Репетиционный вариант ЕГЭ 2025г.
РУССКИЙ ЯЗЫК 11 класс
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число), или слово(несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведенным ниже образцам в бланк ответов № 1.
Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.
Все бланки EГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Часть 1.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3 |
В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696–1699). Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о […] неслыханно прекрасном. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь...
Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, — прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы — из тех, которым очень хочется поставить свое «творение» на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет.
Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание истории в школе должно быть конкретным — на памятниках истории, культуры…
Не только природная среда, но и культурная среда, среда памятников культуры и ее воздействие на человека должны подвергаться тщательному научному изучению.
Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.
по Д. С. Лихачёву
1. Самостоятельно подберите неопределённое местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: ___________________________.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) КУЛЬТУРА. Сфера деятельности. Работники культуры.
2) ПОТОМОК Человек по отношению к своим предкам. Потомок великого полководца.
3) ИСТОРИЯ. Действительность в её развитии, движении. Уроки истории. История средних веков.
4) СРЕДА. Один из дней недели. В среду состоится концерт.
5) КОРЕНЬ.Начало рода, поколения и т. п.; род, семья. Здесь наши корни. На этой земле к. нашего рода. Дворянского, казачьего корня кто-л. Надо знать свои корни.
Ответ: ___________________________.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) В тексте представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
2) Чтобы эффективно воздействовать на читателя, на его воображение и чувства, автор использует тропы, например, метафоры (застывшее облако бело-красных кружев), и стилистические фигуры, такие как инверсия (Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев.) и градация (…это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей), усиливающие эмоциональное воздействие речи.
3) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение.
4) Экспрессивность текста усиливает воздействие на читателя, слушателя и достигается за счет использования оценочных слов и выражений, как явных, так и неявных, привлекающих внимание заголовков и иных выносных элементов текста.
5) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
Ответ: ___________________________.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) ненАдолго 2) сливОвый 3) пОгнутый 4) поднЯв 5) кровоточИть
Ответ: ___________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ДЛИТЕЛЬНЫЙ кашель у ребёнка нередко является симптомом серьёзного заболевания.
В БОЛОТИСТОЙ почве содержится мало кислорода и питательных веществ, необходимых растениям.
Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.
К негативным ЭКОЛОГИЧНЫМ факторам относятся химическое загрязнение воды и уничтожение зелёных насаждений.
Неясный свет, ЗЛОВЕЩИЙ и холодный, то утихал, то разгорался.
Ответ: ___________________________.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Зимой следующего года во двор фермы вошёл прилично одетый человек и не успел оглянуться, как, хлопнув внутри дома несколькими дверьми, к нему, распугав кур, скоропостижно выбежала молодая женщина с вытянутым и напряжённым лицом.
Ответ: ___________________________.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛАЖУ по крышам
часовые ПОЯСА
с СЕМЬЮСТАМИ метрами
РАЗОЖГЁТ костёр
несколько ГРАММОВ
Ответ: ___________________________.
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) На уроке все, кто прочитал учебник, смог выполнить самостоятельную работу. |
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 2) Вечером мы уже были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка. |
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 3) Я не заметил, что был ли кто-нибудь ещё так расстроен, как она. |
Г) ошибка в построении сложного предложения | 4) Тех, кто в ХVIII столетии высказал предположение о возможности передачи энергии по проводам, считали фантазёрами. |
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 5) Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л. Волынский в книге «Лицо времени». |
| 6) Согласно плану операции, мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. |
| 7) Никто не удивился, что он идёт и стал копать вместе с рабочими |
| 8) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. |
| 9) Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие. |
Ответ:
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) 1) ч..рточка, ч..тный, чеч..тка
2) пов..дырь, загр..ждение, ум..лять (значение)
3) р..бит в глазах, за..вить, от..желеть
4) ан..нимный, ар..мат, адв..кат
5) ц..ганский, ц..трусовый, *ц..тадель
Ответ: __________________________.
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) правопр..емник, пр..слушаться, пр..карманить
2) об..ятия, с..экономить, трёх..язычный
3) и..тлеть, не..бритые (волосы), в..плеснуть (руками)
4) с..мпровизировать, с..змала, без..скусный
5) з..ведующий, пр..славяне, под..звать
Ответ: __________________________.
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) масл..це, кресл..це;
2) виш..нка, баш..нка
3) рассчит..вать, завид…вать
4) продл..вать, увещ..вать
5) обеспамят..ть, обезоруж..ть
Ответ: __________________________.
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) кол..тся (орех), почита..мый
2) кача..щий, поко..щийся
3) самокле..щиеся, просе..нная
4) дремл..щий, всевид..щий
5) (он) наве..т, (он) обид..т
Ответ: __________________________.
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
2) Всё это свидетельствует о чрезвычайной доброте его тихого и ничуть (НЕ)ЗЛОПАМЯТНОГО сердца.
3) Оставив чай (НЕ)ДОПИТЫМ, Макар быстро собрался и пошёл в тайгу.
4) Оля что-то всё время (НЕ)ДОГОВАРИВАЛА нам, скрывала.
5) Он был человеком самостоятельным, абсолютно ни от кого (НЕ)ЗАВИСЯЩИМ.
Ответ: __________________________.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Он нарочито выставлял свои достижения (НА)ПОКАЗ, ЧТО(БЫ) произвести впечатление на окружающих.
2) ЧТО(БЫ) там ни писала жёлтая пресса, (НА)ПОКАЗ мод в торговом центре пришло немало модниц и модников.
3) И(ТАК), факт (НА)ЛИЦО: мы видим явное улучшение качества работы после внедрения новой системы управления.
4) (НА)ЛИЦО падали крохотные капельки дождя, (И)ТАК его радовали и этот дождь, и это прохладное утро после недели нестерпимой жары.
5) (НА)КОНЕЦ птенцы угомонились, и их мама, усевшись (НА)КОНЕЦ ветки, стала чистить пёрышки.
Ответ: __________________________.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.
Ответ: __________________________.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Федор Михеич вдруг поднялся схватил свою скрыпку и хриплым и диким голосом затянул песенку.
2) Вся губерния взволновалась и заговорила об этом происшествии и я только тогда окончательно понял выражение Ольгина лица во время рассказа Радилова.
3) У подъезда раздался стук беговых дрожек и через несколько мгновений вошел в комнату старик высокого росту плечистый и плотный.
4) Руки у него были нежные мягкие и белые и он часто в течение разговора брался за пуговицы своего сюртука.
5) К Овсяникову часто прибегали соседи с просьбой рассудить помирить их и почти всегда покорялись его приговору.
Ответ: ___________________________.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) являлся естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
Ответ: __________________________.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),
на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ну (1) и (2) денёк выдался! Слава Богу (3) хоть билеты удалось купить, а то (4) говорят (5) из этой глухомани можно и за неделю не выбраться. Кирилл (6) сбегай-ка (7) дружочек (8) воды в дорогу возьми; путь нам неблизкий предстоит (9) однако.
Ответ: __________________________.
19. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.
Ответ: __________________________.
20.Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.
Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.
Ответ: __________________________.
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Среди трёх тысяч озёр Южного Урала одно из самых живописных — озеро Тургояк. (2)Про него уральцы говорят: «Тургояк — младший брат Байкала». (3)И неслучайно: вода Тургояка по чистоте и прозрачности близка байкальской, а голубизной напоминает небесный аквамарин. (4)Прозрачность воды позволяет видеть дно, растения, рыб на глубине до 18 метров! (5)Размеры озера тоже сравнимы с величиной «старшего брата»: при протяжённости 12,5 км и ширине 11 км площадь составляет 2638 га. (6)Близ озера раскинулся национальный парк «Таганай» — уникальнейший природный комплекс Южного Урала, включающий несколько горных массивов: Таганай, Юрма, Ицыл. (7)Эти места за дивную красоту называют русской Швейцарией, сравнивая со знаменитыми европейскими Альпами. (8)Мрачные ущелья и горные кручи породили легенды о тайнах Таганая, которые и ныне передают старожилы. (9)Многие истории были когда-то мифами: о загадочном народе, проживавшем здесь, повествует древнеславянская и финно-угорская мифология.
Ответ: ___________________________.
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
A) Шар луны под звездным абажуром Озарял уснувший городок. Б) Шли, смеясь, по набережной хмурой Парень со спортивною фигурой И девчонка — хрупкий стебелёк. В) Два плечистых темных силуэта Выросли вдруг как из-под земли. Г) Как швыряла молнии гроза. Д) Голос рвется, яростен и звонок: — Нож в кармане? Мне плевать на нож! (Э. Асадов) | 1) многосоюзие 2) лексический повтор 3) метафора 4) парцелляция 5) гипербола 6) сравнение 7) олицетворение 8) эпифора 9) эпитет |
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания 23-27. |
(1)Однажды я ехал в электричке. (2)Сидевшая рядом со мной у окна скромно одетая сдержанная женщина открыла томик Чехова. (3)Дорога предстояла длинная, книжки я не захватил, люди вокруг были чужие, я стал думать о работе. (4)И тем же тоном, каким спрашивают, например: «Вы не знаете, скоро ли мы приедем?» — я неожиданно для себя и тем более для соседки спросил её:
— Простите, вы не знаете, что такое счастье?
(5)Женщина с томиком Чехова в руках оказалась замечательной собеседницей. (6)Она не стала спрашивать меня, отчего я задал такой странный вопрос, не стала с ходу отвечать, она прикрыла книгу и долго молчала, посматривая в окно, — думала. (7)Наконец, когда я совсем уже решил, что она забыла о вопросе, она повернулась ко мне и сказала...
(8)Вернёмся к её ответу позже. (9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом?
(11)В каждой стране есть свой Главный педагог — народ и есть Главный учебник — язык. (12)Я не должен объяснять, что такое счастье, я должен смиренно спросить об этом наш язык — в нём всё есть, из него всё поймёшь, прислушиваясь к слову в сегодняшней нашей речи. (13)Народная мысль содержится не только в пословицах и поговорках, в народной мудрости, но и в распространённых, обычных фразах и оборотах речи. (14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (15)Это никогда не бывает случайным.
(16)Мы говорим: «счастливая доля», «счастливый случай», «счастливая судьба», «счастье привалило», «вытянул счастливый билет».
(17)Самые деятельные, всего достигшие своим трудом люди говорят: «Мне выпало счастье, мне дано счастье...»
(18)Счастье — фортуна, судьба, о которой мы ничего не знаем, и если его нет, то говорят: «Такая уж у меня судьба», «Видно, мне так на роду написано».
(19)Но мы не раз ещё столкнёмся с законом духовной жизни: всё, что есть в человеке, возникает из двух встречных движений, из двух сил: из движения, направленного от мира к человеку, и движения от человека к миру. (20)Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. (21)Но если встреча не происходит, то обеих сил словно и не было. (22)Предположим, человеку нет удачи ни в чём, несчастья преследуют его, и выпала ему, быть может, от рождения тяжёлая доля. (23)Не всякий сумеет победить судьбу. (24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой. (26)И если нет собственного стремления победить, стремления к счастью, то хоть озолоти его — счастья не будет. (27)У него нет веры в жизнь, воля его сломлена. (28)Говорят: «нашёл своё счастье», «добыл счастье», «достиг счастья» и даже «украл чужое счастье». (29)Язык требует действия: нашёл, поймал, добыл, достиг, вырвал у судьбы своё счастье, всякий человек — кузнец своего счастья.
(30)Человек должен стремиться к счастью. (31)Неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья... (32)Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого. (33)Счастье — это благословенное состояние, благодать.
(34)Что же, однако, сказала о счастье женщина в электричке? (35)Позже выяснилось, что она научный сотрудник, специалист в области химии белков. (36)После долгого обдумывания моего вопроса она сказала:
— Я не могу дать определения счастья. (37)Вот учёный! (38)Учёный не тот, кто всё знает, а тот, кто точно знает, чего он не знает. (39)Но, может быть, так? (40)У человека есть духовные стремления: когда они удовлетворяются, он чувствует себя счастливым. (41)Похоже на правду? (По С. Л. Соловейчику*)
* Симон Львович Соловейчик (1930–1996) — публицист, педагог, философ. Главный труд его жизни — книга «Педагогика для всех», в которой он изложил принципы воспитания Свободного Человека.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Женщина в электричке не смогла дать ответ на интересующий рассказчика вопрос, потому что была учёным.
2) Язык помогает находить ответы на сложные вопросы.
3) По мнению рассказчика, счастье обусловлено судьбой, с которой не поспоришь, с которой нужно смириться.
4) Человек должен стремиться к материальному благополучию, в этом, по мнению собеседницы рассказчика, и заключается неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья.
5) Язык требует от человека деятельного отношения к жизни, желания бороться со всеми трудностями и победить.
Ответ: ___________________________.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите все номера ответов.
1) В предложении 4 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 3.
2) В предложении 12 представлено рассуждение.
3) Предложения 18 и 33 раскрывают содержание понятия.
4) В предложениях 19, 20 представлено повествование.
5) В предложении 32 представлено описание.
Ответ: __________________________.
25. Из предложений 20–23 выпишите синонимы (синонимическую пару).
Ответ: __________________________.
26. Какое из предложений 11—28 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:_______________________
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания. |
Часть 2
Для ответа на задание 27 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. |
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Можно ли добыть счастье?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.