СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Речевой этикет и его особенности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка разработан по теме "Речевой этикет и его особенности". Урок направлен на формирование мотивации потребности культурного поведения и развитие эмоционального интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет и его особенности.»



Тема урока: «Речевой этикет и его особенности».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

1.Предметные: формирование представлений о речевом этикете.

2Метапредметные: развитие навыков связной речи учащихся;

3. Личностные: воспитание культуры общения.

Задачи: научиться формировать необходимые навыки и умения, которые способствуют эффективной социализации. Урок направлен на формирование мотивации потребности культурного поведения и развитие эмоционального интеллекта.



Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

2. Мотивация и актуализация.

Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете как части языка и культуры. Ведь, где бы мы не находились — на улице, дома, на работе, мы ежедневно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, просим и предлагаем, приглашаем и отказываемся.

Умение уважительно, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении со знакомыми и незнакомыми людьми

Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека. 

3. Первичное усвоение новых знаний

Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.

Давайте откроем тетради и запишем слова, которые написаны на доске, вставляя пропущенные буквы.

Задание 1. Словарно-орфографический диктант.

До св_дания, п_жалу..ста,                

изв_ните, прошу пр_щени_

сп_сибо, здра_ствуйте,

Что же такое этикет? Как вы считаете?


Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах


Задание 2. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице

ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО

ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП


Сегодня мы обратим особое внимание на формы обращения.


Что такое обращение?

 

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.


Что важно при выборе обращений?


- КТО говорит


- КОМУ говорит


- В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит


4. Первичное закрепление знаний


Задание 3. Работа в парах с текстом.


Сейчас мы прочитаем с вами диалог и ответим на вопросы


Два ученика читают диалог.


1) - Алло, можно Эллу?

2) - Привет, подружайка! Это я.

1) - Ты выйдешь гулять?

2) - Не могу: родаки дома.

1) - Ты фейерверк видела? Ну, как?

2) - Ну, кайф! Круто!

1) - Знаешь, Мадонна приезжает.

2) - Да, я от нее тащусь.

1) - Будешь смотреть ее концерт?

2) - А то, я не могу пропустить такое клевую тусовку

1) - До свидания, Элла.

2) - Чао!         

 

Как выделяются обращения на письме? (Запятыми и восклицательным знаком)


Что необычного в этом диалоге? (Ученики отвечают)


Вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. И.С. Тургенев говорил «... нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет.


Задание 4. Давайте попробуем составить диалог, который подходит для культурного общения.


- Здравствуй, дорогая подруга.

- Привет, подруга!

- Ты выйдешь гулять?

- Я не смогу пойти, так как родители дома.

- Ты фейерверк видела? Ну, как?

- Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!

- Знаешь, Мадонна приезжает.

- Да, я восхищена ее пением.

- Будешь смотреть ее концерт?

- Конечно, я же современная девушка.

- До свидания, Элла.

- Пока, подружка!


Все верно! У нас получился диалог, который используют культурные люди. 


5. Подведение итогов


Итак, мы сегодня на уроке с вами говорили о речевом этикете. Вспомнили, что при выборе обращений необходимо учитывать, с кем мы говорим, в какой речевой ситуации находимся. Каждому из нас приятно, когда общение доброжелательное и вежливое.


В качестве итога нашей работы предлагаю вам соединить крылатые выражения, которые связаны с речевым этикетом.



Доброе слово


язык не усохнет.



Ветры горы разрушают,


и кошке приятно.

От доброго слова


железные ворота откроет.


Доброе слово


слово народы подымает.




6. Рефлексия.


Замечательно. Теперь я хотела бы попросить вас оценить свою работу на уроке.


Запишите на листочках словосочетание, которое отражало бы ваше состояние на уроке:


- на зеленом листочке, если вам все было понятно на уроке, комфортно, и выполнение заданий вам далось легко;

- на желтом, если на уроке вы немного затруднялись, было не все понятно;

- на красном, если на уроке было трудно, и вы ничего не поняли.



7. Домашнее задание.



Дети, вы большие молодцы. Скажите мне: возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова?



Домашнее задание: посмотрите на карточки, которые лежат у вас на парте, в них есть вопросы, связанные с темой нашего урока, вам необходимо будет на них ответить.



1.Кто здоровается при встрече первым, если встретились младший и старший?

Ответ: первым здоровается младший, но руки не подает.


2. Кто здоровается при встрече первым, если встретились мальчик и девочка?

Ответ: первым здоровается мальчик, но руки не подает.


3. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

Ответ: Да.


4. Вы с друзьями идете по улице мимо вашего дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей в гости. Придя домой, ты застаешь маму за уборкой. Приходиться извиниться перед друзьями и попрощаться с ними. Кто виноват в сложившейся ситуации?

Ответ: виноват ты. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, в первую очередь у родителей, будет ли это удобно.


5. Всегда ли нужно пропускать вперед девочек?

Ответ: нет. Например, мальчик выходит из автобуса первым и останавливается рядом, готовый помочь девочке при выходе.


6. В транспорте рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подходит женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место?

Ответ: место уступает мальчик. А девочка или пересаживается, или встает и пропускает маму с малышом.


7. Следует ли благодарить человека, уступившего вам место в транспорте?

Ответ: Да.




Выставление оценок.


Всем спасибо за урок! До свидания!