Тема урока: «Речевой этикет и его особенности».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
1.Предметные: формирование представлений о речевом этикете.
2. Метапредметные: развитие навыков связной речи учащихся;
3. Личностные: воспитание культуры общения.
Задачи: научиться формировать необходимые навыки и умения, которые способствуют эффективной социализации. Урок направлен на формирование мотивации потребности культурного поведения и развитие эмоционального интеллекта.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
2. Мотивация и актуализация.
Сегодня мы с вами поговорим о речевом этикете как части языка и культуры. Ведь, где бы мы не находились — на улице, дома, на работе, мы ежедневно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, просим и предлагаем, приглашаем и отказываемся.
Умение уважительно, то есть пользоваться речевым этикетом, позволяет нам комфортно себя чувствовать при общении со знакомыми и незнакомыми людьми
Речевой этикет — это зеркало, отражающее уровень внутренней культуры человека.
3. Первичное усвоение новых знаний
Вежливые слова нужно не только знать, но и уметь правильно писать.
Давайте откроем тетради и запишем слова, которые написаны на доске, вставляя пропущенные буквы.
Задание 1. Словарно-орфографический диктант.
До св_дания, п_жалу..ста,
изв_ните, прошу пр_щени_
сп_сибо, здра_ствуйте,
Что же такое этикет? Как вы считаете?
Этикет (франц. etiquette) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах
Задание 2. Найдите вежливые слова в зашифрованной таблице
ИЗВИНИТЕРРОААПЦГТЗДРАВСТВУЙТЕРО
ПРОЩАЙПКИВАРУВИАРУИДОБРОЕУТРОП
Сегодня мы обратим особое внимание на формы обращения.
Что такое обращение?
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Что важно при выборе обращений?
- КТО говорит
- КОМУ говорит
- В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ говорит
4. Первичное закрепление знаний
Задание 3. Работа в парах с текстом.
Сейчас мы прочитаем с вами диалог и ответим на вопросы
Два ученика читают диалог.
1) - Алло, можно Эллу?
2) - Привет, подружайка! Это я.
1) - Ты выйдешь гулять?
2) - Не могу: родаки дома.
1) - Ты фейерверк видела? Ну, как?
2) - Ну, кайф! Круто!
1) - Знаешь, Мадонна приезжает.
2) - Да, я от нее тащусь.
1) - Будешь смотреть ее концерт?
2) - А то, я не могу пропустить такое клевую тусовку
1) - До свидания, Элла.
2) - Чао!
Как выделяются обращения на письме? (Запятыми и восклицательным знаком)
Что необычного в этом диалоге? (Ученики отвечают)
Вы должны знать, что использование таких слов – один из показателей невоспитанности и необразованности. И.С. Тургенев говорил «... нам дан во владение великий и могучий язык», поэтому мы должны соблюдать речевой этикет.
Задание 4. Давайте попробуем составить диалог, который подходит для культурного общения.
- Здравствуй, дорогая подруга.
- Привет, подруга!
- Ты выйдешь гулять?
- Я не смогу пойти, так как родители дома.
- Ты фейерверк видела? Ну, как?
- Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!
- Знаешь, Мадонна приезжает.
- Да, я восхищена ее пением.
- Будешь смотреть ее концерт?
- Конечно, я же современная девушка.
- До свидания, Элла.
- Пока, подружка!
Все верно! У нас получился диалог, который используют культурные люди.
5. Подведение итогов
Итак, мы сегодня на уроке с вами говорили о речевом этикете. Вспомнили, что при выборе обращений необходимо учитывать, с кем мы говорим, в какой речевой ситуации находимся. Каждому из нас приятно, когда общение доброжелательное и вежливое.
В качестве итога нашей работы предлагаю вам соединить крылатые выражения, которые связаны с речевым этикетом.
Доброе слово | язык не усохнет. |
Ветры горы разрушают, | и кошке приятно. |
От доброго слова | железные ворота откроет. |
Доброе слово | слово народы подымает. |
6. Рефлексия.
Замечательно. Теперь я хотела бы попросить вас оценить свою работу на уроке.
Запишите на листочках словосочетание, которое отражало бы ваше состояние на уроке:
- на зеленом листочке, если вам все было понятно на уроке, комфортно, и выполнение заданий вам далось легко;
- на желтом, если на уроке вы немного затруднялись, было не все понятно;
- на красном, если на уроке было трудно, и вы ничего не поняли.
7. Домашнее задание.
Дети, вы большие молодцы. Скажите мне: возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова?
Домашнее задание: посмотрите на карточки, которые лежат у вас на парте, в них есть вопросы, связанные с темой нашего урока, вам необходимо будет на них ответить.
1.Кто здоровается при встрече первым, если встретились младший и старший?
Ответ: первым здоровается младший, но руки не подает.
2. Кто здоровается при встрече первым, если встретились мальчик и девочка?
Ответ: первым здоровается мальчик, но руки не подает.
3. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
Ответ: Да.
4. Вы с друзьями идете по улице мимо вашего дома. Вдруг ты решаешь пригласить друзей в гости. Придя домой, ты застаешь маму за уборкой. Приходиться извиниться перед друзьями и попрощаться с ними. Кто виноват в сложившейся ситуации?
Ответ: виноват ты. Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у членов семьи, в первую очередь у родителей, будет ли это удобно.
5. Всегда ли нужно пропускать вперед девочек?
Ответ: нет. Например, мальчик выходит из автобуса первым и останавливается рядом, готовый помочь девочке при выходе.
6. В транспорте рядом сидят мальчик и девочка. Он – у окна, она – со стороны прохода. Подходит женщина с ребенком на руках. Кто должен уступить место?
Ответ: место уступает мальчик. А девочка или пересаживается, или встает и пропускает маму с малышом.
7. Следует ли благодарить человека, уступившего вам место в транспорте?
Ответ: Да.
Выставление оценок.
Всем спасибо за урок! До свидания!