- Реклама - это прежде всего обобщенное понятие: устные, письменные, печатные сообщения (в том числе в экранном отображении), имеющие специфические цели, назначение, вид, смысловую окраску и контекст.
- Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона о рекламе).
- Слово «реклама» (производное от лат. reclamare - выкрикивать, окликать) имеет много значений, но все они теснейшим образом связаны со сбытом товаров, развитием торговли и завоеванием новых рынков.
В Российской Федерации рекламную деятельность регулирует закон «О рекламе» от 14 июня 1995 года. Всех участников рекламной деятельности закон подразделяет на субъекты и объекты рекламного воздействия.
Форма рекламы - это форма доведения рекламного сообщения до потребителя или объекта рекламы.
Базовыми формами рекламы являются как личностная, когда сообщения передаются буквально «из уст в уста», «из рук в руки», так и безличностная , когда сообщения передаются техническими средствами.
Основные виды и подвиды рекламы:
1. устная реклама, в том числе и озвученная;
2. печатно-письменная: листовки, проспекты, буклеты, каталоги, газеты и журналы;
3. художественно-изобразительная (или рисованная): щиты, вывески, тумбы, планшеты, плакаты, баннеры, транспаранты, растяжки и т. д.;
4. графическая (схемы, таблицы, пиктограммы, указатели, в том числе выполненные в компьютерной графике);
5. фотореклама (фотопанно, фотослайды, фотоальбомы, фотовитрины и т. д.);
6. радиореклама (трансляционная и эфирная);
7. аудиовизуальная, в том числе экранно-проекционная (кино и проекционное видео) и электронно-экранная (телевизионная, видеомагнитофонная и компьютерная)
Скидки с цены. Это самая распространенная и наиболее широкая группа мер стимулирования.
К ним относятся скидки
- с оговоренного количества покупаемого товара, например 5 % с каждых 10 шт.;
- за одну упаковку, например 10 % с каждой упаковки по 20 шт.;
- бонусные постоянным клиентам и покупателям. Бонус публикуется или рассылается
- по купонам и дисконтным картам для повторных покупок. Купон или дисконтная карта вручается при оформлении первой покупки или вкладывается в упаковку приобретенного товара. При предъявлении дисконтной карты скидка в цене обычно составляет 5 % от стоимости приобретаемого товара. Такие скидки практикуют магазины и фирмы, торгующие радиотоварами, бытовой техникой, компьютерами и оргтехникой;
- по определенным дням недели. Например, вход на выставку или ярмарку может стоить в понедельник 15р., тогда как в другие дни - 30-35 р.;
- сезонных распродаж. Они разные в зависимости от продукта и ситуации. Например, к весенне-летнему сезону - одни, к отпускному периоду в июле и августе - другие, к осенним дням и Рождеству - третьи. Бывает, что они достигают 50-60 %;
- по случаю юбилея фирмы или национальных праздников;
- в определенных местах торговли, например на лотках, на ярмарках или в удаленных районах города;
- определенным категориям покупателей и некоторым организациям: школам, колледжам, вузам, студентам, пенсионерам, военнослужащим ит. п.;
- на устаревшие модели при переходе к продаже новых;
- на новые модели (в целях ускорения продвижения на рынок);
- на новые модели при сдаче старых (товарообменный зачет до 50 %);
- краткосрочных распродаж (до 30 мин, иногда до 1 ч).
Известно множество мер, стимулирующих покупателя, но главные из них - скидки, премии и призы.
Премии за покупку конкретного количества товарных единиц или за покупку товара на определенную сумму. Обычно это фирменная майка, сумка или какой-нибудь сувенир. Премия-сувенир может быть выдана на руки при оплате, вложена в готовый комплект или в упаковку купленного товара либо вручена на выходе из магазина при предъявлении чека.
Бесплатные образцы . Они вручаются покупателям больших закупок или представителям потенциальных оптовых покупателей. Если вы покупаете сразу четыре предмета, то пятый вам может быть добавлен в знак признательности за покупку. Бесплатный образец может быть вручен заранее, если вы заказываете большую партию товара, например для коллектива предприятия.
Передача во временное пользование новых товаров «на пробу». Но тогда вы обязуетесь своевременно вернуть товар и дать полную характеристику его потребительским свойствам. Если же вы удовлетворены его качеством или эксплуатационными характеристиками и оставляете его себе, при оформлении покупки вам будет сделана соответствующая скидка, а ваша информация о новом товаре войдет в комплекс рекламных мероприятий.
Бесплатное распространение демонстрационных изделий. Это чаще всего демонстрационные компьютерные дискеты или диски. Их можно посмотреть, показать другим, но пользоваться ими невозможно. Иногда на видеокассетах бесплатно распространяются специально подобранные фрагменты из фильмов, поступивших в продажу, или те, которые можно взять напрокат. Такие изделия можно только «понять», но нельзя использовать.
Призы за участие в устроенном фирмой конкурсе, лотерее или шоу. Такие мероприятия привлекают внимание не только непосредственных участников, но и огромной аудитории зрителей, среди которых всегда оказываются потенциальные покупатели. Так, распродавая свои акции, концерн «АВВА» устраивал по их номерам ежемесячные лотереи, где главным призом была автомашина, поэтому в покупку акций концерна были вовлечены десятки тысяч граждан. Выставочная организация «УВП-групп» перед проведением «Мебельного салона» устраивала спортивные соревнования потенциальных игроков в боулинг. Лидеры соревнования получали бесплатно дополнительный метраж на выставке, а победителю предоставлялся готовый стенд с приличной экспозиционной площадью.
Итак, основные составляющие фирменного стиля:
- логотип (или фирменный знак) - название фирмы или словосочетание, выполненное в определенной графической форме;
- слоган (короткая фраза) - девиз фирмы или главное потребительское достоинство товара;
- графический товарный знак - условное графическое изображение, принадлежащее данной фирме;
- цветовая гамма - отобранные для постоянного пользования цветовые эталоны, создающие в сочетании с другими элементами определенный зрительный образ;
- фирменный шрифт - определенным образом отобранные шрифты, используемые при создании печатной продукции, этикеток, пригласительных билетов и других материалов;
- схема верстки - определенная компоновка элементов печатной продукции при подготовке ее к изданию;
- формат издания - размеры и контуры, распространяемые на печатную продукцию. Они могут быть нестандартными, если это способствует лучшему их зрительному выделению из других изданий и запоминанию.
- Возможно и использование аудиообраза - несколько нот, музыкальная фраза или даже гимн фирмы. Таким образом, грамотно организованная реклама в продвижении товаров и услуг фирмы оказывает существенное влияние на повышение ее финансово-экономических показателей.