СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Речевой этикет. Речевые привычки."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Речевой этикет. Речевые привычки."»

ТЕМА: Речевой этикет. Речевые привычки.


Цель урока: Формирование представлений учащихся о речевом этикете


Задачи: - познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;

- побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;

- сформировать понятие о правилах эффективного общения;

- познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения

- учить анализировать собственную речь и речь собеседника


Ожидаемые результаты: - учащиеся углубят знания об этике

- дети познакомятся с рассказом Василия Сухомлинского «Одни и те же слова»; притчей «Тройное сито нашей речи»

- в групповой работе будут составлять формулы знакомства, просьбы, приглашения.

Основные термины и понятия: речь, этикет, речевой этикет, тон речи ( это мелодия речи)- доброжелательный, дружеский, спокойный


Ход урока:


I 1. Организация деятельности учащихся

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания - Какие пословицы об этикете вы подобрали? - Как вы понимаете смысл той или иной пословицы? (например, «Что у умного на уме, то у дурака на языке», «Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает и др.)


II 1. Подготовка к восприятию нового материала

1. Прием «Дерево решений» ( на доске макет дерева с листочками –заданиями, ученики срывают листочки, отвечают на вопросы) -Что такое этикет? (слово образовано от французского этикетка, порядок поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести) -Какие виды этикета вы знаете? (свадебный, повседневный, речевой, профессиональный, этикет выходного дня, дипломатический, столовый и др.)

- К какому виду этикета относится совокупность принятых в обществе правил речевого поведения? (к речевому)

2. Работа с пословицей ( прием «Продолжи пословицу») Учитель предлагает учащимся придумать продолжение пословицы, объяснить ее смысл. -«Бог дал два уха и один ……» (дети придумывают свое продолжение пословицы, правильный ответ на слайде, объясняют значение)

- Как вы думаете, о каком виде этикета сегодня на уроке пойдет речь? (о речевом этикете)

- Какое слово похоже на слово речка? - Что мешает плавному течению реки?

- Какие слова засоряют нашу речь? - Каким одним словом можно назвать слова, засоряющие нашу речь? ( мусор) Работа над рассказом Василия Сухомлинского «Одни и те же слова» (читает учитель)

Вопросы для беседы:

- Каким голосом говорила бабушка Марина?

- Почему новый работник фермы, дед Карп, никому не понравился?

-Как действовали на главного героя рассказа слова: «Пойди, принеси воды!» бабушки Марины и деда Карпа?

-Каким тоном можно произносить одни и те же слова? (тихим добрым ласковым, холодным, бессердечным)

-Как бы вы охарактеризовали речь Василия Александровича Сухомлинского?


3. Работа в группах:

1 группа - Составляет формулы просьбы (например, сделайте одолжение… если вам не трудно (если вас это не затруднит)… будьте любезны… не могу ли попросить вас… очень вас прошу…)

2 группа – Составляет формулы знакомства (разрешите с вами познакомиться…я хотел бы с вами познакомиться…давайте познакомимся… будем знакомы)

3 группа - составляет формулы приглашения (позвольте (разрешите) пригласить вас… приходите на праздник (юбилей, встречу…будем рады видеть вас.)

Каждая группа презентует свою работу, дополнительную информацию о правилах эффективного общения дает учитель ( приложение)


Физкультминутка Игра «Сжигаем слова-сорняки» Учитель предлагает детям весь мусор речи, слова, звуки, которые засоряют речь (такие, например, как «вот», «понимаешь, «ну», «это», «э-э») сжечь в костре. На доске импровизированный костер, ребята подходят к костру и складывают слова-сорняки.


4. Работа над притчей «Тройное сито нашей речи» Беседа по притче: - Какой совет дал учитель человеку? (просеивать все слова через сито) - Через какие три сита учитель советовал просеивать свою речь? (сито добра, сито правды, сито пользы) - Какой поучительный смысл заключен в данной притче? Чему она нас учит? - Через какое сито могли бы вы посоветовать просеивать свою речь? (учитель предлагает подумать над этим заданием дома)


III 1. Закрепление основных понятий урока. Работа со словом «речь»

1. 1- существительное (речка)

2. 2 – прилагательных (красивая, правильная, ясная)

3. 3- глагола (помогает, воспитывает, обогащает)

4. Предложение 3-4 слова, мое отношение

5. Слово-ассоциация, синоним (речь-слово), учащиеся выбирают слова близкие по значению из словаря синонимов.

Вопросы к учащимся:

- Задумывались ли вы о своих ошибках в речи?

- Каким тоном можно произнести одни и те же слова?

- Как влияет доброжелательный тон в беседе на поведение собеседника?

- Будете ли вы придерживаться доброжелательного тона в беседе с собеседником?

- Как можно перефразировать пословицу « Бог дал нам два уха и один язык» (например, Бог дает нам совет - больше слушай, а меньше говори)

- Что расскажите о сегодняшнем уроке своим близким ?

Приложение. В беседе с другим человеком мы используем личные местоимения «ты», «вы».

«Ты» –это обращение к другу, степень доверия, близкие отношения.

Русское «вы»- означает признание возраста, должности, индивидуальности человека При знакомстве взрослые обычно говорят: «Разрешите (позвольте) с вам познакомиться (вам представиться)» Этикет запрещает обращаться к незнакомым людям «Бабуля, дедуля, дяденька, « тетенька», «женщина», «мужчина». Если вы кого-то нечаянно толкнули, наступили на ногу, то следует извиниться. В таком случае говорят: «пожалуйста», «Простите за беспокойство»

Притча «Тройное сито нашей речи»Один человек пришел к своему Наставнику и спросил: - Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?