровнем речевого развития.

Чем лучше у него будет развита речь

до поступления в школу, тем быстрее

ученик овладеет чтением и письмом.

    Письмо Министерства образования Российской Федерации

Письмо Министерства образования Российской Федерации "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы"

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.

 РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ  фонематический слух словарный запас связная речь

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

  • фонематический слух
  • словарный запас
  • связная речь
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ  1. Правильность произношения звуков. 2. Умение различать звуки речи на слух. 3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов. 

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

  • 1. Правильность произношения звуков.
  • 2. Умение различать звуки речи на слух.
  • 3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов. 
Владение элементарными навыками звукового анализа: умение выделять начальный гласный звук из слова; анализ гласных из трех звуков - «ауи»;  анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; определять количество и последовательность звуков в слове называть слова на заданный звук. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Владение элементарными навыками звукового анализа:

  • умение выделять начальный гласный звук из слова;
  • анализ гласных из трех звуков - «ауи»;
  • анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • определять количество и последовательность звуков в слове
  • называть слова на заданный звук.
  • Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Игры с буквами и словами    «Назови лишнее слово».  Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, колос, голос, волос. Коса, коса, роса, коса, коса, коза .   Найди картинку со звуком [л].

Игры с буквами и словами

«Назови лишнее слово».

Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, колос, голос, волос.

Коса, коса, роса, коса, коса, коза .

Найди картинку со звуком [л].

 Обведи букву, которая есть в названии картинки  Определи место звука [ч] в слове.

Обведи букву, которая есть в названии картинки

Определи место звука [ч] в слове.

 Назови картинки, в названии которых есть звук [ж].  Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове

Назови картинки, в названии которых

есть звук [ж].

Нарисуй столько кружков,

сколько звуков в слове

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС    Предметный словарь: - называние предметов, относящихся к различным логическим группам;    - нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов;    - подбор признаков к определенному предмету;    - подбор возможных действий к предмету;    - подбор предметов к заданному действию;    - подбор синонимов  (веселый – радостный, идти – шагать);    - подбор антонимов  (высоко – низко, широкий – узкий, жара – холод) называние предметов и их частей: человек (шея, брови, лоб, ресницы, щёки, ладонь, локоть, плечи, колени)

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

  Предметный словарь:

- называние предметов, относящихся к различным логическим группам;   - нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов;   - подбор признаков к определенному предмету;   - подбор возможных действий к предмету;   - подбор предметов к заданному действию;   - подбор синонимов

(веселый – радостный, идти – шагать);   - подбор антонимов

(высоко – низко, широкий – узкий, жара – холод)

  • называние предметов и их частей:

человек (шея, брови, лоб, ресницы, щёки, ладонь, локоть, плечи, колени)

Игры, развивающие  устную речь ребёнка:  «Испорченный телефон».  «Буквы вокруг меня».  « Я знаю пять названий».  Игра

Игры, развивающие устную речь ребёнка:

«Испорченный телефон».

«Буквы вокруг меня».

« Я знаю пять названий».

Игра "Кто кем (чем) будет?"

- цыпленок - петухом

- бумага - книгой - снег -водой - вода - льдом - семечко – цветком

Игра-наоборот: "Кто кем был?". - лошадь - жеребенком - цветок - семенем

 Игра

Игра "Третий лишний". - молоко, сок, хлеб. - машина, лошадь, трамвай. - шапка, платок, сапоги. - яблоко, капуста, огурец.

- дождь, снег, река. - врач, турист, шофер.

Угадай слово по начальному слогу «ма»

ма шина, ма трешка, ма кароны.

Продолжи ряд, используя последний слог предыдущего слова в качестве начала для последующего

(ры ба ба ран – ранка – калоша и т.д.).

 Составить цепочку слов. (ребёно к – к оров а – а рома т – т ор т - т ень)  Назвать все известные предметы одного и того же цвета.  ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

Составить цепочку слов.

(ребёно к – к оров а – а рома т – т ор т - т ень)

Назвать все известные предметы одного и того же цвета.

( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ словоизменение словообразование по числам по родам по падежам по временам  образование однокоренных слов

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

словоизменение

словообразование

  • по числам
  • по родам
  • по падежам
  • по временам
  • образование

однокоренных слов

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ по числам (стопа-стопы, ухо - уши, глаз - глаза) по родам (Мальчик читал книгу. Девочка читала книгу.) по падежам ( Живёт не в лесе – в лесу ) по временам (бежать – бегу – бегал - буду бегать, побегу)

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

  • по числам

(стопа-стопы, ухо - уши, глаз - глаза)

  • по родам

(Мальчик читал книгу.

Девочка читала книгу.)

  • по падежам

( Живёт не в лесе – в лесу )

  • по временам

(бежать – бегу – бегал - буду бегать, побегу)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ образование различных частей речи в уменьшительно-ласкательной форме (ведро-ведерко, синий – синенький, кот - котёнок); образование слов с помощью приставок и суффиксов (шел, вышел, пришел; сахар, сахарница; шахматы, шахматист); образование одних частей речи от других (дерево – деревянный, веселый – весело).

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

  • образование различных частей речи в уменьшительно-ласкательной форме

(ведро-ведерко, синий – синенький, кот - котёнок);

  • образование слов с помощью приставок и суффиксов

(шел, вышел, пришел; сахар, сахарница;

шахматы, шахматист);

  • образование одних частей речи от других

(дерево – деревянный, веселый – весело).

 ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ    1. Больше говорите с ребенком.   2. Читайте книги вслух.  3. Пересказ прослушанного текста ребёнком.  4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.  5. Разучивание стихов,  скороговорок.  6. Учите ребёнка придумывать смешные истории, загадки, рифмы.

ВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ 

1. Больше говорите с ребенком.

  2. Читайте книги вслух.

3. Пересказ прослушанного текста ребёнком.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

5. Разучивание стихов,

скороговорок.

6. Учите ребёнка

придумывать смешные

истории, загадки, рифмы.

Помните! Только вы, родители, можете помочь своему ребёнку в развитии его речи! Радуйтесь успехам ребёнка, чаще хвалите его! Не жалейте времени на общение  со своим ребёнком!

Помните!

Только вы, родители, можете помочь своему ребёнку в развитии его речи!

Радуйтесь успехам ребёнка,

чаще хвалите его!

Не жалейте времени на общение

со своим ребёнком!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!