Консультация для родителей
Речевое развитие детей 2-3 лет
Если ребёнок в 2 года совсем не разговаривает или говорит мало слов, которые не совсем понятны окружающим – это вызывает тревогу у взрослых. Однако отправная точка в развитии речи – первые слова ребёнка, на ранних этапах выполняющие функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением.
Из опыта работы педагогов с детьми доказано, что односложные предложения появляются в речи детей примерно в возрасте 1года 3 месяца. Из односложных раньше всего встречаются номинативные предложения, констатирующие наличность представляющихся ребёнку предметов и связанных с ситуацией общения, сопровождающихся обычно восклицанием. Именно в этот период ребёнка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность. Основное внимание следует уделять воспитанию умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. В семье ребёнок общается с близкими людьми, живущими рядом с ним, понимающими его с полуслова. Поэтому наблюдается недостаточная речевая самостоятельность малыша. Общение носит ситуативный характер.
Рекомендуется больше времени уделять чтению детских книжек с яркими картинками, слушать и разучивать детские песенки. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых инструментах. Пойте детскую песенку вместе с малышом, но в отличии от него, пойте её правильно.
Кроме того, окажут полноценную помощь в стимулировании речи малыша данные приёмы:
Разговор с самим собой. Когда малыш находится рядом, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где стул? Я вижу стул. Славика стул стоит на кухне».
Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот приём, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.
Провокация, или искусственное понимание ребёнка. Этот приём состоит в том. Что взрослый спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и глупеньким». Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на Вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет. Конечно же он будет возмущён, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.
Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Каша»,- вы же продолжаете: «Каша очень вкусная», «кашу едят ложкой». Этим приёмом вы постепенно подводите малыша к тому. Что бы он овладел более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.
Приговоры. Использование игровых песенок, потешек в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм и постепенно проникать в её смысл.
Выбор. Предоставляете ребёнку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне способен самостоятельно делать выбор. Если ему это право предоставляется взрослыми: «ты хочешь играть с машинкой или роботом?» «Тебе целое яблоко или половинку?».
Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребёнок не находит подходящих слов и выражает их другими способами – через рисование, лепку, конструирование. В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Ребёнок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки.
Известный психолог Лев Семёнович Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача – облечь мысль ребёнка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ. В результате ребёнок, понимающий, чтот он говорит, соединяющий с произносимым словом отчётливое представление, надёжно овладевает родным языком.
Тренировка пальцев рук. Простейший метод-массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков кончиков пальцев к запястью. Либо брать каждый пальчик по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.
Чтобы развивать ручную умелость, а следовательно речевую активность ребёнка, можно использовать играть с конструктором, мозаикой, кубиками. Складывать матрёшку, играть с вкладышами. Рисовать мелками, карандашами, красками. Нанизывать крупные пуговицы и бусины и многое другое.
И только тесное сотрудничество взаимодействия всех участников, а именно родителей и педагогов позволит сформировать оптимальные условия для создания эмоционального фона речевого развития воспитанников. Безусловно, и активное участие родителей обеспечит положительный результат для развития их собственного ребёнка.