Рекомендации педагогам по развитию УУД у школьников В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Личностные УУД 1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. 2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. 3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. 4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель (родитель) своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Познавательные УУД 1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, по схеме: основное понятие (правило) - пример - значение изучаемого материала). 2. Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите учиться. Используйте схемы, планы, модели, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. 4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Коммуникативные УУД 1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос при затруднениях задавайте ему наводящие вопросы. 2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. 3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого некоторое время вначале вы будете причислять дополнительный балл. 4. Организовывая групповую работу или в работу парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы. 5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу («Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?» и т.д.), переспрашивать, уточнять. 6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Регулятивные УУД 1. Научите ребенка контролировать свою речь (темп, громкость, жестикуляцию) при выражении своей точки зрения по заданной тематике. 2. Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу. 3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Упражнения по развитию УУД Развивают действия нравственно-этического оценивания. «Восстанови рассказ» Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова. Вариант 1. «Однажды пошел Алеша в _________ за грибами. Увидел на __________ белку и кинул __________ кепку. В ___________ не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша, ______________ ему стало кепки. Хорошо, что мимо ____________ школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким ___________, он залез ___________ и достал Алешину кепку. __________ отдал кепку Алеше и сказал: « Нельзя обижать __________. Ты сам __________ наказал!» Вариант 2. «Утром Толя _____________.из дома. На дворе была __________. Испугался ________ , стал под тополем и думает: «__________ в школу. Страшно _________». Тут он увидел Сашу, который ____________ под деревом. Он тоже собрался в ___________ и тоже _____________. Мальчики увидели __________ друга. Им стало _________. Они _______ Развивают действия смыслообразования. Игра «Аукцион идей» Инструкция. Мы будем называть то, что люди делают, а вы должны продолжить фразу, объяснив, для чего они это делают. Итак: Люди ходят в гости… Делают домашние задания …. Пекут пироги … Пишут эсэмэс … Опаздывают … Поднимают руку на уроке … Сплетничают … Развивают действия по поиску и выделению информации. «Игра с цифрами» Инструкция. Сейчас ведущий (выбирается считалочкой или назначается) расставит вас по росту. После этого ведущий выдаст каждому из вас свою цифру. Варианты команд: «Цифры 1,2,4, 8 встанут слева от меня!» «Цифры 3,5,6,7 встанут справа от меня!» «Выходите цифры 5!» «Справа от 5 встанет 6, а слева от 5 встанет 4!» «Справа от 6 встанет 7, а слева от 7 встанет 8!». «Сосед слева – сосед справа» Дети сидят в кругу. Инструкция. Сейчас каждый из вас определит своего соседа слева и соседа справа. Делать это вы будете по очереди в определенном направлении. Как только вы услышите хлопок – направление нужно поменять. Например: «Слева от меня Ваня, а справа – Лена». Хлопок: «Справа от меня Лена, а слева – Ваня». Развивают логические действия. «Составь анаграмму» Переставь буквы в словах так, чтобы получилось новое слово. Запиши слова, которые у тебя получились. Барон - _____________ Карма - ______________ Мазок - _____________ Сосна - ______________ Крот - ______________ Стук - _______________ Влага - _____________ Шкала - ______________ Банка - _____________ Атлас - ______________ Ласка - _____________ Корма - ______________ «Расшифруй» Используя шифр, расшифруй слова, спрятанные за этими цифрами. Шифр: А – 1; Б – 2; В – 3; К – 4; М – 5; Н – 6; О – 7; Л – 8; Д - 9; Т – 0 2780 _________ 37281 __________ 4756101 _____________ 0164 _________ 21641 __________ 471691 ______________ 3784 __________ 01876 __________ 578747 _____________ 7467 __________ 91341 __________ 726731 _____________ 2164 ___________ 81341 __________ 31661 ______________ «Найди числа» Найди за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна последнему выделенному числу. Запиши их справа. 8 11 7 10 3 4 25 _______________ 5 4 20 19 15 6 41 _______________ 2 5 14 9 6 7 17 _______________ 12 2 16 18 11 29 _______________ 11 5 3 8 2 14 6 1 12 _______________ 9 5 17 10 3 4 12 21 _______________ 2 7 3 4 5 8 9 _______________ 17 9 2 11 12 24 40 _______________ 5 4 14 17 10 6 28 _______________ 11 7 3 16 9 8 35 _______________ 1 14 13 6 5 4 18 _______________ 10 6 13 4 5 2 17 19 _______________ «Найди общее название» Напиши общее название каждой паре слов. Карп, окунь - ______________________________________________________. Топор, молоток - ___________________________________________________. Осень, весна - _____________________________________________________. Осина, тополь - ___________________________________________________. Кровать, кресло - __________________________________________________. Сентябрь, октябрь - ________________________________________________. Дерево, цветок - ___________________________________________________. Утро, вечер - ______________________________________________________. Вторник, четверг - _________________________________________________. Развивают действия постановки и решения проблем. «Использование предметов» Инструкция. Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? Варианты: стакан, скрепка, карандаш, большая коробка и т.д. «Последствия ситуации» Инструкция. Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Варианты: ты в течение 1 минуты станешь размером с мизинец (великаном). «Предложение» Инструкция. Придумай как можно больше предложений, состоящих из 4 слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений. Развивают способы взаимодействия. «Здороваемся глазами» Педагог: Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Прощание «Башенка» Дети становятся в круг и строят башню из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Маши в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника. После слов: «Всем, всем – до свидания!» - башня рушится. «Пожелание одноклассникам» Как можно быстрее из каждого набора букв выбери лишь те буквы, которые в наборе не повторяются. Выпиши их и составь из этих букв пожелание одноклассникам. АОБООУАДА ИПЬРТПЕИР ЭПВФЭСФПЕ ВЮЛГВДАЛАЮ ЖЗСУУЧЖАЗ ОАСАОТАЛО ГЦИДВГЦЫД Развивают действия контроля и волевой саморегуляции. «Дирижер и оркестр» Дети стоят лицом к педагогу так, чтобы не мешать друг другу. Инструкция. Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх, и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише голоса. Но моя палочка может опускаться и подниматься не только постепенно, она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро: тише – громче. Поем звуки. А: тише - громче; О: тише - громче; У: тише - громче; Э: тише - громче; И: тише - громче; Ы: тише – громче. Усложнения: при поднятии дирижерской палочки (громче) дети стоят на левой ноге, при опускании дирижерской палочки (тише) – меняют ногу. «Двигаемся по команде» Дети стоят в ряд, лицом к педагогу. Инструкция. Рассчитаемся по рядам на первые и вторые номера. Закройте глаза и слушайте внимательно мои команды: «Первые номера – шаг вперед. Вторые номера – два шага влево. Первые номера – один шаг вправо. Вторые номера – два шага назад. И т.д. Постарайтесь с закрытыми глазами определить, где вы сейчас находитесь. Откройте глаза – осмотритесь». «Замок» Инструкция. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Двигать тем пальцем, на который укажет педагог. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к другим пальцам нельзя. В упражнении должны последовательно участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах. |